Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Кобызовые кюи
2018-12-14, 7:38 AM
Кобызовые кюи – это древнейший пласт казахской инструментальной музыки. Он связан с деятельностью баксы и жырау. Соответственно кобызовые кюи в казахской культуре представлены двумя стилевыми течениями – шаманские и эпические кюи. Слово «кюй» это инструментальный жанр, а кюйши исполнитель на инструменте. Жырау у казахов – исполнитель эпических произведений, баксы-шаман.
Упадок шаманской веры, начавшийся еще в первой половине XIX века способствовал постепенному исчезновению баксы, но все же они с неизменным кобызом в руках сохранились вплоть до ХХ века.
Казахское абыз – самый старший в роду, абыз – называли в древности и шаманов. От абыз – происходит казахское кобыз , слово, варианты которого обозначают различные музыкальные инструменты, широко распространенные у многих народов мира. У казахов в названиях инструментов шан-кобыз, темир-кобыз, кыл-кобыз, кагаз-кобыз, слово кобыз выступает в значении музыкальный инструмент. В пользу этого говорит то. Что употребляемое самостоятельно, без дополняющих слов кобыз обозначает струнный смычковый инструмент, испокон веков бывший принадлежностью именно баксы-абыз. Само слово баксы восходит к выражениям ауруды багу - лечить болезнь, багыштау –пасущий , лечащий. Е.Турсунов считает, что это исконно туркское слово означающее смотреть , высматривать , заключающееся в высматривании украденной души больного в предвидении будущего. В легенде о Коркыте – отце всех кобызистов в символической форме отражен древний взгляд на магическое значение в жизни: пока Коркыт играет на кобызе, смерть не смеет к нему подойти, но лишь он заснул и перестал играть . как смерть в облике змеи ужалила его. Музыка , порожденная жизнью – защита от вездесущей смерти. Естественно, что именно такое понимание музыки, уравнение ее с наивысшими стихиями – жизнью и смертью – послужила причиной запрета на использование кобыза в быту для увеселения. Право игры на нем принадлежало лишь шаманам – баксы, имя его не произносили, а называли иносказательно « старший, главный инструмент» - «кобыз». Запрет преследовал цели оградить кобыз от каждодневности, будничности, которые могли принизить его высокое значение в жизни людей.
В юртах шаманов во время исполнения культовых обрядов кобыз был посредником между людьми и незримым, но могущественным миром духов. Окружающих людей и активно влияющих на их жизнь. Его слабый голос вопрошал от имени живых, его голосом отвечали духи.
Записей музыки баксы произведено очень мало. Наличие их позволяет заглянуть в древнейший слой казахской музыки. Следы столь явственной связи между шаманизмом и более поздними явлениями духовной культуры казахов, запечатленные в современной лексике тюрко-язычных народов заставляют отнестись к ним с особым вниманием.
Мелодии шаманских камланий, и вокальные и кобызовые, называются – сарын. У каждого кобызиста были свои личные сарыны, на которые распространялись своеобразное право собственности. Стремление уберечь сарыны от распространение других лиц было непосредственно связано с верой в их магические свойства. В имеющихся записях личных сарынов, можно уловить явственные черты единого стиля отличающего их от прочих жанров песенной и инструментальной музыки казахов. Они выделяются устойчивым присутствием тритона в мелодии, особым построение целого путем многократного, точного и варьированного повтора на одной высоте мелких звеньев – мотивов. Точный повтор – закономерность, а варьирование носит характер случайных отклонений от ведущих тендеций.
К сожалению почти все опубликованные сарыны баксы фрагментарны. По этим записям невозможно судить о том, как осуществлялся баксы выход за пределы повторности одного мотива, иными словами каким образом совершалось торможение замыкания точности повтора, по существу тяготеющей к бесконечности.
Подобно сарынам темы кобызовых кюев также строятся путем многократного повтора мелкиз ячеек на одной высоте, остановка движения осуществляется введением нового мотива.
Такой тип построения темы ни в каких других жанрах казахской музыки, кроме шаманских сарынов и кобызовых кюев не встречался. Сарыны шаманских камланий донесли до нашего времени древнейший слой музыки, стиль кобызовых кюев зародился именно в ее недрах. Выжить кобызц, пройти сквозь века истории, дойти до нашего времени и рассказать о своей эпохе возможно лишь аккумулировав в своей музыке огромный заряд духовной энергии народа, важные свойства его мироощущения. Условия кочевого быта, в которых пролег путь казахских песен, вынуждали их брать с собой в будущее лишь жизненно необходимое их своих материальных и духовных богатств. Шаманство навсегда оставило на кобызовой музыке отпечаток строгости, простоты и истинного величия, свойственный культурам рожденный народами на ранних этапах цивилизации. Музыка кобыза вобрала все то серьезное , что отличает отношения людей со смертью и жизнью, с прошлым и будущим. Эта серьезность не покидает музыку для кобыза и тогда, когда их рук шамана она попадает в руки жырау – сказателя древних легенд. И самостоятельные пьесы для кобыза исполняющиеся вне шаманских обрядах не изменяют тому серьезному эмоциональному строю, который был порожден долгим культовым применением инструмента. Неполные два десятка сохранившиеся до нашего времени - это крохотный осколок того громадного музыкального зеркала, в котором отражался мир кочевников. Интонации этой музыки, сложившиеся века назад, состарились; заряд активной направленной к слушательскому восприятию, энергии стал менее интенсивен, требуется долгое вслушивание и внимательное изучение этой музыки, чтобы за патиной времени услышать истинные образцы этого искусства.
Эмоциональный облик музыки для кобыза складывается под активным воздействием специфического тембра инструмента. Он обусловлен флажолетно-ногтевым способом и звукоизвлечения одним из древнейших способов игры на смычковых. Пальцы левой руки прижимаются ногтями к высокоподнятым над грифом струнам. Ногтевое касание обеспечивает легкость получения флажолетов и наличие всхлипывающих флажолетных обертонов, которые сообщают звучанию кобыза сходство с трепетными интонациями человеческого голоса. Мы слышим в кобызовых кюях и пение птиц , и песню всадника. Шум битвы и призывный клич воинов, вой волков и хлопание крыльев лебедя.
В кобызовых кюях представляет перед нами мир величественных образов древнего кочевника. Стремление к монументальности спутник эпического мышления. Авторы кюев стремятся к монументальности любой ценой, даже ценой однообразия и прямолинейности. Их усилия сохранили в звуковой материи дошедших до нас кюев пафос самоутверждения человека. Человека столь мало преуспевшего в технической оснащенности своего искусства, но сумевшего в органично музыкальном высказывании воплотить целостное мироощущение.

Литература:
1. Коган М., Морфология искусства
2. Сарыбаев Б., Из страниц прошлого (новые материалы о кобызе)
3. Токарев, Религия в истории народов мира.
4. Тихов, О музыке туркестанских киргизов .
5. Аманов Б., Мухамбетова А., Казахская традиционная музыка

Г.Караганда.
КГУ «Специализированная музыкальная школа-интернат», преподаватель Тулеубаева М.Ш.
Категория: Искусство | Добавил: vflbyf1986
Просмотров: 215 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2020-05-27, 0:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [862]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru