Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

интегрированные уроки-исследования
[ Скачать с сервера (76.8 Kb) ] 2011-06-10, 8:50 AM
« ГУ Борасинская средняя школа-сад»

Интегрированный урок

Урок-расследование
По теме «Получение, физические свойства кислорода».

Учитель химии: Рымонова Надежда Николаевна

он всюду и всегда:
камне, в воздухе, в воде
он и в утренней росе,
в небес голубизне
Известно, что горят отлично
нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний энергично
сгорает также водород
Какой это газ?
«Кислород»
Тема: общая характеристика кислорода.
Нахождение в природе. Физическое св-во и получение
Цели: выяснить историческое открытие кислорода, доказать что к ислород газ, который поддерживает горение и научиться его получать и собирать.
Музыка «менует» Моцарта
Сценка.
Лавуазье: Пристли
Теперь нам необходимо найти истину.
Лавуазье: Разрешите представиться: Антуан Лоран Лавуазье, член Парижской академии наук, основоположник классической химии.
Пристли: Джозеф Пристли, член Лондонского королевского общества, доктор философии. Смею уверить, что я первым получил дефлогистированный воздух при нагревании оксида ртути.
Лавуазье: Такой же опыт проделал и я. Но я считаю, что получил составную
часть воздуха, а сам воздух, в нем свеча начинает гореть ярче.
Нам необходимо найти истину и решить спор, кто был прав.
Для этого нам с вами необходимо провести расследование. На доске вывешиваем «экспресс-диагностику» и просим ответить ребят на вопросы-
1.Воздух – это
2.(Смесь) газ кислород-простое в-во. Это утверждение.
3.Газ кислород состоит из двухатомных молекул
4.Кислород образуется в процессе фото-а
Далее мы с вами должны спрогнозировать «общую хар-ку кислорода».
Выступают два ученика с докладами: 1 «Общая хар-ка кислорода»,
2.»Открытие кислорода».
Хорошо теперь эти данные вносим в градус «прогнозирование».
Ребята наше следствие оказалось в трудном положении. В архиве французского ученого А. Лавуазье найдена зашифрованная запись,
необходимо расшифровать текст. Для расшифровки необходимо знать русский алфавит, каждая цифра по порядку номеров-это буквы алфавита.
«Кислород поддерживает горение» вписываем в графу «прогнозирование». А теперь мы должны подтвердить это экспериментом.
Собираем прибор для получения кислорода и получаем путем разложения следующих веществ: 2KMn – K2MnO4+MnO2+O2 |
2 KCIO3 – 2 KCL +3 O2 |
2H2O2- 2H2O+O2 |
2 H2O- 2 H2| + O2 |


Собирать О2

путем вытеснения путем вытеснения
воздуха воды
Тающая лучинка – загорается ярким пламенем, а теперь делаем выводы:
1.Кислород без цвета, запаха, вкуса.
2.Плохо растворим в воде. Получают в лаборатории путем разложения сложных веществ, собирают путем вытеснения воздуха и воды.

«ГУ Борасинская средняя школа-сад»

Интегрированный урок - игра

Химическое расследование-

По теме «Три металла – три эпохи.
Металлы в организме человека».

Учитель химии: Рымонова Надежда Николаевна
Химическое расследование – игра
Тема: Три металла – три эпохи.
Металлы в организме человека.

Цели: Расширить и углубить знания о металлах в жизни людей, в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека: прививать навыки самостоятельной работы, учить четко, грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Оборудование: использование слайдов
Метод: Игра «Химическое расследование»
Цели: 1. Выяснить роль металлов в развитии человечества
2. Какую роль играют металлы в настоящее время в жизни людей
3. Роль металлов в организме человека
1. Роль металлов в развитии человечества
2. Роль металлов в настоящее время для человека
3. Роль металлов в организме человека
Девиз урока
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». Д.И. Менделеев. Сегодня на уроке мы проведем химическое расследование по теме – Три металла – три эпохи.
Металлы в организме человека
1.Мы должны выяснить:
По плану: 1.Роль металлов в развитии человечества
2.Роль металлов в настоящее время для человека
3.Роль металлов в организме человека
Металлы сыграли и продолжают играть огромную роль в жизни людей. Немецкий ученый георг. Агрикола в своем знаменитом труде. Металлы «Опубликованной в 1556 г писал: «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».
Огромные периоды жизни человечества названы в соответсвии с материалами, помогавшими людям, выделившим их из окружающей дикой природы, именовались бронзовым, железным, золотым, медным веками.
Металл – это точность
Металл – это прочность
Скорость, высота
Блеск и красота
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал.
Не сразу стал он кружкой
Заводской игрушкой
Был путь металла долог:
Сперва пришел геолог
Нашел он гору – В ней руда.
Игорьки пришли туда
И машинист дает гудок-
Мы работали в тот период, когда человечеству было известно всего лишь 3 металла
Поэтому 1 отдел – Золотой век
2 отдел – медный век
3 отдел – железный век
4 отдел – роль металлов в организме человека
За грамотное расследование отдел награждается звездочками:
Одна маленькая – младший лейтенант
Две – лейтенант
Три – старший лейтенант
Четыре – капитан
Одна большая – майор
Сегодня вам предоставляется возможность продвинуться по служебной лестнице вплоть до звания майора.
Приступим к расследованию.
Я думаю, мы много узнали неизвестного нам о всего лишь з металлах. Молодцы ребята, хорошее провели расследование. Здесь надо попробовать камень. Он достает из кожаного мешка каменный молоток, прикрученный к рукоятке узким, совсем новым ремешком, и острое каменное рубило. А вот и драгоценная находка – тяжелый камень кривыми ланами.
Сдерживая дрожь, волнение, человек аккуратно наставляет кремниевое рубильце и сильно бьет молотком. Камень не думает разбиваться. Под кремниевым острием засияла вмятина, а в ней красное, блестящее, как вечерняя луна, тело камня. Вот чудеса. Камень мнется. Теперь человек бьет и колотит его прямо молотком. Еще и еще. В каком – то радостном озарении. Потому что камень и морщится под ударом все сильней и сильней. И блестит как луна. Гори разносят стук молотка под ущельем. Теперь тяжелый камень больше не похож на корень. Он скоро станет похож на нож. Кто знает, может, вот так и произошла первая встреча человека с металлом
1) А теперь нам ребята необходимо провести химическое расследование: Когда было известно всего лишь 3 металла и роль в организме
2) Следовательно, у нас будет работать 4 группы
Но мы не можем приступить к расследованию, потому- что в архивах о металлах найдена зашифрованная запись, которую мы должны расшифровать-
Общая характеристика металлов
Металлы – хим. Элемент
Положение в период. таб.
IS-элементы 1,2 гр.
II. Р элементы
III.d,f-элементы все

Хорошо ребята молодцы! А каково же происхождение слово металл, откуда оно пришло к нам? Одной из пьес А.М. Островского изображена купчиха, которая, боится больше всего срашных слов. Таких как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых ролей. А чтобы мы могли прочесть нам необходимо расшифровать текст. Ключ для расшифровки-это номера букв в русском алфавите.
1.Греческое слово метанол имело значение «земляные раскопки»
2.В латинском языке металлом «руда», выплавляем из нее металл.
3.В виде французского металлом-«металл».
Вот теперь мы можем приступить к следственному эксперименту.
У нас 4 следственных отдела, которым было дано задание заранее найти материал в библиотеке, интернете.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
«Золото» «Медь» «Железо» Металлы в орг-ме
Человека
Группы работают по плану-
А теперь подведем итоги нашего расследования.
1)Мы узнали каким образом пришли к нам металлы.
2)Мы узнали, что благодаря металлам человек живет, совершенствуется, он не может обойтись без металлов.
3)В состав организма входят 8/хим. эл.
4)Накопление металлов в орг-ме могут привести к патологии.
Поэтому в данное время можно задать вопрос. А надо ли охранять человека.
Человек-он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход
И особое таинство цвета,
То с плестоким, то с добрым огнем.
Человек-он зима. Или лето
Или осень. С грозой и дождем.
Все вметил в себе – версты и время,
И от атомных бурь он хлен
Человек – он и почва и селя
И сорняк среди поля, и хлеб
И какая в нем брежит погода
Сколько в нем одиночества. Встреч.
Человек – он ведь тоже природа
Так давай же природу беречь.

«ГУ Борасинская средняя школа-сад»

Интегрированный урок
Игра по теме:
«Силикатная промышленность»

Учитель химии: Рымонова Н.Н.

Урок начнем из формирования трех групп. Входя в кабинет каждый ученик получает карточку с изображением продукции одной из отрасли силикатной промышленности. В соотвествии с полученными карточками учащиеся рассаживаются попарно по столам с надписями: «Производство стекла, «Производство керамики», «Производство цемента». На каждом столе находятся образцы изделий местных предприятий силикатной промышленности. Учитель предлагает учащимся загадки:
1. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был, молод был, людей кормил (глиняный горшок)
2. В избе мерзнет, а на дворе не мерзнет (оконное стекло)
3. Серая пыль в воду нырь, потом на мастерок и готов домок (цемент)

В состав этих предметов входят соединения кремния.
В начале игры учащиеся экскурсоводы проводят заочную экскурсию по залам музеев стекла и керамики. Затем учитель дает им задание: толкование лексического значения – терминов (технология, химическая технология,технологическая схема, сырье) и перечислите основные технологические принципы. Следующий этап урока объяснение учителя. Формулирование определения силикатной промышленности через графопроектор.

Схема продукции «Силикатной промышленности»:

Керамика: строительная, бытовая, тонкая, техническая

Стекло: листовое,стеклоизделие, стройтехизделие

Цемент: быстротвердеющий, расширяющийся, морозостойкий, жаропрочный.
Силикатная промышленность основана на переработке природных соединений кремния, и основным сырьем для нее служат природные силикаты.
Учащиеся вспоминают известные им природные соединения кремния: песок, глина, полевой шпат.
Кроме перечисленных материалов, используют известняк, даломит, нергель, соду, буру, сульфат натрия. Через графопроектор учитель демонстрирует схему № 2 «Сырье».
После чего начинается работа в группах. Учитель представляет классу инженеров-технологов и их помощников. Они рассказывают учащимся каждой группы о технологии керамического, стекольного, цементного производств, и их истории. На изучение каждого производства отводится по 15 минут. По сигналу учителя группы учащихся переходят от стола к столу.
Схема № 2
СЫРЬЕ :

Природные соединения: глина, песок, известняк, доломит, мергель
Искусственно-полученные вещества: сода, бура, сульфат натрия
Отходы других отраслей: доменный шлак, нефелиновый шлам, сланцевая зола.
В процессе работы каждый учащийся заполняет таблицу силикатной промышленности.
Силикатная промышленность
Отрасль силикатной промышленности Сырье Основные химические процессы Особенности технологии Основные продукты
Производство стекла
Производство керамики
Производство цемента
Каждая группа составляет по изученному материалу несколько вопросов для следующей группы. По окончании работы в группах учащиеся оценивают работу инженеров-технологов с помощью цветных жетонов, которые они наклеивают на лист с фамилиями учащихся, игравших эти роли. Если объяснение инженера понравилось – желтые, нет – зеленые.
Следующий этап урока-обучающий конроль знаний.
Учащиеся выполняют предложенные задания индивидуально, а затем обсуждают в группах.
Прочитайте внимательно текст. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы, закончите уравнения реакции.

Производство стекла

По структуре стекло представляет собой переохлажденную систему. Обычное оконное стекло состоит из силикатов натрия и кальция, сплавленных с оксидом кремния. Сырьем для получения стекла служат…, … и …Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию в 1500 градусов Цельсия в специальных печах. В стекловаренной печи проходят следующие процессы:
Na2CO3 + SiO2 - Na2SiO3 + ……
CaCO3 + SiO2 - …… + CO2 |
Na2SiO3 + CaSiO3 + 4 SiO2 - Na2O х CaO…..
Если соду заменить поташем (K2CO3), то получается тугоплавкое стекло для химической посуды. Примерный состав этого стекла можно выразить формулой:… При замене оксидов натрия и кальция на оксиды калия и свинца получают….. оксиды некоторых металлов, добавляемые при варке стекла придают ему различную окраску. Например: при добавлении оксидов кобальта получают… стекло. Оксид хрома придает стеклу…… цвет. Добавлением небольших количеств мелкодисперсного золота получают…… стекло. Замечательное свойство стекла – его способность постепенно размягчаться при повышении температуры и переходить в жидкое состояние. На этом свойстве основано формирование изделий из стекла. Производство стекла относится к ….. промышленности перерабатывающей природные соединения.


Производство цемента
Портланд цемент представляет собой вяжущее порошкообразное вещество, которое при смешивании с водой затвердевает на воздухе и в воде, в камнеподобную массу. Обычно его получают обжигом в 1600 градусов Цельсия сырьевой смеси, состоящий из…. и ….. Прокалывание проводят в специально цилиндрических вращающихся печах, длина которых более двухсот метров, а диаметр около 5 м. В процессе обжига печь медленно вращается, исходные вещества постепенно движутся и нижние его части навстречу потоку раскаленных газо - продуктов сгорания, поступающего газообразного или твердого пылевидного оплыва (принцип…..). При повышенной температуре между….. и ….. происходят сложные химические реакции. Простейшие из них – обезвоживание каолинита, разложение известняка и образование силикатов и алюмосиликатов кальция:

Al2O3 х 2SiO3 х 2Н2О - …+…
… - СаО + СО2 |
CaO + SiO2 |…

Полученная спекшаяся зернистая масса называется…… Его размалывают в мельчайшую пудру, так как вяжущиеся свойства цемент проявляет только в измельченном виде. Для повышения прочности изделий и экономии цемента к нему перед употреблением добавляют песок, в щебень – воду. После затвердевания получается искусственный камень - ……. . Прочность изделий еще больше возрастает, если в …… вводят каркас из железных труб, стержней или полосок. Такое сочетание получило название……. В настоящее время разработаны и изготавливаются……, в которых в качестве вяжущего материала используют органические полимеры, это так называемые….. . Производство цемента относится к……. промышленности, перерабатывающей природные соединения….. .

Производство керамики

Слово «керамика» происходит от греческого слова «керамос»- глина. Основным сырьем для производства керамики служат…. . Если примешать к ней немного воды получается пластичное тесто, способное сохранять приданную ей форму, которая закрепляется при…. Спекшаяся керамическая масса полученная в результате обжига называется….. Процесс изготовления керамических изделий сводится к следующим стадиям. К основному сырью добавляют песок.., полевой шпат…, и замешивают с водой до получения теста. Затем его формуют в нужное изделие, сушат и обжигают. Основную реакцию протекающую при обжиге глины, можно схематически представить уравнением:

3(Al2O3 х 2SiO2 х 2H2O) – 3Al2O3 х 2SiO2 +…+…

Обжиг керамических изделий производят в … печи. После обжига изделия получают пористые и влагопроницаемые, поэтому их снаружи покрывают…лекгоплавкими составами, образующими стекловидный слой на поверхности изделия. К керамическим изделиям относятся: кирпич, облицовочные плиты, черепица, трубы. Из белой глины изготавливают… и … изделия, посуду. Развитие современного керамического производства привело к тому, что появились многие новые области применения керамики, например так называемая тонкая керамика, применяется в авиации, приборостроении, электротехники и радиотехники. Производство керамики относится к … промышленности, перерабатывающей природные соединения..
После обсуждения выполненных заданий учитель подводит итоги урока-игры.
Домашние задания учащиеся получают на индивидуальных карточках. Например: выучить параграф 39 и проработать записи в тетради по теме урока.
Задача: определите массовую долю выхода силиката натрия от теоретически возможного, если при сплавлении 5 кг гидроксида натрия с песком получено 6,1 кг продукта.



«ГУ Борасинская средняя школа –сад»

Интегрированный урок по теме :

«Соли азотной кислоты»

Учитель химии : Рымонова Н.Н.

Мотивационно-ориентировочный этап

Для того, чтобы изучать соли азотной кислоты, используя элементы исследовательской работы, сначала повторяем, что означает само понятие « исследование вещества».
Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ-прогнозирование-эксперимент. Поэтому в качестве эпиграфа урока берем высказывание Майкла Фарадея: « ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытам необходим».
Для систематизации получаемых на уроке знаний учащиеся заполняют таблицу 1.

Таблица 1.
План урока Теоретический
анализ Прогнозирование Эксперимент Задание на дом

Изучение солей азотной кислоты начинаем с исследования названия «нитраты». Учащиеся приводят данные о происхождении этого слова: « нитрат» в переводе с греческого означает «селитра» ; нитраты калия, натрия, кальция, аммония называют селитрами.





Получение нитратов

Теоретический анализ

Учащиеся предлагают способы получения нитратов: нитраты можно получать, используя общие способы получения солей. В качестве исходных веществ можно взять кислоту и металл, оксид металла, основание или соль.

Прогнозирование
На предыдущем уроке учащиеся проводили опыты, иллюстрирующие химические свойства азотной кислоты, а дома записывали уравнения этих реакций. Теперь один ученик выполняет это задание на доске:

4Zn + 10 HNO3 = 4Zn(NO3)2 + N2O| + 5H2O
Fe2O3 + 6HNO3 + 2Fe(NO3)3 + 3H2O
Ba(OH)2 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O
CuCO3 + 2HNO3 = Cu(NO3) 2+ CO2 | + H2O
ТВ.

Обращаем внимание учащихся на то, что в результате данных реакций образовались растворы нитратов металлов. Следовательно, для нитратов характерны общие способы получения солей. Учащиеся проводят самопроверку, школьники учатся самостоятельно оценивать свои знания и умения, понимают необходимость их совершенствования. Тем, кто допустил ошибки, даем задание на дом: повторить химические свойства азотной кислоты по учебнику и записать уравнение реакций получения нитрата магния. Затем учащиеся называют специфический способ получения нитратов – взаимодействие оксида азота (1У) со щелочью:
NO2 + NaOH – NaNO3 + H2O

Учащиеся проверяют правильно ли записана схема реакции. В случае затруднения предлагаем определить степень окисления атомов элементов, изменивших в результате реакции степени окисления. Оказывается, что степень окисления изменяет только атом азота проявляя восстановительные свойства, в схеме реакции отсутствует окислитель. В качестве окислителя учащиеся предлагают использовать кислород:

N+4 O2 + O2 0 +NaN+5О3+ Н2О-2

Задание на дом: подберите коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса.


Физические свойства нитратов

Теоритический анализ

Учащиеся отмечают наличие взаимосвязи между строением вещества и его свойствами.следовательно нужно построить логическую цепочку:вид химической связи тип кристаллической решетки-силы взаимодейсвия между частицами в узлах решетки физические свойства веществ.Так как нитраты относятся к классу солей для них характерна ионная кристаллическая решетка,в которой ионы удерживаются электростатистическими силами.

Прогнозирование
На основе проведенного анализа учащиеся предпологают,что нитраты при обычных условиях –твердые вещества,для них характерны высокие температуры плавления.О растворимости их в воде нельзя сказать ничего определенного,так как известно ,что существуют растворимые,нерастворимые и малорастворимые соли.
Эксперимент
Учащиеся экспериментально проверяют растворимость в воде нитратов цинка железа (III),бария и меди (II) и делают вывод об их хорошей растворимости.Они отмечают,что все соли рассмотрев ее,можно сказать,что все соли азотной кислоты растворимы в воде.
Одному из учащихся было дано опережающее задание количественно потвердить некоторые физические свойства нитратов (растворимость,температура плавления).Ученик демонстрирует таблицу 2.

Таблица 2.
Физические свойства некоторых нитратов

Формула соли S,г на 100г воды
при 0 0 С t пл . 0 С
Zn(NO3)2 92,7 36,4
67,2 47,2
Fe(NO3)3 5,0 594
Ba(NO3)2 81,8 114,5

Cu(NO3)2
Химические свойства нитратов

Теоретический анализ
Учащиеся указывают, что для нитратов, как представителей класса солей будут характерны общие свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Первые три реакции – это реакции ионного обмена. Учащиеся вспоминают условия их проведения.

Прогнозирование

На основании теоретического анализа учащиеся делают вывод о практической осуществимости химических реакций, схемы которых представлены на доске, и записывают уравнения в молекулярном и ионном видах:
Ba(NO3)2 +HCl -
Ba(NO3)2+H2 SO4 -
Fe(NO3)3+KOH -
Zn(NO3)2+Na3PO4 -
Cu(NO3)2+Fe -
Cu(NO3)2 +Hg -
Эксперимент

Работая в группах, учащиеся экспериментально подтверждают свойства нитратов. Затем обсуждаем результаты опытов. Школьники указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют молекулярные и ионные уравнения, которые записали на доске представители от каждой группы, и делают вывод о том, что для ниратов характерны общие свойства солей.
Данный вывод учащиеся сформулировали на основании проведенного теоретического анализа, прогнозирования и, наконец, экспериментальной проверки. Но возможен обратный порядок исследования веществ.

Эксперимент

Демонстрируем разложение расплавленной натриевой селитры. В ходе опыта школьники наблюдают признаки химической реакции, записывают их и выполняют схематический рисунок. По результатам наблюдений учащиеся делают вывод о том, что в процессе реакции образуется вещество, поддерживающее горение угля. Вероятнее всего, это кислород.

Прогнозирование

Записываем уравнение реакции:

2NaNO3+2NaNO2+O2 |

Определив степени окисления атомов элементов, учашиеся находят окислитель (азот) и восстановитель (кислород). Атомы обоих элементов входят в состав нитрата натрия. Напоминаем, что такие окислительно- восстанивительные реакции относят к внутримолекулярным.

Теоретический анализ

Убедившись на практике, что соли азотной кислоты обладают специфическим свойством-разлагаются при нагревании, учащиеся по учебнику изучают зависимость состава продуктов реакций разложения нитратов от положения металлов в ряду активности.

Задание на дом:

Запишите уравнения реакций разложения нитратов кальция, цинка и ртути(II).

Эксперимент

Демонстрируем еще один интересный опыт: в пробирку с небольшим количеством раствора нитрата натрия добавляем 4-5 капель концентрированной серной кислоты и нагреваем содержимое пробирки в течение нескольких секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученный раствор конец длинной медной проволоки.

Прогнозирование

Учащиеся, наблюдая, как в ходе реакции выделяется бурый газ, предполагают, что это оксид азота(1У). Записываем уравнение реакции.

Теоретический анализ

Поясняем, что взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой и медью – метод экспериментального определения нитрат – ионов. Таким образом, для солей азотной кислоты характерны общие и специфические свойства.
К концу урока таблица в тетрадях учащихся заполнена, в ней сконцентрированы и новый материал, и домашнее задание.

Оценочно-рефлексивный этап

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке: возращаясь к плану урока, подводят итоги, еще раз перечисляют задания на дом. Отмечаем, что они провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства изучаемых соединений, поняли, что можно самостоятельно добывать новые знания, исходя из основных теоретических предпосылок. В заключение спрашиваем учащихся, для чего нужно знать свойства нитратов. Подтверждая их ответ о взаимосвязи свойств веществ и их применения, рассказываем о калийной селитре.
В Европе его часто называют «китайским снегом», так как родиной этой соли считают Древний Китай. В 808 г. китайский алхимик Цинь Сюйдзи, смешав порошки селитры, серы и древесного угля, изобрел дымный порох.
На этой информации основана задача, которую и предлагаем учащимся: если нагреть серу в сосуде, из которого выкачан воздух, то она не загорится. В этих же условиях черный порох горит голубоватым пламенем. Почему порох горит в отсутсвие воздуха?
Сообщаем учащимся, что уравнение реакции горения пороха, применение солей азотной кислоты, их влияние на окружающую среду и организм человека рассмотрим на следующем уроке. Некоторые учащиеся будут готовить к нему сообщения. Желающие могут получить карточки с индивидуальными заданиями.

1. В одном старинном научном трактате описан следующий опыт получения «красного преципитата»: «Ртуть растворяют в азотной кислоте, раствор выпаривают и остаток нагревают, пока он не сделается красным». Что представляет собой «красный преципитат»? Напишите уравнения реакций, ведущих к образованию, учитывая, что ртуть в образующихся соединениях двухвалентна и что при действии азотной кислоты на ртуть выделяется газ, буреющий на воздухе.
2. Как получить одно из наиболее ценных азотных удобрений – нитрат аммония, воспользовавшись в качестве исходных веществ только атмосферным азотом и водой? Напишите соответствующие уравнения реакций.
3. При прокаливании 7,28 г смеси нитратов калия и натрия образуется смесь нитритов массой 6г. Определите состав исходной смеси.
4. Какой объем газа (н.у) выделится при нагревании 200г нитрата натрия, содержащего 10% примесей?
5. Определите простейшую формулу вещества, если содержание в нем элементов следующее:

W(O)=0,5647;W(N)=0,1647;W(Na)=0,2706
Найдите обьем газа (н.у.), который выделится при нагревании этого вещества массой 340г.

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

«ГУ Борасинская средняя школа-сад»

Интегрированный урок - игра

по теме «Химический элементарий»


Учитель химии: Рымонова Н.Н.

Путешествие в страну
«Химический элементарий»

Обобщающий урок по теме
«Периодический закон и периодическая ситема химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение атома. Химическая связь.

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать применять свои знания в практике; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Оборудование:Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (настенная таблица и раздаточный материал на столы учащихся); магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана путешествия, карта путешествия на доске, карточки с заданиями; оборудования для химического эксперимента; штативы, пробирки, спиртовки; химический стакан, держатель, предметное стекло, круглодонная колба, мини-аппарат кипа, растворы NaOH, HCl, H2SO4, известковая вода, спиртовый раствор йода или кристаллический йод, мел или мрамор, оксид меди, холодная вода, белый экран для демонстрации опытов.

Подготовительный этап

На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящих зачетном уроке – соревнований. Класс делится учителем на четыре группы – экипажа (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы экипажа должны быть примерно равные). Каждый экипаж выбирает себе консультанта (ученика имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем консультанты готовят свои экипажи к игре- путешествию, а учитель работает с консультантами. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к зачетному уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Предлагаются так же возможные темы рефератов является важным условием в игре.
Рефераты,доклады выполняются совершенно добровольно,но ребята знают: кто напишет интересный доклад-будет поощрён,а в зачет его экипажа пойдут дополнительные баллы при подведении итогов игры .
Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовлетворение уже от того, что узнали что-то новое и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками.
Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.

Все в классе вывешивают памятки:

Знания необходимые экипажам во время игры - путешествия

1.Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
2.Открытие периодического закона и периодической системы.
3.Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в периодической системе химических элементов.
4.Что такое период, периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
5.Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
6.Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
7.Значение периодического закона.
8.Перечислите ученых- химиков-утвердителей периодического закона.
9.Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность периодического закона.
10.Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов.
11.Типы химической связи, их характеристика.
Темы рефератов:
1.Великий закон сегодня.
2.Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
3.Значение периодического закона Д.И.Менделеева для науки и техники.
4.Проблемы верхней и нижней границ периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
5.Подтверждение основных законов философии на примере периодической системы химических элементов и строение атома.
* * *
Каждый экипаж получает домашнее задание: подготовить и продемонстрировать химический эксперимент, объяснить тип химической связи в полученном веществе. Экипаж во главе с консультантом выбирает для этой работы учеников экспериментаторов, которые будут демонстрировать эксперимент на уроке.

Ход урока
Каждый экипаж садится за отдельный столик во главе с консультантом. На вывешенной магнитной доске приклеплены номера групп-экипажей-она выполняет роль экрана. После каждого задания на экране отличаются результаты с помощью разноцветных знаков (красный экипаж далее следует в экспрессе, так как задание выполнено на «5»; желтый-пассажирский вагон, задание выполнено на «4»; серый-общий вагон и черный-дрезина). К концу путешествия на экране будут видны все результаты и учитель вместе с учащимися сможет сделать вывод; какой вид работы и у какаго экипажа вызвал наибольшее затруднение (учитель берет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).
Учитель: Экипажи готовы к путешествию?
Тогда в путь?
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все-от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Сегодня мы с вами ребята, побываем в удивительной и загадочной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. И прежде чем отправиться в путь и занять места в вагонах соответственно нашим знаниям, жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о ее создателях?

Задание №1. «Пинг-Понг».
Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ.
Участвуют все экипажи, первыми отвечают те, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - 3балла, за дополнительный ответ - 1 балл. В дальнейшем, во время путешествия, за каждое правильно выполненное задание -5 баллов, а за дополнение – 1 балл.
1.Кем и когда был открыт периодический закон?
2.Где родился Д.И.Менделеев? Кто были его родители?
3.Откуда произошла фамилия Менделеев?
4.Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось?
5.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?
6.Кем и где работал Д.И.Менделеев во время своего великого открытия?
7.В каком году и по какой причине Д.И.Менделеев скончался?
8.Как читается периодический закон по Д.И. Менделееву?
9.Современная формулировка периодического закона.
10.Какие подтверждения периодического закона известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
11.Верно ли я даю определение(Учитель умышленно с ошибками дает определение физического смысла номера группы, номера периода, порядкового номера элемента-учащиеся должны исправить учителя).
12.В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?
13.В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Подводятся итоги заданий, на экране вывешиваются соответствующие знаки для экипажей.
Учитель: Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны. Придется помогать: объяснять их свойства и возможности.

Задание № 2 Конкурс «Расскажи мне о бо мне»
Экипажи тянут карточку с заданием:
1.Дать характеристику элементу с порядковым номером 20.
2.Дать характеристику элементу №16
3.Дать характеристику элементу №17
4. Дать характеристику элементу №11

План характеристики элемента,
простого вещества и соединений элемента
1.Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.
2.Строение атома, степени окисления.
3.Сравнение химической активности элемента с соседями по периоду и главной подгруппе.
4.Простое вещество: формула, тип связи, электронная схема образования (для вещества молекулярного строения), тип кристаллической решетки, физические свойства (окислитель или восстановитель). Уравнения реакций, подтверждающие характер.
5.Высший оксид, гидрат высшего оксида (формулы), агрегатное состояние, характер. Уравнения реакций, подтверждающие характер.
6.Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.
7.Другие соединения элемента: формулы и названия (3-5).
Пока экипажи коллективно выполняют данное задание, от каждого экипажа вызываются по одному человеку, и они выполняют у доски индивидуальное задание.

Задание №3 «Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?

3CO + Fe2O3 2Fe + 3CO2
5HCl + HClO 5Cl2 + 3H2O
Pt
4NH3 + O2 4NO + H2O
NH3 + 3O2 4N2 +H2O

Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на экране.
Учитель: Вы, ребята легко помогли жителям «Химического элементария» в трудной ситуации, и вновь они просят нас о помощи. Некоторые из них потерялись, помогите им найти свою вторую половину.

Задание №4 «Кто Быстрее»
На доске прикреплены четыре листа эстафеты с половинками формул. По одному человеку от экипажа выбегают и дописывают формулы. Побеждает тот экипаж, который быстрее и правильнее выполнит задания.
Na… , Al2 … , Na2… , SO4… , (SO3)3, Ca3… , Na3… , (PO4)2
Учитель: Многие жители «Химического элементария» плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.
Задание №5 «Мои соседи»
Указать знаком « « ослабление металлических свойств и усиление неметаллических в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.

Be Mg B Al
Na Mg Al K Ca Sc Mg Al Si Zn Ga Ge
Ca Sr Ga Zn
N O S Cl
Si P S P S Cl Al Se Br Se Br Kr
As Se Te I
Пока учащиеся работают индивидуально у доски, экипаж выполняет коллективно программированное задание.
Учитель: Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем правильно составить этот код.

Задание №6 «Составь код»
(Програмированное задание)

1.В чем физический смысл номера периода?
а) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.
б) Показывает количество электронных уровней.
в) Соответствует валентности элемента.
2.В побочные подгруппы периодической системы входят:
а) химические элементы в малых периодах
б) химические элементы в больших периодах
в) химические элементы в малых и больших периодах.
3.Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?
а) Число электронов на наружном слое
б) Атомный радиус
в) Электроотрицательность
4. Какое из следующих свойств атомом химических элементов не изменяется в периоде?
а) Число электронных слов в атоме
б) Число электронов в наружном электронном слое
в) Атомные радиусы
5. Побочные подгруппы составляют:
а) только металлы
б) только неметаллы
в) металлы и неметаллы
6. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?
а) Кислород
б) Вода
в) Йод
г) Алмар
После выполнения задания экипажи обмениваются листами, а учитель читает правильный ответ – идет проверка задания.
Подводятся итоги, за каждое задание вновь вывешиваются знаки на экране, и экипажи путешествуют соответственно этим знакам.
Учитель: Все жители «Химического элементария» очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?
Задание №7 «Что в имени тебе моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов. Напишите название и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?
Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о местных жителях, но я уверена, что вы – настоящие химики и, конечно же, умеете делать волшебные превращения.
Пришло время показать свое умение.

Задание №8 «Волшебное превращение»
Ученики – экспериментаторы от каждого экипажа по очереди демонстрируют домашнее задание – химический эксперимент и дают соответствующее пояснение.

Экипажи №1. Получение хлорида натрия реакций нейтрализации.

NaOH + HCl NaCl + H2O
. . . .
Na . + .Cl : Na+ [ : Cl : ] - Na+ Cl-
(ионная связь)





Рис. 1 Получение хлорида натрия (а); выпаривание кристаллов хлоридов натрия (б)
Экипаж №2 Получение углекислого газа, а доказательство его наличие
CaCO3+HCl CO2
CaCl2+H2CO3 H2O
CO2+Ca(OH)2 CaCO3 +H2O
CaCO3+H2O+CO2 Ca(HCO3)2
. . .
:O: + :С: + :О:
б- б+ б-
:О::) С (:: О СО2
ковалентная полярная связь

Экипаж №3. Демонстрация возгонки йода (рис4).

. . . . . . . .
: : + : : : : : 2
. . . . . . . .
(ковалентная неполярная связь)
Экипаж №4 Получение сульфата меди (II) и выпаривание криссталов из раствора (рис4).

Рис3: Возгонка йода

Рис 4. Получение сульфата меди (II) (а) выпаривание криссталов сульфата меди (II) из растворов (б)
CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
O O
Cu S Характер связи: ионная
O O

S=O ковалентная неполярная связь
S=O
Подведение итогов экспериментального конкурса, подсчет баллов.
Учитель: На досуг жители «Химического элементария»,как и мы любят отгадывать кроссворд.

Задание №9. «Химический кроссворд».
На столах у экипажей – кроссворды. Выигрывает тот экипаж, который первым заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово – название жителей «Химического элементария».
1.Химический элемент с порядковым номером 17.
2.Сложные вещества, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.
3.Химичексий элемент, названный в честь великого русского ученого.
4.Химический элемент, электронная структура которого - ))))
2881
5.Растворимое в воде основание.
6.Химический элемент атомы которого имеют электронную формулу 1S2,2S2,2p6 ,3S2,3p4.
7.Свойство атомов, которое Д.И.Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.
8.Свойство атомов химического элемента, имеющее наибольшее значение у фтора.
9.Заряженные частицы.
10.Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента.
11.Как называется химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия?
12.Простые вещества, обладающие хорошей теплопроводимостью, электропроводимостью, металлическим блеском.

«ГУ Борасинская средняя школа-сад»



Аналитический
семинар
По теме «Роль воды в природе.
Физические свойства воды».

Учитель химии: Рымонова Н.Н

Аналитический семинар

Тема: «Вода в природе и жизни человека»
Применение воды
«Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы». С.Т.Аксаков.
Цели: проанализировать и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем гидросферы.
Девиз урока: «Вода – это жизнь!»
Оборудование: Колбы с Н2О, минеральные воды, Y2- р-р
Метод: Аналитический семинар
I вопрос:
1) С каким цветом у вас ассоциируется слово «вода».
II. Укрепляю на доске слова «аквариум», «акватория», «акваланг», «акварель».
1).Понятно ли вам значение этих слов?
2)Какое отношение они имеют к теме сегодняшнего урока?
«Aqua» в переводе с латинского языка значит «вода». Как алфавит начинается с буквы «А» так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.
Вот почему девиз урока. Вода – это жизнь!
Вопрос
Какова химическая формула воды? Сегодня любой из вас без труда назовет формулу воды и скажет, что это сложное вещество – оксид водорода.
Историческая справка
А древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. Хотя некоторые представления о воде менялись,она считалась единым и недилимым веществом вплоть до конца ХVIII в. Завершить многолетний гигантский марафон по изучению состава воды суждено было выдающемуся химику А. Лавуазье и его коллеге, математику и физику Лапласу. В присутствии группы французских ученых 24 июня 1783 года они синтезировали воду из «горного воздуха». При этом масса образовавшейся воды была равна массе водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вот так в один день стало ясно, что вода не простой элемент, а сложное вещество. Синтезировав воду А. Лавуазье вскоре провел опыт по ее разложению: пропуская водяной пар над раскаленным Fe, он получил водород и оксид металла. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук, поскольку работы эти совершенно неожиданно нашли практическое применение в воздухоплавании. Первый запуск воздушного шара, наполненного водородом, осуществил французский ученый Жак Шарль 1 декабря 1783 г. Таким образом, вода стала причастной к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванию. Дальнейшие опыты доказали, что вода содержит 88,8% О2 и 11% Н2. Итак природа воды раскрыта. В середине ХVIIIв. было окончательно установлено, что вода образуется двумя газообразными веществами – О2 – Н2. Это выдающееся открытие сыграло исключительно важную роль в познании окружающей природы. Ведь все живые организмы планеты содержат от 65 до 99% воды.
Вот перед вами капли Н2О, а в капле молекулы Н2О их модель –

Н О Н

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя
Большие морские суда.
Вот белым легким покрывалом
На Землю родную снега –
А время придет - все растает,
И будет простая вода.
Со строками этого стихотворения отражаются в картинах и фотоэтюдах, объединенной темой воды – простой и таинственной, обыкновенной и удивительной, не перестающей и сегодня поражать наше воображение.
Наш эпиграф
«Все хорошо в природе,
Но вода – краса всей природы».
С.Т. Аксаков.
Звучит «Музыка»
А далее ребята мы должны выполнить задачи стоящие перед нами, то есть далее мы проводим аналитическую работу по группам по плану:

План
1.Вода в природе. Значение воды для жизни организмов.
2.Физические свойства воды.
3.Вода растворитель. Растворы.
4.Очистка воды.
5.Применение воды. Круговорот воды.
6. Водные ресурсы и человек. Экологические проблемы гидросферы.

По каждому вопросу у нас работали аналитические группы, которые изучили очень много литературы, а теперь постараются раскрыть перед нами все эти вопросы.
Пожалуйста первая группа.

Итак мы сегодня на уроке узнали много о удивительном веществе «вода». Ребята смогли хорошо осветить все вопросы, которые нам необходимо знать о воде. А закончить урок хочется словами: Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить чувствами. C тобой возращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… Ты самое большое богатство на свете..?
Категория: Биология | Добавил: nad
Просмотров: 1967 | Загрузок: 185 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 4:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru