Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Воспитание толерантной личности средствами театра
2015-09-21, 5:34 AM
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
(конспект выступления
на Городском семинаре педагогов дополнительного образования г.Алматы)

Цель: продемонстрировать обширные возможности театрального искусства в школе как развивающей среды для воспитания поликультурной толерантной личности.

Задачи:
• продемонстрировать возможности школьного театра как развивающей среды для воспитания;
• определить связующие нити между принципами работы школьного театра и воспитательными задачами (театр Сверхзадачи);
• конкретные приемы, стратегии и практики;
• познакомить с механизмом создания и принципами работы школьного театра.

Обоснование проблемы: Нашей главной педагогической задачей является развитие и формирование интересующихся, успешных и заботливых людей, которые стремятся строить взаимоотношения в обществе посредством межкультурного понимания и уважения.

Содержание занятия:
• лекция - Возможности школьного театра как инструмента воспитания;
• интерактив – Тренинг «Театральные стратегии как путь формирования личностного осознания отношений в человеческом обществе».

1. Опрос участников
Какие качества личности могут развивать в процессе своей работы педагоги дополнительного образования?
Участники семинара предлагают устные ответы:
 эстетический вкус
 культуру восприятия искусства
 развитие навыков речи, пластики, мелкой моторики, воображения
 чувства коллективизма, товарищества, умения работать в группе и др.
Среди многих качеств личности ребенка мы выделяем, пожалуй, самый главный. Это воспитание в детях
 толерантности, т.е умения понимать другого
 эмпатии, т.е. дружелюбного отношения к представителям другой культуры, религии, национальности.

2. О толерантности

Вопрос толерантности, взаимного уважения для Казахстана не праздный, ведь Казахстан – страна многонациональная. Сама жизнь диктует нам правила воспитания.

Как научить детей быть терпимыми, уважать независимость окружающих, не принижать достоинство и культуру другого человека? Ведь подростки порой с сопротивлением относятся к нашим наставлениям. Научить жить в мире и гармонии в многокультурной стране можно только личным осознанным ДЕЙСТВИЕМ.

Как научить детей быть терпимыми, уважать независимость окружающих, не принижать достоинство и культуру другого человека? Ведь подростки порой с сопротивлением относятся к нашим наставлениям.

3. Опрос участников.

Ваши способы и приемы? (интерактив – участие группы в обсуждении).
Прошу назвать один прием, который вы считаете самым действенным в развитии качеств поликультурной личности.
Что вы считаете эффективным? – (Следуют ответы: чтение произведений о дружбе, беседа, личный пример учителя, добрая атмосфера в семье, аналогии из истории, внеклассные мероприятия, развивающие дружбу народов, изучение культуры наций, представленных в школе, изучение нескольких языков и др.)

Научить жить в мире и гармонии в многокультурной стране можно только личным осознанным ДЕЙСТВИЕМ.

4. ДЕЙСТВИЕ в театре

Возможности Театра открывают широкие перспективы для воспитания поликультурной личности. Элективный курс «Драма», школьный театр, театральная студия позволяют ребенку познать себя, исследовать культуры разных народов, доказывая, что различие культур не есть различие нравственных ценностей.

Опираясь на личный опыт работы и собственную программу, я хочу продемонстрировать и доказать, что Театр действительно является богатейшим инструментом воспитания. В аудитории находятся педагоги дополнительного образования – люди, являющиеся в школе душой и сердцем воспитательной и эстетической работы. Я хочу поделиться с вами опытом работы школьного театра и смежных кружков.
Я прошу вас стать ненадолго детьми, чтобы ощутить на себе способы воздействия театра, его возможности.
Выполняя следующие упражнения, прислушайтесь к себе, своим ощущениям, чтобы уловить механизм воздействия.

Театр – искусство коллективное и синтетическое. Занятия театром великолепно раскрывают возможности ребенка. Почему?

Театр - это Действие в рамках сверхзадачи.
Актерский тренинг в начале занятия с детьми – не только форма разминки, но и способ познания. Каждое упражнение преследует несколько целей: и специальных, и психологических.

Интерактив с участниками (участники семинара выполняют предложенные упражнения)

- «Импульс дружбы в кругу»
Я прошу всех встать в круг, подать друг другу руки и закрыть глаза. Почувствуйте, какая ладонь у партнера справа и слева: теплая или прохладная, сухая или чуть влажная, мягкая или жестковатая. Слегка сожмите ладони друг друга и почувствуйте, как партнер сожмет вашу ладонь в ответ. Теперь замрите. Я пожатием ладони одному из моих партнеров передам импульс тепла и доброты. Мой сосед должен пустить импульс дальше, пожав руку следующему соседу. Так постепенно импульс пройдет по кругу и вернется ко мне. Будьте чуткими!
После упражнения вопрос: как изменилось внутреннее самочувствие ? (ответы: чувство тепла в ладонях, приятного настроения, симпатии друг к другу).
Такое упражнение не позволяет никому остаться в стороне, за кругом. Я преследую цель: учись не контролировать ситуацию, а доверять партнеру!

- «Найди приз»
Дадим друг другу возможность почувствовать доверие к партнерам.
Прошу разделиться на две группы. Одному из группы завязываются глаза. Участник должен преодолеть препятствия и взять из коробки приз. Теперь я разбросаю на полу разноцветные листы – препятствия. Группа может подсказывать своему участнику направление движения (шаг вправо, два шага влево и т.п.). Кто быстрее и правильнее сможет выполнить задание?
После упражнения вопрос: вот вы уже не чувствуете себя друг другу чужими, не так ли?

- «Печатная машинка»
Следующая игра поддержит ощущение партнерства, подчеркнет, что каждый играет свою роль, и каждый важен для окружающих.
«Печатная машинка» (напечатать фразу «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!») Участникам раздаются карточки с разными буквами алфавита. Напечатать свою букву – хлопнуть в ладоши, пробел между словами – общий хлопок, запятая – два хлопка, конец предложения – три хлопка.

Эти простые упражнения, направленные на концентрацию внимания, незаметно дали вам чувство общности, сблизили. Вы стали друг другу немного понятнее и приятнее. Так мы на театральных занятиях создаем благоприятный эмоциональный фон для каждого ребенка.

- «Три круга внимания». Прислушайтесь! Первый круг внимания – что вы слышите в этой аудитории. Второй круг внимания – что вы слышите в коридоре, холле, т.е. за пределами аудитории. Третий круг внимания – что вы слышите на улице.
Прислушайтесь к себе! Результат - благоприятный эмоциональный фон для каждого ребенка.

5. Занятия театром имеют и свою образовательную цель.

В 2009 году я опубликовала Программу для элективных курсов «Театр. Теория, история, практика». Курс предназначен для ежегодной работы с детьми с 1 по 10 класс. Включиться можно на любом этапе.

Мы изучаем мировой театр на сценической работе по выбранной пьесе. В ежегодных спектаклях бывают представлены сказки и мифы народов мира, и мировая классика, и современные пьесы.
Дети знакомятся с мировой драматургией и находят в ней отражение общечеловеческих, а не сугубо национальных идей и проблем!

Возьмем историю двух молодых людей, семьи которых против их любви. Назовите известные вам пьесы разных народов и времен
(Ответы: Шекспир «Ромео и Джульетта», Э.Леман «Вестсайдская история», Островский «Гроза», «Енлик и Кебек» М. Ауэзова и др.).
Вот так и дети убеждаются, что все мечтают о счастливой любви, независимо от социальных и национальных различий.
Наши подростки прекрасно научены тому, как громко и крикливо выяснять отношения («Дом-2» и прочие ток-шоу и телепередачи), но они зачастую не умеют красиво строить бережные отношения, влюбляясь!

СЛАЙД-ШОУ из разных школьных спектаклей с подписями. Назвать ИДЕЮ каждого спектакля.

6. Мир многообразен.

Различие – не основание для вражды, неприятия.
Безусловно, все мы – разные. Каждый имеет право быть понятым. Каждый гордится своим народом, своей культурой. Дети должны понять, что различие – не основание для вражды, неприятия.. Когда мне нужно развить в детях воображение, я предлагаю им такое упражнение.

Интерактив. Упражнения с участникамии семинара.

Этюд «Щенок».
Я кладу на стул предмет. Вообразите, что это щенок. Задача: подойти к щенку и как-то отреагировать. Можно поговорить с ним. Затем усложняется задача:
А теперь представьте, что вы – не вы, а
- трехлетний ребенок;
- старушка;
- МЧС-ник.

Изменилась бы как-то ваша реакция, если бы дело происходило
- в Италии;
- в Израиле;
- в закрыто живущем племени?

После упражнения вопрос: почему все реагировали на воображаемого щенка по-разному? – Что различало? - возраст, характер, социальное положение героя. Но если кто-то пытался изобразить национальность, то отличия получались не в содержании действия, а в форме. Так дети понимают, что национальные отличия и разные языки – это всего лишь «разная одежда»!

7. Язык и речь НЕ всегда является способом общения.

Упражнение «Наша Таня громко плачет…»
Прочитать известное детское стихотворение, выполняя задачу: рассказать страшную историю, пожаловаться, попросить помощи, пригрозить и т.п.

Упражнение «В аэропорту» (передать партнеру информацию через звуконепроницаемое стекло). Например, фразу «Когда прилетишь, сходи в парикмахерскую постричься».

Упражнение - пластические парные этюды. Участники выходят парами и получают задание на карточке «Разыграйте сцену…»
(лиса и заяц – неожиданная встреча, страх и погоня; Лис и Маленький принц – первая встреча, страх и любопытство, постепенное приближение друг к другу).

После упражнений опрос:
Что вы почувствовали? Как можно быть понятым, если ты говоришь на другом языке? Что вы чувствовали? Страх, неудобство, стеснение? Вы понимали, что чувствует партнер? Как чувствует себя человек, если ему трудно объясняться с тобой на твоем языке?

Триязычие. В современной школе изучают серьезно три языка: казахский, русский, английский. Однажды наши пятиклассники сочиняли свой сценарий по мотивам басни С.Михалкова «Заяц-симулянт». Они заспорили, на каком языке писать сценарий? Неожиданно пришло решение объединиться. В результате они разыграли смешную сценку на трех языках сразу!
По мотивам С. Михалкова «Заяц-симулянт». Показ видеофрагмента из сценки «Мальчик-симулянт».
Вы видите, как дети без напряжения переходят с одного языка на другой. Так они приобретают осознания равноправия разных языков. Для нас, живущих в Казахстане, это очень важно.

8. О СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО
Что такое Система Станиславского?
Это система воспитания и обучения актера, теория и метод артистического действия. Автором системы является К.С.Станиславский, создатель и главный режиссер театра МХТ.

Рассказ о преобразовании театра в начале 20 века. К.Станиславский и В.Немирович-Данченко.
Основные принципы Системы Станиславского:
1.Принцип жизненной правды;
2.Принцип идейной активности искусства, нашедший свое выражение в учении о сверхзадаче;
3.Принцип, утверждающий действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного материала в актерском искусстве;
4.Принцип органичности творчества актера;
5.Принцип творческого перевоплощения актера в образ.

Работая с применением системы Станиславского, наши дети сначала вчитываются в текст роли, стараются описать характер героя, понять его цель, анализируют его действия, ставят перед собой актерскую задачу, которая поможет ярче выразить проблему героя. Великие называют театр школой жизни, и это справедливо. Каждый из нас живет только одну жизнь, формируя мировоззрение на основе собственных достижений и ошибок. Театр дает возможность прожить множество разных жизней, заглянуть внутрь души, понять мотивы поведения героя, вовсе не похожего на самого исполнителя.

9. МОНОЛОГИ

Внутренний монолог сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы произносим вслух то, что думаем. Но то, что мы думаем, отражается в нашем внешнем облике, поведении. Научиться строить внутренний монолог своего сценического героя – основа работы над ролью.

Интерактив. Упражнения с участникамии семинара.

- Внутренний монолог в паре – один произносит цепочку переживаний человека в предлагаемых обстоятельствах, другой действует, стараясь оправдать монолог. Предлагаемые тексты монологов – это письменные работы учеников. Например: «Как я опоздал», «Девушка опаздывает на свидание», «Готовлюсь к экзамену» и др.

После упражнения вопрос: что вы ощутили, изображая чувства героя в необычной ситуации? Что-то было свойственно вам, а что-то несвойственно, удобно или неудобно.

Сцена из «Короля Лира». Предлагается отрывок текста трагедии, в котором Лир делит свои земли между тремя дочерьми. Прочитать по ролям, разыграть ситуацию, а затем прочитать вслух внутренние монологи персонажей, написанные учениками 9 класса. Вопрос: в каком из трех случаев вы больше прочувствовали своего героя? – после чтения внутреннего монолога, т.к. это помогло понять переживания героя.

Так дети обязательно сопоставляют себя с героем. Рефлексия и устная, и письменная – неотъемлемая часть процесса сценической работы. Наши ученики пишут свободное эссе на каждом этапе работы. Оправдываю ли я своего героя? А как бы я поступил в такой ситуации? А как правильно было бы поступить? Как можно было исправить эту ситуацию? Так постепенно, без учительской навязчивости, формируется личная нравственная позиция человека, с уважением относящегося к другому обществу, представителю другой культуры.

Например, однажды мы ставили с 5 классом спектакль по мотивам истории Киплинга о Маугли.

Как бы Маугли почувствовал себя среди людей современного города? «Вы же все – одной крови, люди!» И закончился наш спектакль песней Боба Дилана «Blowin' in the Wind»: «Сколько дорог должен каждый пройти, чтоб стать человеком он смог…»
А еще ребята показали в конце слайд- презентацию «Разговор с богом», в котором пытались ответить на вопрос: «Как научиться жить в мире?».
Поверьте, дети получили глубокое понимание толерантности.

Театр становится для детей своеобразной прививкой против нетерпимости, злобы, человеконенавистничества, агрессии.
Ведь в конечном итоге театр создает общечеловеческую ценность – гармоничную душу, готовую к жизни в большом и разнообразном мире, в многообразии культур.
Категория: Искусство | Добавил: Galina3114 | Теги: школьный театр, воспитание толерантности и эмпатии, воспитание театром
Просмотров: 189 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru