Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования
[ Скачать с сервера (20.1Kb) ] 2017-01-27, 8:26 PM
Волкова Мария Владимирована - Ковалев Дмитрий Александрович
Volkova Mariya Vladimirovna - Kovalev Dmitry Aleksandrovich

НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NATIONAL MUSICAL CULTURE IN MODERN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Детская музыкальная школа, г. Акколь. РК.
Казахский национальный университет искусств, г.Астана

Аннотация
В статье показан процесс активного возрождения народной казахской культуры в современной системе дополнительного образования республики Казахстан на современном этапе. Приводятся ряд примеров, новых методов, реализующих развивающих подход в области музыкального образования.

Abstract
The article describes the process of an active revival of Kazakh national culture in modern system of additional education of the Republic of Kazakhstan at the current stage. There are a number of examples introducing the new methods, which implements developing approach in the field of music education.

Ключевые слова: процесс возрождения народной казахской культуры, традиционные ремесла, базовые методы работы, интеграция деятельности ученика.
Key words: process of revival of national Kazakh culture, traditional crafts, basic methods of work, integration of activity of the pupil.

В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной казахской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды. Казахская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в Казахстане, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия - это не только величайшая задача современной казахской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения казахских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара казахского музыкального народного и профессионального искусства.
Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития Казахстана в XXI веке вносят свои коррективы. В нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Казахской республики. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога.
Сегодня Казахстанская система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах, которые могут мобильно ориентироваться в стремительно меняющемся контексте, и при этом сохранять важную часть ядра культуры: это ценности, существующие более тысячи веков, и не теряющие своей значимости и по сей день. Ведь сущности музыки испокон веков понимается как приобщение «сокровенной духовной основе, к метафизическим глубинам»[1].
В культурологии понятие «ценность» является одним из центральных. Традиционно она понимается как «общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами»[2].
На формирование аксиологического («ценностного») подхода к культуре оказал существенное влияние выдающийся мыслитель, социолог П.А. Сорокин [3]. По его мнению, жизнь в культуре, социуме невозможна без определенных ценностей, иначе она становится просто биофизиологической. В зависимости от того, какая ценность преобладает в обществе, возможна следующая дефиниция культур:
1. Идеационная культура (культура Средневековья, где преобладают нематериальные, сверхъестественные ценности).
2. Чувственная культура (романтизм).
3. Идеалистическая культура (промежуточная между идеационной и чувственной, в ней актуальны как ценности разума, так и чувственные ценности).
Ценность музыкального искусства становилась объектом рассмотрения, как в философских трудах прошлого, так и в статьях по музыкальной теории и музыкально-теоретических статьях, в работах по эстетике и музыкально-критических очерках. История воззрений на особенность музыкального искусства может стать предметом специального крупного исследования.
В научных исследованиях последних десятилетий возникает проблема диалектики ценностей жизни и ценностей. Культура вообще и музыкальная культура в частности становится одним из важнейших средств стабилизации этики в обществе, способствует сохранению величайших национальных интересов и традиций.
В этом контексте методика преподавания основ народной музыкальной культуры начинает пересматриваться. Делается акцент на комплексном, многогранном развитии личности ученика, формированию у него творческой активности, мотивации на постижение основ народной культуры.
При этом основные, базовые методы работы, сформированные в советское время, продолжают сохраняться. Музыка и народное искусство в СССР достигало высочайших результатов, как в области инструментального исполнительства, так и в области хорового искусства. Воспринимая лучшие достижения педагогов советской эпохи, современные педагоги реформируют музыкальное образование на этой основе, дополняя его новейшими достижениями в области музыкальной педагогики.
В области музыкального искусства для этих целей используют несколько иные средства, чем в общей системе образования. Приведем ряд примеров новых методов, реализующих развивающих подход в области музыкального образования:
1. Создание развивающей образовательной среды. В детской музыкальной школе она предполагает создание библиотечной базы (ноты, справочники, словари, учебники по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе, фольклору), пополнение базы фонотеки (создание для детей возможности свободного доступа к ресурсам библиотеки, прослушиванию музыкальных произведений из репертуара по специальности или для общего ознакомления). Эти ресурсы были организованы еще в советское время, однако доступ к ним ребенка был достаточно ограничен. Основной принцип развивающей среды – создание свободного доступа ученика к литературе и аудиоматериалам, которые ему интересны. Кроме того, существуют совершенно новые пособия, появившиеся в последнее время. Среди них - музыкально-дидактические игры, развивающие компьютерные программы, которые могут быть полезны в становлении профессионального музыканта и развитии его творческого потенциала.
2. В детской музыкальной школе важнейшим элементом развивающей среды являются музыкальные инструменты. Все обучающие должны иметь возможность доступа к музыкальным инструментам, на которых квалифицированный педагог покажет им приемы игры, охарактеризует особенности звучания фортепиано, скрипки, баяна, аккордеона, домры. На отделении народных инструментов также существуют народные оркестры, играя в которых возможно освоить второй инструмент, получить дополнительную специализацию. На отделении музыкального фольклора обучающиеся могут познакомиться и попробовать в творческом процессе казахские народные инструменты.
Выше были упомянуты те методы и формы обучения, которые появились в советское время, но в последние 20 лет были несколько пересмотрены с учетом современных тенденций в культуре им обществе. Необходимо заметить, что существуют и новые тенденции в области музыкального народного образования.
Развития образования в сфере культуры и искусства в Казахской республике регламентирует направленность на раннюю диагностику одаренности детей, и привлечение их к художественной и музыкально-исполнительской деятельности. Для реализации данного нового направления в области музыкального образования при детских музыкальных школах стали создаваться группы раннего музыкального развития (для детей 3 лет, 4 лет, 5 лет). Эти группы предполагают комплексную музыкальную подготовку ребенка, развитие его слуховых, ритмических и других навыков. Данные группы создаются в соответствии с установками, сформированными в смежных отраслях музыкального образования (методики К. Орфа, Ш. Сузуки, М. Монтессори, Е. Железновой).
Используя опыт выдающихся педагогов XX– начала XXI века, в детских школах искусств и детских музыкальных школах на высоко – профессиональном уровне занимаются ранним развитием детей, подготавливая одаренных детей для поступления в 1 класс. В соответствии с этой тенденцией ряд педагогов начинают учить детей игре на музыкальных инструментах, что также можно отнести к современным способам преподавания основ народной культуры.
В организации развивающей и творческой деятельности большое значение является проведение различных творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, музыкально-теоретических олимпиад, мастер-классов ведущих и приглашенных педагогов). Среди конкурсов в современном музыкальном образовании выделяется группа мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технических средств: это интернет – конкурсы, а также конкурсы с проведением первого тура мероприятия по видео-материалам, без очного участия. Эти конкурсы создают широчайшие перспективы для развития молодых талантов, а также признания их на всероссийском и международном уровнях.
В современном образовании одной из перспективных является тенденция к интеграции различных сторон деятельности ученика, что является важной платформой для формирования комплексной многогранной личности выпускника. В области формирования народных основ музыкального образования интересной формой работы являются театрализованные представления. Особенно актуальны они на фольклорном отделении, поддерживающем традиции существования казахской песни.
Особое место среди современных средств работы с детьми занимают интерактивные технологии. В области обучения игре на инструменте и народного пения они также могут быть задействованы в таких видах работы, как:
•- демонстрация лучших исполнительских концепций с их разбором, так как интерактивные технологии дают возможность остановить изображение и в непосредственном контакте с доской показать отдельные исполнительские элементы – постановка рук, владение медиатором.
•- проведение он-лайн мастер-классов, где возможно значительно увеличить аудиторию, которая сможет получить консультацию преподавателя по тем или иным особенностям преподавания основ народного музыкального искусства.
•- рассказ об обстоятельствах создания произведения (репертуара народных инструментов, песни из репертуара отделения народного пения) с использованием иллюстраций, презентаций, готовых онлайн пособий и информации из Internet. Важную роль здесь играют аудио-материалы, которые могут быть синтезированы с другими формами подачи материалами, обращаясь к различным каналам восприятия человека.
•- организация просветительской работы, прослушивание выступлений детских и профессиональных коллективов, солистов.
•- анализ собственного исполнения ученика по видеозаписи, с разбором, где происходит совмещение образовательной технологии с традиционными формами работы на занятии.
Современная система музыкального образования в настоящее время находится в стадии активного пересмотра форм и методов работы с учениками. Это касается и основ формирования народной культуры. Те подходы, которые были сформированы в советское время, в современной социокультурной ситуации не всегда являются эффективными.
Многие педагоги и руководители это понимают, и стремятся пересмотреть старые методы преподавания, найти новые формы, которые смогут привлечь учеников к сохранению и продолжение народных традиций.
Литература:
1. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 277 с.
2. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. – 560 с.
3. История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. Т.1. / Под ред. А. Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с.
Категория: Искусство | Добавил: mariforte | Теги: традиционные ремесла, : процесс возрождения народной каза, интеграция деятельности ученика., базовые методы работы
Просмотров: 61 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-05-25, 11:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [177]
Педагогика [300]
Математика [822]
Физика [264]
История [357]
Классному руководителю [537]
Русский язык и литература [721]
Физическая культура [223]
Английский язык [433]
Искусство [194]
Родительский совет [17]
Биология [336]
Информатика [382]
Начальная школа [1946]
Мой Казахстан [249]
Технология [137]
Самопознание [180]
Технология труда [60]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [45]
Профессиональное образование [160]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [580]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru