Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

открытый урок
2017-06-20, 6:50 PM
Тема урока: Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое)
Цель урока:
Образовательная: расширить представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическое значение в жизни человека.
Развивающая:
Продолжить формирование навыков обобщать, делать выводы, развитие положительных мотивов учения; развитие к мышлению.
Воспитательная: научиться применять знания о бактериях для способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний;
Тип урока: комбинированный, поисковый.
Метод обучения: словесный, наглядный
Оборудование: учебник, иллюстрации, таблицы « Бактерий», презентация, компьютер.
Ход урока
I.Организационный момент 1мин
Приветствие
Отметка отсутствующих
Позитивный настрой на работу
II.Круг радости « Огонек моей души» (Звучит музыка) 4мин
У меня в руках маленький огонек, огонек моей души( шарик, свеча). Он обладает замечательным магическим волшебным свойством, исполняет наши желания. Каждому из вас удастся подержать его в руках и, передавая огонек своей души, вы пожелаете, что -то хорошее и светлое друг другу! При передачи вы приговаривайте
« Я дарю тебе огонек моей души и желаю …..
Учитель начинает:
- Я дарю тебе огонек моей души и от всей души желаю везенья и удачи во всем!
Учитель: Хочется, чтобы все эти пожелания сбылись, чтобы вам сопутствовала удача, хорошее настроение, чтобы вас окружали добрые и отзывчивые люди.
Учащиеся класса делятся, на группы рассаживаются, за партами по 5 человек.
III. Проверка д/з
1 гр ( экологи) Форма бактерий. Тест на соответствие. 7мин
2гр. ( биотехнологии) Строение бактерий кишечной палочки. (флипчарт у доски)
3гр. ( микробиологи)История открытие бактерии.
Вывод:
IV. Изучение нового материала
Учитель: Французский ученый Лу Пастер назвал бактерии « великими могильщиками в природе!». Как вы понимаете слова ученого?
Высказывание учеников:
Записываем тему урока.
Цель урока: расширить представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическое значение в жизни человека.

Учитель: Бактерии живут и в нашем организме. На каждую клетку нашего организма приходится до 10 бактериальных клеток.
Поэтому значение их в природе и в жизни человека велико.
Учитель:
Сейчас у нас работа в группах.
Задание 1 Составить постер 20 мин

1 гр. Значение бактерий в природе. (Экологи)
Польза Вред Меры борьбы





2гр. Каковы меры борьбы против болезнетворных бактерий? Какие болезни человека они вызывают? (микробиологи)

Название заболевания Способы распространения Меры профилактики
Туберкулез
Дизентерия
Столбняк



3гр. Выращивание и применение бактерий в пищевой промышленности. ( Биотехнологии).
V. Физминутка.

VI. Закрепление нового материала. Тесты 5мин
1. Какие бактерии поглощают из воздуха азот.
А) клубеньковые бактерии
В)Почвенные бактерии
С)Бактерии гниения
2. Бактерии используемые в пищевой промышленности
А)Винные бактерии
В)Уксусные бактерии
С)Молочнокислые бактерии
3. Что такое биотехнология?
А)Выращивание бактерий
В)Борьба с бактериями
С)Размножение бактерий
4.Кто открыл возбудителя туберкулеза?
А)Ж.Б.Ламарк
В)Ч.Дарвин
С)Р.Кох
5. К каким организмам относится бактерия?
А) Прокариотам
В)Эукариотам
С)Одноклеточным
Оценка:
1-5 правильных-5
1-4 правильных-4
3-5правильных-3

VII. Оценивание.
Ф.И. ученика Новая тема Активная работа в группе Тесты Итого




VIII. Обратная связь. Что вы поняли и что взяли для себя ……..
IX.Рефлексия. «2 звезды и 1 пожелание». СТИКЕРЫ

Проверка д/з
Задание для 1группы Тест на соответствие

кокки

спириллы

бациллы

вибрионы


Задание для 2 группы Рисунок Бактерии


Задание для 3 группы
История открытия, обнаружение и изучение бактерий связаны с изобретением в XVIIв. Увеличительных приборов. Мельчайшие живые существа впервые были открыты голландским ученым Антони ванн Левенгук. Что только ни рассматривал он под микроскопом: стоячую воду, капли морской воды, перцовый настой и др.
Значение бактерий в природе
Бактерии играют большую роль в природе и жизни человека. Прежде всего, следует отметить роль цианобактерий в формировании современной кислородной атмосферы Земли. Они, как известно, жили в воде первобытных морей и океанов. Это были первые живые существа, способные к фотосинтезу.
Значение бактерий в природе и жизни человека велико. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии связывают атмосферный азот и превращают его в соединения, которые растения могут усваивать. Большинство бактерий наносят вред, портя продукты питания. В природе они играют санитарную роль, освобождая поверхность Земли от остатков отмерших животных и растений. Бактерии способны очищать воду в реках и обеспечивать растения минеральными веществами, образующимися при разложении органических соединений. В цепях питания экосистем бактерии выполняют роль редуцентов - раскладывают остатки отмерших животных и растительных организмов.
Бактерии имеют важное значение для природы Земли. Без них был бы невозможен круговорот веществ в природе, а без круговорота веществ не могла бы существовать жизнь на Земле. Бактерии разлагают органические вещества на более простые соединения. Неорганические вещества также часто изменяются благодаря бактериям.
Появившись более чем 3,5 млрд лет назад, бактерии около 1 млрд лет преобразовывали Землю и в конце концов создали условия для существования более сложных организмов.
Благодаря бактериям происходит распад растительных и животных остатков. Наряду с другими организмами, бактерии играют важную роль в образовании перегноя и гумуса. Таким образом, бактерии участвуют в образовании почвы. В почве живут различные почвенные бактерии, в клубеньках бобовых растений живут азотфиксирующие бактерии, которые оказывают благоприятное влияние на плодородие почвы, так как насыщают ее азотными соединениями.
Важна санитарная роль бактерий. Они очищают загрязненные органикой воды, при этом происходит расщепление органических веществ до неорганических. Такие бактерии используются для очищения сточных вод, в очистных сооружениях.

Каковы меры борьбы против болезнетворных бактерий? Какие болезни человека они вызывают?
Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания, называются болезнетворными. Они способны проникать в ткани и выделять вещества, которые разрушают защитный барьер организма. Они способны выделять токсины - ядовитые продукты жизнедеятельности. Наиболее сильные яды выделяют в окружающую среду дифтерийная и столбнячная палочки, стафилококки, стрептококки. У других бактерий токсины выделяются из клеток только после их смерти (туберкулезная палочка, холерный вибрион, пневмококки, возбудитель сибирской язвы и другие). Третьи являются условно патогенными, при ослаблении организма они могут вызвать серьезные заболевания (кишечная палочка вызывает воспаление почек, мочевого пузыря, кишечника и другие заболевания). Чаще всего человек заражается следующими болезнями: тиф, холера, дифтирия, столбняк, туберкулез, ангина, бруцеллез, сибирская язва.

Способствует распространению инфекционных заболеваний религиозные обряды. Большую угрозу для человечесва представляет бактериологическая война со всеми вытекающими последстивиями.
Меры борьбы:
1). При высушивании многие бактерии погибают, у других - замедляется жизнедеятельность.
2). Пастеризация - нагревание до 60-70 градусов в течении 10-20 минут, уничтожаются только вегетативные формы бактерий. 3). Стерилизация - освобождение среды от всех бактерий и их зачатков достигается пламенем, кипячением, насыщением паром под давлением (120-130 градусов).
4). Охлаждение - приостанавливает жизнидеятельность.
5) Повышение концентрации солей - нарушают обмен веществ и ведут к гибели бактерий (засолка, засахаривание).
6). Кислая реакция среды ( накопление молочной кислоты) губительно действует на бактерии ( при квашении, консервировании).
7). Прямой солнечный свет за несколько минут или часов убивает почти все бактерии (за исключением фототрофных). Используют для стерилизации (ультрофиолетовые лучи) воды, посуды, воздуха в операционных, родильных домах и т. д.
8). Для дезинфекции используют соли тяжелых металлов (ртуть, медь, серебро, хлор, йод, перекись водорода, марганцево-кислый калий, борную кислоту, карболовую кислоту, креозол, формалин и другие).

Общие сведения
Путь передачи туберкулеза воздушно-капельный, особенно велика вероятность заражения при частом контакте с больным. К туберкулезу восприимчивы люди с ослабленными защитными силами организма (например, дети раннего возраста, пожилые люди, больные СПИД или ВИЧ-инфицированные). При отсутствии лечения туберкулез может привести к серьезным последствиям. У детей заболевание чаще всего протекает в виде первичного комплекса (форма заболевания с умеренной степенью тяжести). При правильном, полностью проведенном лечении ребенок может полностью выздороветь от инфекции. Однако возможен и рецидив заболевания спустя несколько лет, особенно если за это время ухудшилось общее состояние здоровья и иммунитета. Для получения более подробной информации о первичном комплексе обратитесь к педиатру.
Симптомы туберкулеза
Сильный кашель продолжительностью более двух недель, боль в грудной клетке, кашель с кровью или с отхождением мокроты, потеря веса, повышенная температура тела, ночная потливость, снижение аппетита, слабость или усталость, коричневато-красные болезненные подкожные узелки, преимущественно в области голеней.
Осложнения
Внелегочный туберкулез - поражение других органов органов (например костной системы, головного мозга, почек). Прогрессирующее поражение легких, выпот в плевральную полость (скопление жидкости между легкими и стенкой грудной клетки), пневмоторакс (появление воздуха между легкими и стенкой грудной клетки), массивное кровохарканье/бронхоэктазы, обструкция кишечника. В некоторых случаях - летальный исход.
Что можете сделать вы
Обратитесь к врачу, если подозреваете у себя туберкулез. Принимайте назначенные лекарства, не пропуская ни одного приема. При паузе в приеме лекарств или при слишком ранней их отмене может развиться лекарственнорезистентный туберкулез. Выделите достаточно времени для отдыха в хорошо вентилируемом помещении. Продукты питания должны быть достаточно калорийными и содержать много витамина С. Не употребляйте алкоголь. Бросьте курить. Регулярно делайте зарядку. Сообщите членам вашей семьи и людям, находящимся в тесном контакте с вами, о заболевании и убедите их также обратиться к врачу.
Что может сделать врач
Врач может назначить обследование для подтверждения диагноза туберкулез (например, рентгенография органов грудной клетки, кожные пробы и анализ мокроты). При подтверждении диагноза врач госпитализирует больного для лечения заболевания и профилактике возможных осложнений, а также для изоляции больного на то время, пока пациент является источником инфекции. Назначенные противотуберкулезные препараты необходимо принимать ежедневно в течение шести месяцев.
Профилактические меры
Вакцинация БЦЖ (BCG) сразу после рождения. Дополнительная доза вакцины может введена в возрасте 12 или 16 лет. Иммунизация взрослых, находящихся в тесном контакте с больным активной формойтуберкулеза.
Столбняк.
Острая раневая инфекция животных и человека. Бацилла столбняка. Столбнячная палочка живет в кишечнике животных и человека. С фекалиями они попадают в почву и образуют там споры. Споры устойчивы к любым воздействиям. В высушенном виде сохраняются до 11 лет, при кипячении погибают через 1-3 часа. Человек заражается через поврежденные кожные покровы.
Столбняк - возбудитель, возможность заражения, профилактические меры
Столбнячная палочка- микроскопическая бактерия, которая обитает в желудочно-кишечном тракте травоядных животных. Столбняк является острым инфекционным заболеванием человека, в результате которого поражается нервная система, нарушается иннервация скелетных мышц. Вместе с фекальными массами больных животных выделяется огромное количество спор возбудителя. Споры очень стойки к воздействию факторов внешней среды, они могут годами сохранять способность к жизнедеятельности, находясь с почве в состоянии споры.
Заболевание начинается остро. Заболевание сопровождается судорогами скелетной мускулатуры: мышц тела, конечностей, мимических мышц, мышц глотки. В результате сильнейшего тонуса и болезненного состояния мышц спины, то при этом спина больного выгибается дугой. Спазм мышц настолько бывает сильным, что возможны переломы костей и их отрыв от костей.
В организм человека столбнячная палочка проникает через ранки, царапины и другие повреждения на коже. В некоторых регионах столбняк называют "Болезнью босых ног", так как даже заноза в стопе ноги или ржавый гвоздь могут стать воротами для инфекции.
Меры профилактики: Снижение травматизма, особенно при работе с землёй( работать в рукавицах или перчатках), делать профилактические прививки, каждые 10 лет
Дизентерия - возбудитель, пути заражения, меры борьбы
Дизентерия- это инфекционная болезнь, которую вызывает бактерия дизентерийная палочка.Заражение происходит при попадании в организм возбудителя через рот с пищей, водой или через грязные руки. Переносчиками дизентерийной палочки могут быть мухи. Болеют дизентерией только люди. Источником инфекции может быть больной человек. Инфекция способна распространяться очень быстро.
Дизентерия- болезнь характеризующаяся учащением стула, примесью слизи и крови в кале, схваткообразными болями в животе, повышением температуры тела до 39 градусов и более. Частота стула может доходить до 15-25 раз в сутки и более. Особенно тяжело заболевание протекает у детей. организм ребёнка обезвоживается быстрее, чем у взрослых. Раньше, когда не было антибиотиков от дизентерии люди умирали.
Лечение дизентерии направлено на уничтожение возбудителя и проводится оно в стационаре инфекционного профиля.Меры профилактики: регулярное и тщательное мытьё рук после туалета, прогулок и перед приёмом пищи, сырых овощей и фруктов, избавляться от мух в помещении, не допускать их контакта с продуктами. Ведь не зря дизентерию называют "болезнью грязных рук".В настоящее время можно делать профилактическую прививку от дизентерии.
1. Что такое биотехнология?
Биотехнология — это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов. Методы биотехнологии используются при оптимальных условиях, более производительны, экологически чисты. Объектами биотехнологии служат микроорганизмы (вирусы, бактерии, протисты, дрожжи и др.), растения, животные, а также изолированные из них клетки и клеточные органоиды.
2. Каковы основные направления биотехнологии?
Главными направлениями биотехнологии являются: 1) производство с помощью микроорганизмов и культивируемых эукариотических клеток биологически активных соединений (ферментов, гормональных препаратов, витаминов), лекарственных препаратов (антибиотиков, вакцин, сывороток, высокоспецифичных антител и др.), а также белков, аминокислот, используемых в качестве кормовых добавок; 2) применение биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды (биологическая очистка сточных вод, загрязнений почвы и т. п.) и защиты растений от вредителей и болезней; 3) создание новых полезных штаммов микроорганизмов, сортов растений, пород животных.

Основой современной биотехнологии является генетическая и клеточная инженерия. Генетическая инженерия представляет собой раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным созданием молекул ДНК, способных реплицироваться в клетке-хозяине и осуществлять контроль за синтезом необходимых веществ. Генная инженерия занимается расшифровкой структуры генов, их синтезом и клонированием, вставкой выделенных из клеток живых организмов или вновь синтезированных генов в клетки растений и животных с целью направленного изменения их наследственных свойств. Растения и животные, геном которых изменен путем генно-инженерных операций, получили название трансгенных растений или трансгенных животных. Например, в последние годы получено новое поколение трансгенных растений, устойчивых к гербицидам и насекомым-вредителям. В конце прошлого века площадь, которую занимали трансгенные растения в мире, составляла более 48 млн га.
В основе клеточной инженерии лежит использование методов культивирования изолированных клеток и тканей на искусственной питательной среде в регулируемых условиях. Разработаны условиярегенерации из отдельных культивируемых клеток целого растения картофеля, томата, пшеницы, ячменя, кукурузы и др. Методы клеточной инженерии дают возможность использования в селекции нетрадиционных методов — соматической гибридизации (слияния протопластов двух различных клеток иногда далеких видов), гаплоидии, клеточной селекции, преодоления нескрещиваемости в культуре и др. Так, удалось получить клетки, а из них целые растения моркови, синтезирующие в 20 раз больше незаменимой аминокислоты метионина, в 30 раз больше — триптофана. Культуры растительных клеток выгодно использовать для быстрого размножения медленно растущих растений — женьшеня, масличной пальмы, малины, персиков и др. При таком разведении иногда вырастают растения более продуктивные, чем исходный сорт.
Категория: Биология | Добавил: lexa0183
Просмотров: 412 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 7:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru