Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

"Старый ворон не каркнет мимо". Интегрированное учебное занятие
[ Скачать с сервера (419.5 Kb) ] 2012-04-21, 11:46 AM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

СТАРЫЙ ВОРОН НЕ КАРКНЕТ МИМО

ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть художественный замысел картины В. Васнецова «Витязь на распутье» посредством анализа биологического объекта
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- изучить особенности строения и образа жизни ворона как представителя семейства Врановые;
- изучить историю создания, художественные особенности картины.
Развивающие: продолжить формирование
- информационных навыков по поиску и переработке научной информации в соответствии с поставленными целями;
- коммуникативных навыков работы в паре, группе, выступления перед классной аудиторией с подготовленным сообщением;
- умения анализа художественного произведения через биологический объект.
Воспитательные: продолжить воспитание целостного восприятия окружающего мира через произведения художников живописи

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин Виктора Васнецова «Витязь на распутье» 1878 и 1882 гг, рисунки и фотографии ворона черного, информационные листы для работы групп; музыкальные отрывки: былинная русская народная песня.

Уроку предшествовал подготовительный этап: организация работы в группах:
«Орнитологи», «Архивариусы», «Мифологи», «Художники» и (по возможности) экскурсия в Третьяковскую галерею.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА
1. Организационный этап. Настрой. Учащиеся входят в класс под музыкальное сопровождение – былинная русская народная песня.

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.
Сегодня, ребята, мы вновь обращаемся к произведению великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Эта картина, «Витязь на распутье», явилась знаковой в творчестве художника.
Тема картины возникла под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». На пустынном поле, усеянном мертвыми костями,
Наехал он [Илья] три дороженьки,
Три дороженьки он, три ростании.
На тех ростаньях лежит там бел горюч камень.
А на камени том подпись подписана:
«На леву ехати — богатому быть,
На праву ехати — женату быть,
Как пряму ехати — живу не бывати, —
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
И раздумался старый Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Иванович:
Да в которую дороженьку будет ехати?
Сегодня на уроке мы должны постараться раскрыть художественный замысел автора, который он стремился воплотить в картине.
3. Первичное обсуждение произведения. Эвристическая беседа.
Вопросы и задания учителя Предполагаемые ответы учащихся
Опишите ваше первое впечатление от картины Печальная. Задумчивая
Кто изображен на картине? Витязь перед камнем судьбы
Что вы знаете об этом камне? Предсказывает судьбу
Кто еще из живых существ изображен на картине? Три черных ворона
Как вы думаете, почему изображены именно эти птицы? ?
Высказывают свое мнение
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)

4. Постановка проблемного вопроса: Почему Виктор Михайлович Васнецов ввел в картину «Витязь на распутье» именно ворона?

5. Решение проблемы. Выступление групп с выполненным домашним заданием Обсуждение итогов работы в группах.
5.1. Группа «Орнитологи».
Учащиеся. Рассказывают о вороне, используя информацию, помещенную в таблице и рисунки:
Ворон черный (Corvus corax)
Внешнее строение Местообитание
(глобальное) Гнездование Питание
Оперение жесткое, плотно прилегающее к телу. Половой диморфизм в окраске не выражен. Вес до 1,5 кг Космополиты. Отличается эвритропностью: распространен от арктических тундр до пустынь и высокогорной Голарктики. Брачные игры и спаривание в первой половине февраля и в марте. Гнездо крупное: до 75 см. Помещают в кронах высоких деревьев, на уступах скал и береговых обрывов, на опорах ЛЭП. Строят гнездо самец и самка около полутора недель. Для постройки используют толстые ветви деревьев. Лоток выстилают шерстью, тряпочками.
В первой половине марта самка откладывает от 3 до 7 яиц. Насиживает самка в течение 19-21 дня. В это время пищу ей доставляет самец. Он охраняет гнездо, предупреждая самку криком об опасности. Птенцы вылупляются во второй половине апреля и в мае. Вначале самка проводит много времени в гнезде, е и птенцов кормит самец. Когда птенцы подрастают, корм им приносят оба родителя. Птенцы покидают гнезда в возрасте 40 дней. Всеядны. Основной корм его – падаль, которую он собирает на свалках, у скотобоен и скотомогильников, трупы диких животных. Поедает также грызунов, яйца и птенцов, рыбу, различных беспозвоночных. Из растительных кормов предпочтение отдает злакам, меньше – плодам и семенам.
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Внимательно изучив информацию о вороне и рассмотрев картину, мы пришли к выводу, что В.Васнецов ввел в картину ворона черного, т.к.
1. Это всеядная птица, основной корм – падаль. Картина наполнена человеческими и животными останками и присутствие в ней черного ворона логично.
2. Это осторожная и умная птица. Выбор, который должен сделать витязь должен быть взвешенным и правильным. Вороны подчеркивают напряженность ситуации.

Заполненная таблица «Ворон черный» заранее распечатывается на отдельных листах, и после выступления группы раздается классу.
Учащиеся вклеивают таблицу в тетрадь и записывают вывод.

Учитель. Итак, мы познакомились с биологическими особенностями ворона черного и сделали вывод о том, что присутствие в картине ворона - падальщика и ворона как осторожной и умной птицы логически обусловлено. Однако, давайте обратимся к народной мудрости, которая, возможно, дополнит наши представления об этой птице. Предоставим слово «Архивариусам».

5.2. Выступление группы «Архивариусы»
Учащиеся: Анализ пословиц, приведенных в словаре В.И. Даля позволил нам дать следующее толкование:
Пословица Толкование
Всякому б ворону на свою голову каркать. Предвещать беду
Старый ворон мимо не каркнет.
Старый ворон не каркнет даром.
Мудрая птица
Как ворон крови ждет (зырить). Зловещая, кровожадня
Спроважу, куда ворон костей твоих не занесет. Обещание убить
Два ворона летят, одну голову едят? Сходство интересов?
Ворон каркает на церкви, к покойнику на селе; каркает на избе, к покойнику во дворе. Предвестник смерти
Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Предвестник смерти
Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал). Накликал беду
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)

Можно сделать общий вывод о том, что В.М.Васнецов ввел в картину ворона черного т.к. народная мудрость наделяла эту птицу такими качествами как
- мудрость (необходимая при принятии витязем правильного решения);
- зловещий предвестник беды (скорее всего, витязя ждет смерть).

Учащиеся записывают вывод в тетрадь

Учитель. Итак, наш поиск продолжается. Думается, что он будет более полным, если мы обратимся к мифологии и узнаем, какие представления о вороне существовали у разных народов мира. Представляю слово «Мифологам».

5.3. Группа «Мифологи»
Учащиеся: Изучив предложенную информацию о вороне в мифологии, мы составили следующую таблицу:
Ворон в мифологии
Информация из текста Отношение к картине
Посланец богов и героев, знает больше, чем обыкновенные птицы. На картине изображен герой
"Ворон сказал, серая ворона сказала" приложима к вести, которая считается безусловно верной Может помочь витязю в выборе пути
Ворон питается трупами, его всегда ассоциировали со смертью, войной, разрушением. Картина наполнена останками людей и животных. Присутствие ворона объяснимо
Птица рока. Зловещая птица, предвестник несчастья и смерти. Судьба витязя определена
Увидеть двух воронов вместе - очень плохое предзнаменование, а трех - и того хуже. На картине три ворона
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)

Можно сделать следующие выводы:
1. Вороны введены в картину художником, поскольку ворон – это мудрая птица, спутник героев, который может всегда дать правильный совет.
2. Ворон – символ смерти, войны, разрушения. Его присутствие в картине подчеркивает ее трагизм.
3. Ворон – зловещая птица рока, предвестник несчастья. Три ворона в картине являются плохим предзнаменованием для витязя. Судьба его предопределена.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь
Учитель. Итак, казалось бы, тайна картины раскрыта. Но я предлагаю пойти дальше по нашему пути поиска истины. Вглядимся в картину внимательнее. Это нам поможет сделать группа «Экологи-историки».

5.4. Группа «Экологи-историки»
На картине изображен север Русской равнины, для которого характерны валуны, оставленный отступающим ледником. Биогеоценоз болотистой степи. В то историческое время, изображенное художником, на Западе находилось Тевтонское княжество, являющееся извечным противником Руси. Витязь патрулирует границы родины.
На картине изображен вечер. Именно с запада летит один из воронов. Скорее всего, там было сражение, после которого остались погибшие. Ворон летит с пиршества. Путь туда труден и опасен – впереди непроходимое болото, уже есть погибшие (человеческие останки на картине). Но именно на запад, скорее всего, отправится витязь, чтобы защитить Русь.
Пейзаж картины «Витязь на распутье» близок восприятию природы, присущему сказителям народных былин, он органично сливается с образом витязя.

Вывод: Былинный богатырь выберет трудный, но верный путь. Он отправится на защиту своего Отечества, несмотря на опасности, которые его подстерегают на этом пути.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь

Учитель. Настало время предоставить слово «Художникам». Известно, что В. Васнецов долго вынашивал замысел картины, сделал много предварительных набросков, написал несколько вариантов, из которых широко известны два – 1878 и 1882 года.

5.5. Группа «Художники»
Сравнение двух вариантов картины – раннего, 1878 года и более позднего, 1882 года позволило выявить следующее:
Позиции сравнения Картина 1878 . Картина 1882 года
Витязь Повернут лицом к зрителю Расположен в ¾ к зрителю
Камни Разбросаны по картине хаотично. Центральный заострен, надпись длинная. Расположены боле упорядоченно. За центральным уходят цепочкой вдаль. Центральный закруглен, более старый. Надпись сокращена
Детали Много костных останков Из скелетов остались лишь череп человека и череп с фрагментом позвоночника и ребер лошади
Птицы Три ворона – один летит навстречу витязю, два сидят на камне Три ворона – один летит навстречу витязю, один сидит на земле, голова обращена к витязю, один сидит на камне и каркает на рыцаря
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)

Изучение набросков картины и информационных текстов позволило выявить следующее: художник шел по пути сокращения лишних деталей (уменьшение количества воронов, костных останков, камней). Камень-вещун постепенно меняет свой облик – становится более приземленным, древним.
В окончательном варианте (1882) Васнецов достиг полноты выражения волновавших его чувств и настроений. Главнее место занял образ витязя на великолепном белом коне. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. В композиции законченного произведения этот камень уже поистине живой вещун. Внутренне правдива поза витязя, выражающая сосредоточенное размышление, спокойную готовность его быть верным выбранному трудному пути. Конь со склоненной головой силен и упорен, как и всадник. Доспехи витязя, сбруя коня — все целостно и поэтично, как древняя былина, из которой Васнецов заимствовал содержание своего произведения. Пейзаж получил новые черты, передавая характер степных далей. Композиционно по-новому размещены камни; они вытянулись в ряд за камнем-вещуном и словно указывают прямой путь вдаль. Черепа человека и лошади зловеще повернуты в сторону витязя. Убрано все лишнее, ненужное, мельчившее картину.
В картине найдено колористическое единство, нужная цветовая гармония несколько приглушенных благодаря сумеркам тонов. Уже в этом произведении чувствуется колористическая одаренность Васнецова. Умело сопоставлены голубоватые тени и теплые розовые отсветы заката на камне и на гриве коня. Выразительно предвечернее, просветленное небо, как бы зовущее вдаль, с длинным синим облаком над темнеющей степью. Всюду разбросаны по необъятным пространствам поля валуны. На темной зелени светлеют кости и черепа погибших витязей. Черные вороны выражают напряженную тревогу и вещают об опасности каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне.
Введение В.Васнецовым черных воронов предполагалось в самом начале замысла. В процессе работы над картиной количество птиц было уменьшено (со стаи до трех), чтобы подчеркнуть неотвратимость выбора (одного из трех) и драматизм произведения. Их размещение стало более определенным: летящий ворон (возвращение оттуда, куда собирается витязь), сидящий ворон (размышляющий, глядя на витязя), каркающий ворон (накликающий беду).

Вывод:
Введение Виктором Михайловичем Васнецовым в картину «Витязь на распутье» черных воронов подчеркнуло:
1. тройственность предстоящего выбора. В картину введены три ворона (три дороженьки)
2. движение картины. Летящий ворон – движение, сидящий на земле – статика, распахнувший крылья на камне и каркающий – полудвижение, побуждение к действию, чтобы витязь скорее на что-то решился.
3. драматизм предстоящего выбора главного героя. Вороны питаются падалью. Витязя в его выборе ждет гибель. Летящий ворон с той стороны, куда скорее всего поедет витязь, уже пообедал трупами. Каркающий ворон на камне предвещает гибель героя.

Заключительное слово учителя. (Вновь звучит былинная русская народная песня).
Итак, поиски истины закончены, и мы вновь совершили великое открытие. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье» аллегорически раскрывает переломный момент в жизни самого мастера. После ряда колебаний и исканий художник пошел по новому творческому пути — выражения в народе того, что свидетельствовало о его силе, способности к борьбе, что сделало русский народ великим и могучим. Он обратился к живительному источнику народной мудрости и красоты— народному творчеству, несущему в себе веру в богатырское величие и прекрасное будущее русского народа.
Васнецова, выбиравшего собственный творческий путь, поразило, как народ в одной из былин об Илье Муромце выразил свою внутреннюю силу: витязь выбирает не путь, сулящий ему счастье и богатство, а путь, ведущий через опасности, и, идя по такому пути, он бесстрашно преодолевает их и выходит победителем.
Витязь, изображенный на картине – это сам художник, который представлял трудности в творческом направлении, которое избрал для себя в искусстве; в новой для его времени историко-былинной тематике, в смелой, положительной, героической обрисовке образа народа. Васнецов будет стремиться воплотить в своих образах его великую творческую силу и время показало, что он выбрал верный путь.

Литература:
1. Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т.т. Т.2. Птицы. – М.: Терра, 1996 г.
2. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Худож. лит., 1984.
3. Жизнь животных. В 7-и т.т. Т.6. Птицы. – М.: Просвещение, 1986 г.
4. Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999.
5. Моргунов Н., Моргунова - Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1962.
6. http://www.ad-store.ru/magic

Источники иллюстраций
В.М. Васнецов «Витязь на распутье» («У камня») // http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл::19-v_2h_Vasnetsov.jpg
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье» // http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/04/Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_15.jpg
Приложения

Информационный лист для группы «Орнитологи»
Задания:
1. Внимательно изучите предложенные тексты. Рассмотрите фотографии и рисунки ворона черного
Текст 1
Семейство врановые содержит 103(106) вида с многочисленными подвидами. У воронов оперение жесткое, плотно прилегающее к телу. Половой диморфизм в окраске не выражен. Космополиты. Всеядны. Хорошо развита центральная нервная система. Голос низкий и грубый, типичное пение не характерно. Склонны собираться в крупные стаи. Наиболее крупный (масса до 1,5 кг) представитель семейства и отряда – черный ворон (Corvus corax) – отличается эвритропностью: распространен от арктических тундр до пустынь и высокогорной Голарктики. Основной корм его – падаль, которую он собирает на свалках, у скотобоен и скотомогильников, трупы диких животных. Поедает также грызунов, яйца и птенцов, рыбу, различных беспозвоночных. Из растительных кормов предпочтение отдает злакам, меньше – плодам и семенам.
Брачные игры и спаривание у черного ворона происходят в первой половине февраля и в марте. Гнездо крупное: наружный диаметр до 75 см. Помещают его птицы в кронах высоких деревьев, на уступах скал и береговых обрывов, на опорах ЛЭП. Строят гнездо самец и самка около полутора недель. Для постройки используют толстые ветви деревьев, которые обламывают в кронах или собирают на земле. Лоток выстилают шерстью, тряпочками.
В первой половине марта, после завершения строительства гнезда, самка откладывает от 3 до 7 яиц. Насиживает самка в течение 19-21 дня. В это время она редко покидает гнездо в поисках корма, пищу ей доставляет самец. Он охраняет гнездо, предупреждая самку криком об опасности. Птенцы вылупляются во второй половине апреля и в мае. Вначале самка проводит много времени в гнезде, е и птенцов кормит самец. Когда птенцы подрастают, корм им приносят оба родителя. Птенцы покидают гнезда в возрасте 40 дней.
Жизнь животных. Т.6. Птицы

Текст 2
Большой ворон обыкновенно живет попарно; если слышишь одного ворона, то стоит только поглядеть кругом, чтобы увидеть другого невдалеке от первого.
Осторожностью ворон превосходит всех своих сородичей; он только тогда решается сесть, когда тщательно облетит всю окружающую местность и не откроет ничего опасного.
Старые вороны водят молодежь на луга и поля и обучают их всем сноровкам и хитростям своего ремесла. Только к осени воронята становятся самостоятельными.
Приручить можно не только молодого, но и старого ворона. Эту умную птицу можно дрессировать как собаку, и натравливать на животных и людей; ворона даже можно приучить вылетать из дому и возвращаться обратно. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова; вообще я могу сказать, что ворон часто выказывает понятливость почти равную человеческой, и кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.
Брэм А.Э. Т.2. Птицы
2. Представьте информацию в виде таблицы:
Ворон черный (Corvus corax)
Внешнее строение Местообитание
(глобальное) Гнездование Питание
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
3. Как вы думаете, почему именно ворона черного ввел в картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов»?

Информационный лист для группы «Архивариусы»
Задания:
1. Внимательно изучите отрывок из статьи «Ворон» из словаря В.И.Даля
ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом: воронов два вида, лесной, крятун, крук южн. верховой забайкальск. Соrvus Соrах, в наших сев. губ. и Сибири; полевой ворон, Сorvus Соrоnе, восточной Руси и Сибири первый побольше, хвост округлый; у второго хвост отрубом, побольше грача. Зловещий ворон. Всякому б ворону на свою голову каркать. Старый ворон мимо не каркнет. Старый ворон не каркнет даром. Как ворон крови ждет (зырить). Спроважу, куда ворон костей твоих не занесет. Два ворона летят, одну голову едят? грядки и голбец в избе. Ворон каркает на церкви, к покойнику на селе; каркает на избе, к покойнику во дворе. Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал). Одно из созвездий. | Игра в ворона, коршун: мать прикрывает детей, а ворон хватает их.

2. Проанализируйте пословицы, используя личностный смысл, который вкладывал народ в представление об этих птицах:. Внесите анализ в таблицу
Пословица Толкование

(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
3. Сделайте общий вывод о том, почему В.М. Васнецов ввел в картину Ворона черного.

Информационный лист для группы «Мифологи»
Задания:
1. Внимательно изучите предложенный текст:
Ворон
В древнескандинавской мифологии ворон был священной птицей Одина. У него было две птицы, Хугин и Мунин, и они каждый день облетали мир, а ночью возвращались к богу и докладывали обо всем, что видели. И в других мифологиях ворон служил посланцем богов и героев и знал больше, чем обыкновенные птицы. В Ирландии выражение "ворон сказал, серая ворона сказала" приложима к вести, которая считается безусловно верной. Кельтские боги принимали иногда облик ворона, а в Уэльсе и Корнуолле он делил с клушицей честь быть вместилищем души короля Артура. Хант рассказывает, как один человек выстрелил в ворона, а стоявший рядом старик упрекнул его, говоря, что этого делать не следовало, "ибо король Артур жив и пребывает в облике этой птицы".
Из-за того, быть может, что ворон питается трупами, его всегда ассоциировали со смертью, войной, разрушением. Кроме того, народная традиция связывает его со штормом и наводнением. То обстоятельство, что он был священной птицей мародерствующих варягов и красовался на их штандартах, поспособствовало, вероятно, укреплению его образа в глазах англичан как птицы рока. Во всяком случае, несомненно то, что на протяжении веков он был птицей зловещей, предвестником несчастья и смерти, и эта традиция поныне жива в тех регионах, где все еще встречаются гораздо более редкие, чем раньше, вороны.
Так, услышать крик ворона слева, особенно рано утром, - очень плохая примета. Если он кричит близ дома, где есть больной, этот человек умрет. В Шотландии крик ворона при отплытии рыболовных судов означает, что плавание будет неудачным. Увидеть двух воронов вместе - очень плохое предзнаменование, а трех - и того хуже. Марлоу в "Мальтийском еврее" упоминает о тогдашнем веровании, согласно которому ворон носит на крыльях заразу и распространяет болезнь на те места, где ее раньше не было.
С другой стороны, как и все птицы, почитавшиеся когда-то священными, ворон имеет и положительные качества. Он кормил в пустыне Илию, а также Павла Отшельника. В "Дэнемских трактатах" читаем, что состояние сэра Джона Дака, богатого бюргера из Дэнема семнадцатого века, выросло из кусочка серебра, который бросил к его ногам ворон, хотя неясно, сделала ли это птица с особой целью или случайно. Охотники за оленями в горных районах Шотландии считают хорошей приметой услышать крик ворона при выходе на охоту, а во многих других регионах так же хорошо увидеть одного ворона, как плохо двух или трех. В Уэльсе слепой, по-доброму обошедшийся с вороном, прозреет. Это, похоже, связано с широко распространенным верованием, что эти птицы выклевывают у своих жертв глаза. Утверждают, что поскольку они едят глаза, у них острое зрение и, следовательно, магическая власть излечивать слепоту у друзей.
Одно из наиболее интересных из дошедших до наших дней суеверий касается ручных воронов, которых содержат в лондонском Тауэре. Оно утверждает, что, если один из них погибнет или улетит, английская корона падет, а вместе с ней и вся страна. Это верование может быть не таким уж древним, поскольку такого рода традиции обычно злободневны, но это не единственное и не первое предание, связывающее ворона с этой частью Лондона. В "Четырех ветвях Мабиногион" говорится, что после смерти Брана Благословенного (который, согласно одним легендам, был кельтским богом, а в соответствии с другими - добродетельным королем) его голову отрезали и похоронили на Тауэрском холме лицом в сторону Франции. Пока голова остается на месте, Великобритания будет в безопасности. Имя "Бран" означает "ворон".
По материалам сайта http://www.ad-store.ru/magic

2. Выберите из него информацию, относящуюся к картине «Витязь на распутье». Ответ представьте в виде таблицы:
Ворон в мифологии
Информация из текста Отношение к картине

(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
3. Почему В.М.Васнецов ввел в картину именно трех черных воронов?

Информационный лист для группы «Экологи-историки»
Задания:
1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины 1882 года. Обратите внимание на ландшафт.
2. Ответьте на вопросы:
2.1. Какой биогеоценоз изображен в картине?
2.2. Как вы думаете, в каком географическом месте находится витязь?
2.3. Почему художник выбрал именно этот пейзаж?
2.4. Смоделируйте ситуацию. Предположите, что было до появления витязя у камня и что будет после?

Информационный лист для группы «Художники»
Задания:
1. Внимательно рассмотрите репродукции двух вариантов картины 1878 и 1882 года. Сравните их между собой. Найдите отличия. Результаты исследования занесите в таблицу:
Позиции сравнения Картина 1878 . Картина 1882 года
Витязь
Камни
Детали
Птицы
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Как вы думаете, почему художник изменил композицию картины?

2. Рассмотрите эскизы к картине, выполненные в разные годы. Сравните их между собой. В каком направлении шел поиск художника?

Витязь на распутье. Первый эскиз. Начало 1870-х годов. Рисунок.

(отображение рисунка - в файловом материале)
Витязь на распутье. Эскиз. 1879 год. Рисунок

(отображение рисунка - в файловом материале)
Витязь на распутье. Наброски. 1870-е годы. Рисунок
(отображение рисунка - в файловом материале)
(Рисунки взяты из книги Моргунов Н., Моргунова - Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество, с.139,140,141)

Ответьте на вопросы:
1. Каков был замысел художника относительно птиц? Предполагались ли они изначально объектом картины?
2. Что изменилось в отношении художника к воронам по мере работы над произведением?

3. Внимательно изучите проведенные тексты:
Текст 1
...Мысль об этой картине возникла в 1871 —1874 годах и выразилась в виде двух беглых карандашных эскизов. Значительно позже, во второй половине 1877 года, Васнецов написал картину, а в марте 1878 года выставил ее на VI Передвижной выставке. Впоследствии, к 1882 году картина была переписана, так как ни Крамской, ни сам Васнецов, очевидно, не были удовлетворены ею. Крамской писал Репину, делясь впечатлениями о VI Передвижной выставке: «Чтение телеграммы» Васнецова — очень типично и жизненно ... но зато все остальное, боже мой! Нет, не хорошо! Очень жаль и тысячу раз жаль, но ему ничего сказать нельзя. А какой он мотив испортил! «Витязь»! — На поле, усеянном костями, перед камнем, где написано про три дороги. Какой удивительный мотив!». Стасов в статье о VI Передвижной выставке написал о картине сочувственно: «Витязь» Васнецова принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся по земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой камень с надписью торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный, и в самом деле исторически такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни и которых найдешь сколько угодно и до сих пор по России, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура - это все вместе составляет картину с сильным историческим настроением. Жаль только, что здесь у Васнецова не явился на помощь такой же изящный колорит, каким отличалась лучшая его в этом отношении картина: «Питье чая в трактире»
Моргунов Н., Моргунова - Рудницкая Н.
Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество, с.132, 134.
Текст 2
...Несмотря на неудачу в 1878 году с первым вариантом картины, Васнецов вернулся к. полюбившейся ему теме. Широкая былинно-песенная мелодия, поэтически-обобщенные настроения и переживания, неразрывно связанные с духом народного творчества, были истинным источником вдохновения Васнецова. Его увлекла глубина, простота, лаконическая выразительность образа Ильи Муромца, цельность его характера.
Сопоставляя то, что было создано Васнецовым первоначально, и то, к чему пришел он затем в своей картине «Витязь на распутье» (1882), можно убедиться, что искания художника шли в области былинно-эпической выразительности и красоты образа могучего богатыря, полного напряженной думы и внутренней сосредоточенности, готовности вынести все, что обещает выбираемый им путь. Не менее настойчиво искал Васнецов облик вещего, придорожного камня, имеющего в картине чрезвычайно большое значение, искал воплощения в пейзаже былинного настроения, стремился к полному слиянию всех элементов художественной выразительности картины.
Пейзаж на эскизных рисунках был ничего не выражающим фоном, а камень как в первом и во втором вариантах карандашных эскизов, так и в эскизе масляными красками не удавался. Этот камень в первых эскизах не был вещим придорожным камнем, он ничего общего не имел с древними поверьями, выглядел громадным столбом с некоторыми намеками на очертания каменной бабы. В эскизе маслом композиция оказалась решенной во многих отношениях лучше, пейзаж был полон настроения сумеречности и напряженного ожидания.
Моргунов Н., Моргунова - Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество, с.139-140.

Подтверждают ли приведенные отрывки ваши собственные мысли?

© Смелова В.Г., 2007 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликовано:
Биология: предметное приложение к газете «Первое сентября». - 2009. - № 1 (00:01).- С. 8–16
Категория: Искусство | Добавил: Тина | Теги: Витязь на распутье, ворон черный, ИЗО, В.М. Васнецов, биология
Просмотров: 1597 | Загрузок: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-12, 3:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru