Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Сорока-воровка. Интегрированное учебное занятие
[ Скачать с сервера (196.0 Kb) ] 2012-04-21, 12:03 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

СОРОКА-ВОРОВКА

ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА «БАБА-ЯГА»

ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- изучить особенности строения и образа жизни сороки как представителя семейства Врановые;
- изучить историю создания картины В. Васнецова «Баба Яга», раскрыть художественный замысел написания произведения;
- познакомится с художественным миром русской сказки.
Развивающие: продолжить формирование
- информационных навыков по поиску и переработке научной информации в соответствии с поставленными целями;
- коммуникативных навыков работы в паре, группе, выступления перед классной аудиторией с подготовленным сообщением;
- умения анализа художественного произведения через биологический объект.
Воспитательные: продолжить воспитание целостного восприятия окружающего мира через произведения художников живописи

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины Виктора Васнецова «Баба Яга», информационные листы для работы групп; музыкальные отрывки: былинная русская народная песня, Р. Вагнер «Полет Валькирий», Э. Григ «Пер Гюнт. В пещере горного короля», И.С. Бах «Токката Ре Минор»

Уроку предшествовал подготовительный этап: организация работы в группах:
«Баба Яга», «Биологи», «Архивариусы», «Мифологи», «Художники» и (по возможности) экскурсия в Дом музей В. Васнецова

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА
1. Организационный этап. Настрой. Учащиеся входят в класс под музыкальное сопровождение – былинная русская народная песня.

2. Вступительное слово учителя
Сегодня, друзья, мы будем говорить о сказке и сказочнике. Хочу обратиться к вам словами русского мастера слова, писателя и философа Ивана Ильина:
«Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам мысли черные о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется несносной раной, - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Народная и особенно русская народная сказка! Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. Не любо - не слушай. Она - как цветок; но не садовый, не взращенный намеренно и искусно, а как полевой цветок, который сам обсеется, сам укоренится, сам листочки выгонит и чашечку развернет, Божьим солнышком угрет, Божьим дождичком полит, Божьей птичкою опет. Божьей пчелке мед свой отдаст. И мед тот, - чудесный благоуханный, - не дастся гордому умнику из образованных, а дастся от пчелы только простому и мудрому пасечнику. И вот, русская народная сказка - как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее - как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы - и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, - все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата. Сотни лет накапливался, этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих, в русских душах незаметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках.
Темы сказок живут в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то там, в священных подвалах, под семью-десятью железными столбами, где завязаны узлы национального бытия и национального характера и где они ждут разрешения, свершения и свободы. В эти подвалы национального духовного опыта не проникнуть ни гордецу, ни трусу, ни маловеру, ни криводушному. Но доверчивый и искренний, но скромный и храбрый в своей поэтической серьезности созерцатель - проникают под эти своды и выводят оттуда рой народных сказок, разрешающих, свершительных и освобождающих. И для него эти сказки не выдумка и не небылица, а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия.»
И сегодня мы обратимся к картине великого художника и сказочника – Виктора Михайловича Васнецова «Баба Яга». Нам предстоит захватывающая работа: разгадать замысел художника, создавшего шедевр живописи.
Давно нет с нами замечательного певца русской души, но творения его живут и продолжают хранить свои тайны. Давайте попробуем прикоснуться к ним.

Наш путь будет непростым. Все вы заранее к нему приготовились: изучали биографию художника, время, в которое он творил, историю создания картины, каждый изображенный на ней персонаж.

3. Первичное обсуждение. Эвристическая беседа.
Вопросы и задания учителя Предполагаемые ответы учащихся
Опишите ваше первое впечатление от картины Страшная. Загадочная
Кто изображен на картине? Баба Яга, которая похитила Иванушку
Что вы знаете о Бабе Яге? Страшная лесная ведьма, старуха. Похищает детей и ест их
Кто еще из живых существ изображен на картине? Птицы: сорока и сова или филин
Как вы думаете, почему изображены именно эти птицы? ?
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
4. Постановка проблемного вопроса: Почему Виктор Михайлович Васнецов ввел в картину «Баба Яга» именно сороку и филина?

5 Решение проблемы. Выступление групп с выполненным домашним заданием.
5.1. Группа «Баба Яга»
Учащиеся: После работы с информацией мы пришли к заключению, что Баба Яга присутствует в русском фольклоре в трех воплощениях:
воплощения
Яга-богатырша Яга-похитительница Яга-дарительница
примеры обладает мечом – кладенцом и на равных бьется с богатырями;
антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень;
мать змеев, противников богатыря.
Крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего, унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю;
пожирает людей приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

характеристика Сильная Страшная, лютая Приветливая, хлебосольная, щедрая, мудрая, ведает будущее
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Возможное объяснение трех воплощений Бабы Яги в том, что она сочетает в себе черты реальной женщины и демона. Сосуществование в ведьме человеческого и демонического начал могло пониматься как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой, и злой, демонической. Как женщина (человеческая душа), Баба Яга – дарительница, как демон – Похитительница и Богатырша. Добро и Зло борются в ее душе.

Непременными атрибутами Бабы Яги как ведьмы, сопровождающими ее живыми существами и олицетворением в народе является следующее: (правильное отображение таблицы - в файловом материале)
атрибуты Сопровождающие существа Олицетворение в народе
Обитает в дремучем лесу (границе между миром живых и мертвых) в избушке на курьих ножках, в избушке – печь, где она жарит похищенных детей, лопата для забрасывания детей в печь, забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа. Обладает мечом-кладенцом. По свету разъезжает в железной ступе, ударяя по ней железной палицей или пестом. Следы заметает приделанной к ступе метлой или помелом.

Может летать верхом на метле, лопате, кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, лошадином черепе, на сороке или на животных Лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Может обращаться жабой, кошкой, собакой, свиньей, коровой и другими животными: птицей (сорокой, вороной, совой, курицей, уткой); насекомыми (мухой, бабочкой, мотыльком, пауком): могли принимать вид предметов (колеса, решета, стога сена, клубка ниток, палки, ветки, корзины)
Соха-кормилица - самое важное в крестьянском обиходе орудие труда;
загадочная, мудрая, страшная
Ведьма – от слова «ведать» - знать

Баба Яга первоначально описывалась как женщина со змеиным хвостом. Одна нога у нее костяная (сходство с Кащеем Бессмертным – от слова «кощь» - кость), она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота).

В картине В.М.Васнецов изобразил самое страшное воплощение Бабы Яги – похитительницы и пожирательницы маленьких детей. Это действительно старая и безобразная ведьма, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками с торчащей костяной ногой. Из других атрибутов использованы дремучий лес (граница между миром живых и миром мертвых), ступа и пест (палица), метла, которой Баба Яга заметает следы. Из слуг присутствуют сорока и филин, а также змеи, которых художник искусно передал иносказательно: змеится орнамент на юбке ведьмы, змеятся корни деревьев, торчащие из болота

Вывод:
1. Филин присутствует в картине как символ Бабы Яги: ночное существо, в котором уживается угроза (хищная птица) и мудрость.
2. Сорока изображена как птица, на которой ведьма может летать или в которую может обращаться.
Запись вывода группы «Баба Яга» в тетрадях учащимися.

Учитель. Теперь, когда мы ближе познакомились к образом Бабы Яги, давайте обратимся непосредственно к изображенным птицам: сороке и филину. Филин – ближайший родственник совы. Как вы помните, с совами мы уже близко знакомились на уроке «Птицы как символ свободного полета» по картине В.Васнецова «Ковер самолет». Поэтому сегодня мы перенесем свое внимание на сороку.
Давайте ближе познакомимся с биологической характеристикой этой птицы.

5.2. Группа «Биологи»
Учащиеся. Рассказывают о сороке, используя информацию, помещенную в таблице: (правильное отображение таблицы - в файловом материале)

Сорока (Pica pica)
Внешнее строение Местообитание
(глобальное) Местообитание
(локальное) Гнездование Питание
Окраска черно-белая, длинный хвост, короткие и широкие крылья. Окраска оперения головы, шеи, спины черная с сильным металлическим блеском, брюшная сторона, плечи и пятна на крыльях белые. Размеры примерно с галку, масса тела 160—260 г. Евразия, исключая север, Центральная Азия и Индия, Северо-Западная Африка, западные области Северной Америки. Оседлый образ жизни, в зимнее время кочует. Низкорослые леса, кустарниковые заросли речных долин, оврагов, балок, гор и предгорий, рощи, сады, парки, лесополосы. Обширных лесных массивов избегают.
Живут парами, которые сохраняются и зимой.
Сопровождает человека, редко селится далее 1-2 км от нас. Пункта.
Охотнее всего, занимают участки приречных и приозерных урем, примыкающих к деревням и поселкам сельского типа (75% всех найденных гнезд); дачные поселки, пригородные леса и парки (15%). Придорожные лесополосы охотнее всего заселяют в безлесной местности (8%). В городских парках и скверах гнездятся пока редко (2%). Начинают в марте. Гнездо строят оба партнера в густых ветвях кустов или небольших деревьев на высоте от 2,5 до 18 м. Оно хорошо укрыто, имеет шарообразную форму. Наружный каркас сооружают из толстых и длинных веток, в основании его делают глиняную чашу, армированную тонкими прутиками и корешками деревьев. Сверху и с боков гнездо прикрыто редкими ветками, образующими сводчатую крышу, защищающую яйца и птенцов от врагов. Сбоку находится вход в гнездо. Выстилка небольшая, в одних районах — из тонких корешков деревьев, в других — из травы и шерсти животных. Гнездо крупное: высота его с крышей 87—98 см, наружный диаметр 44—52 см, внутренний 17—20 см, глубина лотка 7,5— 9,5 см.
Для строительства гнезда предпочитают иву (119 случаев), березу (20), черемуху (9), ольху (8), ель (7), сосну (7) и осину (2). Сорока — всеядная птица. Большое место кормовом рационе занимают насекомые, в том числе и такие вредные, как хрущи, долгоносик клопы-черепашки, пилильщики, саранчовые, гусеницы бабочек и др. В пище сороки отмечены колорадские жуки. Поедает она мышевидных грызунов, птичьи яйца и птенцов. Из кормов растительного происхождения использует семена культурных злаков, подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, различных сорняков.

Внимательно изучив информацию о сороке и рассмотрев картину, мы пришли к выводу, что данный биотоп не может быть местом обитания сороки поскольку:
А) На картине изображен дремучий лес. Сороки же избегают обширных лесных массивов и предпочитают селиться в низкорослых лесах, кустарниковых зарослях речных долин, оврагов, балок, гор и предгорий, рощах, садах, парках, лесополосах.
Б) На картине изображен заболоченный дремучий лес. Деревья сложно определить с точностью до вида, но, скорее всего, это осины, может быть сосны. А сороки для строительства гнезд предпочитают в основном иву, иногда березу, и очень редко черемуху, ольху, ель, сосну и осину.
Вывод: Мы предположили, что сорока как персонаж картины указывает на близость человеческого жилья, а именно, деревни, поскольку сороки охотнее всего, занимают участки приречных и приозерных урем, примыкающих к деревням и поселкам сельского типа. После того, как Баба Яга похитила Иванушку, сорока увязалась за ней.
Заполненная таблица «Сорока» заранее распечатывается на отдельных листа, и после выступления группы раздается классу.
Учащиеся вклеивают таблицу в тетрадь и записывают вывод.

Учитель. Итак, мы познакомились с биологическими особенностями сороки и сделали вывод о том, что сорока не является исконной обитательницей дремучего леса. Загадка остается неразгаданной. Обратимся к народной мудрости. Предоставим слово «Архивариусам».

5. 3. Группа «Архивариусы»
Сравнение толкований сороки в разных словарях показало следующее:
У Ожегова указана только внешность сороки, у Ушакова добавлено движение и крик, издаваемый птицей (очень характерный). В целом, толкование Ушакова более подробное, т.к. он приводит не только русские пословицы и поговорки, а также и отрывки из литературных произведений (Мельников-Печерский, Салтыков-Щедрин, Островский).
У Даля огромное многообразие пословиц, поговорок, загадок русского народа. (правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Внешний вид Особенности поведения Народные приметы Связь с человеком
Сибирская сорока, сизая, с голубыми пежинами.
А сорока - белобока гостей поджидала, песня.
Береги, сорока, свой хвост!
Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос!
Не живет сорока без белого бока.
Сорока от сороки в одно перо родится.
Сорока нам на хвосту весть принесла.
Сорока-белобока, на пороге скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила.
Бел как снег, зелен как лук, черен как жук, повертка в лес, а поет как бес (сорока).
Рябо, да не пес; и зелено, да не лук; вертится, как бес, и повертка в лес (сорока).
Сенничек с кулачек, а запирка с шесток (сорока).
Сорока сокочет, гостей пророчит.
Всякая сорока от своего язычка погибает (или своим язычком сказывается).
Знать сороку по язычку.
Прямо только сорока (ворона) летает, да и та на кукан попадает (о проселочной езде; о правде).
Охоча сорока до находки (т. е. воровка).
Знает сорока, где зима(у) зимовать.
Не учи сороку в присядку плясать.
Когда сорока пером вся побелеет, тогда и сокотать перестанет.
Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям).
Бел как снег, зелен как лук, черен как жук, повертка в лес, а поет как бес (сорока).
Рябо, да не пес; и зелено, да не лук; вертится, как бес, и повертка в лес (сорока).
Сорока под пыль летала? уполовник.
Сорока в куст, Алексей за хвост? (сковорода и сковородник).
Сорочий язык, болтливый. Сорока в конюшне спасает от домового.
Сорока проклята в Москве, и их там нет (за то, что унесла у великопостника лепешечку с окна; или, что выдала боярина Кучку).
Сорока сокочет, гостей пророчит.
А сорока-белобока гостей поджидала, песня.
Всякая сорока от своего язычка погибает (или своим язычком сказывается).
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Сорока нам на хвосту весть принесла.
Сорока под стреху лезет - ко вьюге.
Не было сороки, а гости у порога!
Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям).
Сорока скачет на дому больного - к выздоровлению.
Сорока под порогом, и кошка умылась: а в доме ни мучицы, ни крупицы!
Сорочи не сорочи, а без рубля быть!
Сорочи не сорочи, а как сорок без одной, так ступай домой.
Болтливый человек, особенно женщина, пустоплет.
Всякая сорока от своего язычка погибает (или своим язычком сказывается).
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Сорока от сороки в одно перо родится.
Знай сорока сороку, а ворона ворону (друг, товарищ, свой).
Прямо только сорока (ворона) летает, да и та на кукан попадает (о проселочной езде; о правде).
Как сорока: где посидит, там и накостит.
Охоча сорока до находки (т. е. воровка).
Знает сорока, где зима(у) зимовать.
Не учи сороку в присядку плясать.
Наскажет он тебе, на чьей сороке изба сидела!
Сорочий язык, болтливый.
Сорочить, чесать язычок, резко болтать пустяки.
Сорочи не сорочи, а без рубля быть!
Сорочи не сорочи, а как сорок без одной, так ступай домой.
Сороковать новг. (сорока? сорок?) мужевать, мозговать, стариковать, толковать, рассуждать сообща.
ВЫВОДЫ
Сорока – птица черно-белой окраски с небольшим телом и длинным хвостом, отливающим зеленым цветом и длинным носом Сорока – птица с резким стрекотанием, по земле передвигается характерными прыжками, обитает в густых кустарниках, полет прямолинейный, склонна к воровству, умная. Двойственное отношение: с одной стороны к добрым вестям, к выздоровлению, к деньгам, к замужеству, спасает от домового, предсказывает погоду. С другой стороны гости и вести могут быть разные, погода – вьюга, проклята в Москве и ее предсказания не всегда сбываются. Отрицательная характеристика человека – болтлив, вороват, болтает по пустякам много и громко, пустобрех – обещает невыполнимое, часто расплачивается за свою болтовню.
Вывод: По нашему мнению, более всего к картине подходят пословицы о сороке-воровке. Объяснение: Баба-Яга украла Иванушку, и именно сорока-воровка сопровождает воровку Бабу-Ягу. Если проследить пометки в словаре Ожегова, в основном народ воспринимал эту птицу неодобрительно: воровка, стрекочет (болтает) лишнего и делает это громко и т.п.
Стоит обратить внимание на пословицу в словаре Даля: Сорока проклята в Москве и их там нет (за то, что унесла лепешечку с окна или что выдала боярина Кучку). Проклятая (т.е. удаленная от людей) птица и должна сопровождать проклятую (живущую одиноко в лесу) Бабу Ягу.
Учащиеся записывают выводы группы в тетради.

Учитель. Итак, архивариусы сделали вывод о том, что сорока – воровка символизирует Бабу Ягу – воровку. Ключевое понятие – красть.
Но осталось непонятным –
1. Какую лепешечку и у кого украла сорока в Москве?
2. Кто именно ее проклял?
3. Кто такой боярин Кучка?
Предоставим слово «Мифологам».

5.4. Группа «Мифологи»
Сорока - один из обычных обликов ведьмы, упоминания о котором постоянно встречаются в историко - литературных памятниках. В Москве нет сорок, потому, что по легенде в XIV в. св. Алексий, митрополит Московский, запретил им пребывать в городе, приметив, как сорокой обернулась известная ведьма. Заклинал их и царь Иван Грозный. Не любят сорок и за склонность к воровству. Так, есть поверье, что сороки исчезли из Москвы после того, как их прокляли за воровство (митрополит Филипп – за украденную частицу святого причастия или постившийся отшельник – за сворованный у него последний кусок сыра).
Представления о птице - предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи). Вешица-сорока - опасная птица - оборотень; ведьма птица. Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы - сороки летают ночью по домам и крадут еще неродившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины или голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком.
Вещица, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших).
Представление о сороке русской, восточной и западной мифологии несколько отличается. Так, в Китае она является символом счастья (хси-хьяо — подруга-сорока). Ее стрекот предвещает добрые вести или долгожданных гостей. Сорока, кроме того, воплощает праначало Ян и как птица, приносящая радость, противостоит воронам. Изображение двенадцати сорок означает многочисленные добрые пожелания, а изображение сороки, бамбука и сливы или двух сорок — пожелания счастья и любви в браке и особенно часто предназначается для свадеб.
В Центральной Европе сорока — птица, символизирующая болтливость и вороватость. На Руси отношение к сороке скорее негативное, о чем уже говорили «Архивариусы».
Вывод: Введение В.Васнецовым в картину «Баба Яга» сороки далеко не случайно. Эта птица, которая символизирует не просто ведьму, а ведьму, похищающую младенцев. Это и объединяет вешицу-сороку и Бабу Ягу.
Кроме этого, сорока, своим черно-белым оперением является символом противостояния Добра и Зла. Так же как и Баба Яга, которая как сказочный персонаж балансирует на грани царства живых и царства мертвых. Вещица-сорока, птица людоедка - воплощенная судьба и смерть одновременно
Запись учащимися выводов в тетради.

Учитель. Итак, друзья, мы уже приблизились к разгадке тайны картины. Но наше представление будет неполным, если мы не вспомним историю создания произведения. Предоставим слово «Художникам».

5.5. Группа «Художники»
Виктор Михайлович Васнецов создал картины по мотивам русских сказок в период с 1917 по 1926 год (год его смерти). Это было трудное время в истории России. В 1917 году произошли сначала Февральская, а потом Октябрьская революция. Страна погрузилась в хаос и разрушение. Началась гражданская война – брат восстал на брата, сын на отца. Моральные, религиозные и нравственные начала русского общества были подорваны. Поэтому обращение художника к сказочным мотивам неслучайно.
В те годы Васнецов особенно много думал об устройстве мира, о предназначении человека, о смысле жизни. Как художник, Вас¬нецов хочет выразить правду о добре и зле в жанре сказки. Это совпадало с художественными течениями Серебряного века, по¬эзия которого была полна аллегорических, символических смыс¬лов.
Колорит картины прекрасно выражает замысел художника. Болотный, желто-зеленый общий тон воды, леса хорошо согласован с глухим, вносящим что-то зловещее кирпично-красным тоном юбки Бабы-Яги, с синей дымкой болотного тумана и мрачно горящим красным восходящим полумесяцем.
Образ Бабы-Яги удался художнику. Он убедителен, потому что в основе его лежат жизненные наблюдения. В 1871 году Васнецов сделал карандашные зарисовки страшной старухи, которые он назвал «Обитательница углов» и «Яга». Вот этот-то тип и лег в основу фантастического сказочного образа. Интересны и характерны для Васнецова детали: деревянная ступа, в которой летит Баба-яга, взята художником с подлинной ступы, в которой когда-то толкли и обдирали в деревнях просо, корневище дерева, растущего из болота, вправо от ступы, имеющее форму огромной человеческой ступни, повторяющее форму босой ноги Бабы-Яги. Эта верно подмеченная художником особенность природы — принимать иногда формы, напоминающие животный мир, — порождала фантастические видения и создавала в народном воображении сказочные образы. Здесь она уместно и убедительно показана мастером.
В сказке Добро всегда борется со Злом. Когда наступают сумерки, кажется, что начинают править силы Зла. Некоторые из нас до сих пор верят, что именно тогда в природе пробуждается нечистая сила. В картине В.Васнецова «Баба Яга» восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется в ступе ведьма. Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. Белое пятно рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто взывает о помощи.

Заключение
Учитель. Друзья, картина Виктора Васнецова «Баба Яга», с которой мы познакомились на сегодняшнем уроке, будет воспринята вами более полно, если мы ее озвучим. Прослушайте музыкальные отрывки из произведений хорошо известных вам композиторов и выберите тот, который наиболее соответствует картине.
Звучат музыкальные отрывки: Р. Вагнер «Полет Валькирий», Э. Григ «Пер Гюнт. В пещере горного короля», И.С. Бах «Токката Ре Минор»
Учащиеся, как правило, выбирают «Полет валькирий» Рихарда Вагнера.
Звучит музыка.

Заключительное слово учителя:
Итак, мы прикоснулись к тайне картины и постарались раскрыть ее. «Баба Яга» Виктора Васнецова – картина-предсказание. Художник работал над ней много лет вплоть до самой своей смерти. Смутные времена наступили в России. Все, что казалось свято – государство, монарх, церковь, порядок – рухнуло. Брат восстал на брата, сын на отца. Добро и Зло снова встретились в своем бесконечном противостоянии. Дети малые стали беззащитны – крадут их в сумерках ведьмы, сопровождаемые птицами-оборотнями с черно-белым оперением.
Завершить урок я хочу, вновь обратившись к мудрым словам Ивана Ильина:
«О чем спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему? Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века, будут спрашивать своих родителей, пастырей и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо, без чего трудно жизнь прожить и без чего мы все-таки, в труде и страданиях, проживаем ее; и уходим из жизни, многого не поняв и не осмыслив; а под конец жизни вздыхаем…Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему - о смысле земной жизни.»

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Худож. лит., 1984.
2. Жизнь животных. Т.7. Птицы – М.: Просвещение, 1986. С.487 – 488.
3. Ильин И. Духовный мир сказки // http://kirsoft.com.ru
4. Левкиевская Е. Мифы русского народа - М.: Астрель, АСТ, 2000. С. 111
5. Мальчевский А. С., Пукинский Ю. Б. Птицы ленинградской области и сопредельных территорий. Сорока — Рica Рica //http://zoometod.narod.ru
6. Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999.
7. Моргунов Н., Моргунова - Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1962.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковники, 1997. С.749.
9. Толковый словарь русского языка. Том IV. Под редакцией Д.Н.Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. С.392
10. http://www.alb.ru
11. http://fizkag.narod.ru
12. http://myphology.ru
13. http://mithology.pagan.ru
14. http://www.b-gostskazky.com

Иллюстрации
В.М. Васнецов. Баба Яга // http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Баба_Яга.jpg/800px-Баба_Яга.jpg
Приложения
Информационный лист для группы «Баба Яга»

Текст 1
(см. файл-архив)

Текст 2
(см. файл-архив)

Текст 3
(см. файл-архив)

Задания:
1. Внимательно прочитайте тексты.
2. Попробуйте распределить информацию о Бабе Яге в три колонки (правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Три воплощения Бабы Яги
воплощения
Яга-богатырша Яга-похитительница Яга-дарительница
примеры
характеристика
Как вы думаете, почему Баба Яга предстает в народных сказаниях в трех ипостасях?

3. Выпишите из текста все атрибуты Бабы Яги, сопровождающих ее существ и олицетворение ведьмы в народе:
атрибуты Сопровождающие существа Олицетворение в народе


4. Выпишите описание Бабы Яги.

5. Внимательно рассмотрите картину.
- Какое воплощение Бабы Яги изобразил художник? Соответствует ли изображение ведьмы народным представлениям о ней?
- Найдите изображенные художником атрибуты Бабы Яги.
- Присутствуют ли в картине обычные слуги Бабы Яги?
- Какими художественными средствами художнику удалось их передать?

6. Почему художник ввел в картину филина и сороку?

Информационный лист для группы «Биологи»
Текст 1
(см. файл-архив)

Текст 2
(см. файл-архив)

Задания:
1. Внимательно изучите информацию о сороке, представленную в текстах.
2. Выберите необходимую информацию для заполнения таблицы:(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Сорока (Pica pica)
Внешнее строение Местообитание
(глобальное) Местообитание
(локальное) Гнездование Питание


3. Внимательно изучите растительность, представленную на картине. Попробуйте определить с точностью до вида изображенные на ней растения.

4. Ответьте на вопросы:
1) Может ли быть место, изображенное на картине, местообитанием сороки? Ответ докажите
2) Как вы думаете, почему В.Васнецов ввел в картину сороку?

Информационный лист для группы «Архивариусы»

СОРОКА в словарях
(см. файл-архив)

Задания:
1. Внимательно прочитайте толкование сороки, данное в словарях Ожегова и Ушакова.
2. Сравните толкования. В чем вы видите разницу?
Словарь В.И. Даля
(см. файл-архив)

Задания:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Распределите задания между членами группы:
1) выбрать информацию, относящуюся к внешнему виду сороки;
2) выбрать информацию, характеризующие особенности ее поведения;
3) выбрать народные приметы, связанные с сорокой;
4) выбрать информацию, «очеловечивающую» сороку – те особенности ее поведения, которые народ связывал с социальным поведением человека в обществе.
5) Внесите полученную информацию в таблицу: (Внимание! Информация может повторяться)
(правильное отображение таблицы - в файловом материале)
Внешний вид Особенности поведения Народные приметы Связь с человеком

6) Выделите ключевые слова в каждом высказывании в соответствии с заданием.
7) Объедините выделенное в одно предложение.
8) Выберите из пословиц и поговорок о сороке те, которые, по вашему мнению, подтолкнули художника В.Васнецова к введению в картину «Баба-Яга» именно сороки, а не какой-то другой птицы.
9) Сделайте вывод. Подготовьте выступление перед классом

Информационный лист для группы «Мифологи»
Текст 1
По легенде Господь велел птицам вычистить море, но сороке работать было лень. Она вымазалась в грязи и пошла к Господу жаловаться, что работала за двоих – за себя и за лентяя коршуна. Когда обман раскрылся, грязь навсегда пристала к ее оперению. Таким образом, сороку обвиняют в склонности к воровству и лжи, но признается, что она вестница. Видимо, это ее двойственность и дает повод искать другое воплощение тотема для данного года.
Из книги Е.Левкиевской «Мифы русского народа.», с. 111

Текст 2
О сороке в русском фольклоре мы уже упоминали. Но при этом сорока почему-то считается нечистой птицей. Вот в Москве нет сорок, говорят. Это потому, что по легенде св. Алексий, митрополит Московский, запретил им пребывать в городе, приметив, как сорокой обернулась известная ведьма. Не любят сорок и за склонность к воровству. Так, есть поверье, что сороки исчезли из Москвы после того, как их прокляли за воровство (митрополит Филипп – за украденную частицу святого причастия или постившийся отшельник – за сворованный у него последний кусок сыра).
По материалам сайта http://myphology.ru

Текст 3
ВЕШИЦА-СОРОКА
(см. файл-архив)

Текст 4
СОРОКА — птица, символизируюшая в Центральной Европе болтливость и вороватость
(отсюда речевые обороты: "болтлива как сорока", "стрекочущая сорока", "вороватая сорока" и т. п.). Уже в "Метаморфозах" Ови дия описано превращение женщины в сороку. Если у нас птица с черно-белым опереньем означает нечто негативное, то в Китае (хси) она является символом счастья (хси-хьяо — подруга-сорока). Ее стрекот предвещает добрые вести или долгожданных гостей. В одном из текстов 5 в. рассказывается, что однажды в древние времена муж и жена накануне недолгой разлуки разбили надвое зеркало. При нарушении супружеской верности кем-нибудь из них часть зеркала, символизирующая виновного, превращалась в сороку и рассказывала оскорбленному партнеру о прегрешении. Поэтому в Китае часто встречаются бронзовые зеркала с выгравированными па них изображениями сороки. Сорока, кроме того, воплощает праначало ян (см. Инь/ян) и как птица, приносящая радость, противостоит воронам. Изображение двенадцати сорок означает многочисленные добрые пожелания, а изображение сороки, бамбука и сливы или двух сорок — пожелания счастья и любви в браке и особенно часто предназначается для свадеб.

Текст 5
Сорока как тотем года
Черно-белая – балансирует на грани между добром и злом, при этом различает их сразу. Быстрота, подвижность, бойкость, ясный ум, трезвость суждений. Может одновременно делать несколько дел. Мгновенный просчет вариантов. Если сорока-воровка – то только для восстановления справедливости и возвращения украденного у вора хозяину – бескорыстность. Ходжа Насреддин. Черно-белая окраска напоминает об искушении.
Рожденным в этот год следует молиться, защищаться, не бросать слов на ветер.
Человек пегий по цвету волос. У мужчин борода и волосы разного цвета. Цвет волос может меняться в течение жизни – даже седые волосы могут стать светлыми или темными. Может быть седина (особенно у темноволосых) уже с 18 лет. Странники. Игроки. Могут вывернуться из любой ситуации при помощи слова. Хитрят и лукавят. Хватают все, что блестит, но мгновенно отбрасывают все, что мешает.
Проявление беса – косноязычность. Не произносит многие буквы, нет быстрой реакции, не понимает юмора. Лысый, обрюзгший, неподвижный, летает только с табуретки. Склонность к воровству и мошенничеству. Куски для себя отхватывает и тут же смывается.
По материалам сайта http://myphology.ru

Задания:
1. Внимательно изучите предложенные тексты.
2. Ответьте на вопросы:
1) Какую лепешечку и у кого украла сорока в Москве?
2) Кто именно ее проклял?
3) Кто такая Вешица-сорока?
4) Отличается ли представление о сороке в русской, восточной и западной мифологии?
5) Что символизирует оперение сороки?
6) Почему В.Васнецов ввел сороку в картину?

Информационный лист для группы «Художники»
Текст 1
(см. файл-архив)

Задания:
1. Внимательно изучите предложенные тексты.
2. В какое время В.Васнецов создал картины по мотивам русских сказок?
3. Обратитесь к учебнику истории. Охарактеризуйте период с 1917 по 1926 г. в истории России.
4. Репродукции картины «Баба Яга» датируются разными цифрами: на одних можно встретить 1916, на других – 1926 год. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
5. Воспользовавшись предложенной информацией, представьте одноклассникам художественное описание картины.

© Смелова В.Г., 2007 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Категория: Искусство | Добавил: Тина
Просмотров: 2687 | Загрузок: 1423 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-13, 9:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru