Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Интонационный строй произведений Эдварда Грига
2019-10-16, 7:28 AM
Интонационный строй произведений Эдварда Грига

ФИО преподавателя: Садова Елена Вячеславовна.
ФИО ученика Цыкунова Софья.
Предмет: фортепиано. Класс 4.
Методологическое обоснование урока. Я работаю над проблемной темой «Развитие интонационно-мелодического слуха учащихся». В развитии музыкального слуха учащихся интонационная сторона должна быть ведущей. Ведь интонационный слух можно рассматривать как психологический механизм приема и расшифровки содержательных аспектов музыки, позволяющий проникать в тончайшие оттенки художественного смысла через эмоционально-чувственное переживание и понимание не только звуковысотных соотношений, но и артикуляционных, ритмических, тембровых, динамических. Подготовка к открытому уроку «Интонационный строй произведений Эдварда Грига» является частью этой работы.
Тип урока: творческая мастерская, систематизация ЗУН
Цель: Систематизировать базовые знания в процессе знакомства с интонационным почерком композитора Э.Грига
Задачи
Образовательные: формировать базовые знания, составляющие профессиональные компетенции по предмету.
Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию.
Воспитательные: воспринимать процесс познания, как средство улучшения личностных качеств.

Планируемые результаты
Предметные: усвоить общее понятие о музыкальной интонации, знать и отличать интонационный почерк композитора Э.Грига. Личностные: повысить культурный уровень, получить навыки исследовательской работы, повысить исполнительское мастерство.
Метапредметные: формировать способность познавать окружающий мир через приобщение к музыкальному искусству
Основные понятия: интонация, выразительность, творчество, стиль, музыка.
Межпредметные связи: музыкальная литература, теория музыки, литература.
Технологии: РО, ЛОО, ИКТ
Форма урока: индивидуальная
Подходы: исследовательский, мотивационный, компетентностный, деятельностный, метапредметный, рефлексивный
Ресурсы: «Музыка как искусство интонируемого смысла» статья кандидата искусствоведческих наук, сотрудника «Института художественного образования» Российской Академии Образования Акишиной Е.М.
«Феномен музыки» из книги В.Н.Холоповой, педагога, профессора Московской консерватории.
Оборуд-ние ноутбук, проектор, электронная презентация, фортепиано.
Исполняемая Э.Григ «Кобольд», «Норвежский танец». Фрагменты: «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Халлинг», вступление к Фортепианному концерту.
Ход урока:
- Софья, ты имеешь уже некоторый музыкальный опыт, и, конечно, прослушав какое-либо произведение, уже можешь сказать – классическое оно или современное, звучит песня, танец или марш? Гомофонногармоническое изложение фактуры или полифоническое? По каким признакам можно определить принадлежность произведения к жанру, типу изложения фактуры? /по интонациям/. В прошлом году ты проводила исследование характерных особенностей немецкого композитора Р.Шумана, ты исполняла, слушала его произведения, и можешь их узнать, можешь использовать в дальнейшем приобретенные знания, можешь поддержать беседу об этом композиторе, высказать свое мнение. Наш открытый урок это итог исследовательской работы произведений Э.Грига. В процессе занятия попытаемся выявить характерные музыкальные интонации, из которых складывались музыкальные образы, интонации по которым можно на слух определить, что это звучит музыка Э.Грига, т.е. определить почерк композитора. Мы сегодня попытаемся определить интонационный строй произведений Э.Грига. Начнем с вопроса «что же такое интонация?»
/В католической церкви издавна существовал возглас
священника перед вступлением игры органа: священник речитативом, то есть, напевно произносил определенную фразу, в качестве завершения имевшую ноту, которая задавала настройку дальнейшему звучанию хора. С этим предварением и связано само происхождение слова «интонация»: intono значит, «громко произношу»/
- С какими интонациями мы сталкиваемся с повседневной жизни?
/С речевой интонацией, по интонации можно определить эмоции людей, даже если они говорят на незнакомом языке. В музыке «интонация» это осмысленная организация звуков, взаимосвязанных между собой. Интонацией композитор выражает характер, образ произведения, поэтому интонация должна быть выразительной и запоминающейся./

- Софья, я тебя познакомила со статьей кандидата искусствоведческих наук, сотрудником «Института художественного образования» Российской Академии Образования Акишиной Екатериной Михайловной и мы систематизировали знания о музыкальной интонации. В статье выделяется пять типов музыкальных интонаций.
/1) Эмоциональные интонации, которые делятся на мелодические и ритмические. /Пример тема из «Славянского танца» А. Дворжака ми минор, С. Прокофьев – Токката/.
2) Изобразительные интонации посредством звукоподражания
имитируют предметы и явления внешнего мира - водную стихию, пение птиц и т.д. пример Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»/.
3) Жанровые интонации воссоздают в музыке черты бытовых жанров: марша, песни, различных танцев; или же жанров классической музыки. Пример гармоническая схема в жанре польки/
4) Стилевые интонации – по ним подготовленные слушатели отличают одного композитора от другого, Баха от Моцарта, Прокофьева от Гайдна, либо слышат черты национальной музыки, (например, китайской, болгарской и т.д.) пример М. Раухвергер «Китайская песенка», композитор использует пентатонику. В этом ладу нет 4 и 7 ступени, нет полутонов, а значит, отсутствует тритон, музыка дарит ощущение спокойствия и радости.
5) композиционные интонации это общемузыкальные элементы,
при помощи которых композитор создает, как бы «строит» свою индивидуальную музыкальную композицию: интервалы, аккорды, гаммы и т.д./
- Композиционные интонации не выходят в произведении на первый план, они подчиняются интонациям других типов.
Важной особенностью интонаций является взаимодействие их типов. Когда мы слушаем вступление к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова, мы испытываем одновременно эмоцию восторга и состояние спокойствия при созерцании водной стихии, все произведения, в которых используются жанровые интонации, так же эмоционально окрашены. Можно сделать вывод, что все типы интонаций имеют эмоциональную окраску.
- А что мы выяснили о возможных масштабах интонации?
/Протяженность интонации может быть от нескольких тактов, до одного выразительного звука./
- Мы систематизировали знания о типах музыкальных интонаций, их масштабах. И нужно отметить, что распознаёт интонации, классифицирует их по типам, улавливает их эмоциональную окраску - интонационный слух. Изучая произведения композиторов разных стилей, эпох, ты развиваешь свой интонационный слух, пополняешь интонационный запас.
Прежде чем представить произведения Э.Грига, нужно сказать, что ты изучила биографию композитора, и знаешь, что на его творчество большое влияние оказала норвежская народная музыка, в ней он черпал вдохновение. Круг музыкальных образов – это любовь, душевное состояние человека, картины природы, сказочные персонажи.
Представим произведение «Кобольд» Э. Грига.
/исполнение/.
- Скажи, пожалуйста, можно ли рассуждать о стиле композитора, изучая одно произведение?
/Нет, мы слушали много произведений Э. Грига, выяснили, что схожими интонациями композитор пользуется рисуя сказочные образы в произведениях «Шествие гномов» и «В пещере горного короля». Исполнение фрагментов/.
- Какие интонационные черты объединяют эти произведения?
/1. Остинатный бас, на основе которого развивается мелодия. В мелодии меняется тональность, бас остается неизменным. Исполнение, гармонический анализ/
- К какому типу интонаций можно отнести интонацию остинатного баса?
/ К жанровому типу, потому что слышится марш – упругое движение с четким ритмом. /
- А эмоциональную окраску имеет интонация баса?
/Да, низкий регистр, штрих стаккато придают таинственность, напряженность./
-Эта интонация ритмическая или мелодическая?
/Ритмическая./
- Ты понимаешь, какие задачи перед тобой как перед исполнителем ставит расшифровка этой интонации? Чтобы исполнить виртуозно, не потерять эмоциональной окраски нужно искать приемы, способы работы, укреплять пальцы, развивать технику, упорно заниматься.
/2. Развитие коротких мотивов. Эти мотивы композитор окрашивает разными тембрами, меняет ладовую окраску, от этого происходит быстрая смена настроения. Ладовая, тембровая переменность придают музыке Грига мерцающий характер, который связан с северным пейзажем его родной страны. / Просмотр видео.
Конечно, эти интонации эмоционально окрашены, они мелодические. Палитра эмоций богата от таинственности до веселья, от ликования до угрожающих ноток. / Анализ интонаций произведений, практический показ/. Композитор Дебюсси называл произведение Э.Грига «Леденцами, завернутыми в снег». Это было не очень приятное сравнение, но от этого своего очарования произведения Эдварда Грига не потеряли.
/3. Ещё одна характерная черта композитора - аккордовость мелодического склада. Э.Григ использует аккордовые последовательности в развитии образа произведения. Движение мелодии идет по хроматизмам, это придает ощущение необычности, фантастики, напряженности./
- Говоря о масштабах интонации, отметим интересный момент - в момент кульминации пьесы «Кобольд» Э. Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука», находящегося в тритоновом отношении к ясной гармонии трезвучия E dur. Какая смысловая подоплёка?
/Любой кобольд может стать невидимкой и появляться в совершенно неожиданном месте в виде бородатого крохи в алой шапке. Эту интонацию можно отнести к изобразительному типу./
- Все перечисленные особенности интонационного строя композитора встречаются в его следующем произведении «Норвежский танец», это и развитие мотивов, аккордовое изложение мелодии, ладовая переменность, /анализ, проигрывание/, но я хочу обратить твое внимание на интонацию I – VII- V, которая придает характер неустойчивости и напряженности. Эту интонацию Э.Григ взял из норвежской народной музыки, и она прочно вошла в стиль композитора.
И если в Норвежском танце эта интонация жанровая, придает изящество, грациозность, /пример из «Норвежского танца», « Халлинга»/, то во вступлении Фортепианного концерта виртуозный пассаж охватывает всю фортепианную клавиатуру, звучит мощно и грандиозно, эту интонацию называют символом Норвегии.
Знакомясь с произведениями Э.Грига, мы проанализировали интонационный строй его музыки, сможешь ли ты узнать эти произведения, рассказать о творчестве композитора своим родителям, друзьям, поддержать беседу о композиторе?
- Мы говорили об эмоциональных, жанровых, изобразительных интонациях, которые использует композитор, но они в первую очередь стилевые, принадлежащие только Э.Григу, по ним мы можем отличить его произведения от других композиторов.
Я тебя попрошу закончить предложения:
Теперь я могу…
Я научилась…
Было трудно...
У меня получилось…
Было интересно…
Меня удивило…
- Я надеюсь, что при подготовке к этому занятию твой музыкальный кругозор расширился, ты пополнила свой багаж знаний, повысила культурный уровень, получила навыки исследовательской работы, повысила исполнительское мастерство, то есть произошел твой личностный рост. Я думаю, что полученные знания о музыкальных интонациях, их типов, пригодятся тебе в дальнейшем, так как эти знания универсальны, ты их можешь использовать, изучая любое произведение, желаю тебе успеха.
Категория: Искусство | Добавил: elenasadova68 | Теги: интонация, музыка, искусство
Просмотров: 75 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2020-05-27, 4:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [862]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru