Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

календарное и поурочное планирование по биологии 11 класс
[ Скачать с сервера (123.9 Kb) · Скачать удаленно (123кБ) ] 2012-03-09, 9:54 AM
БИОЛОГИЯ

11 класс
Естественно-математическое направление
(68 часов)

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (3 часа)

№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Определение жизни. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни УУ1
3 Первоначальные взгляды на возникновение жизни на Земле. Современные взгляды на происхождение жизни. УУ2

История развития эволюционных идей (4 часа)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 История развития эволюционных идей. Эволюционное учение К.Линнея УУ2
3 Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина УУ2
4 Обобщение материала УУ3

Учение о микроэволюции (11 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Понятие о микроэволюции и популяции. Изменчивость и наследственность УУ1
3 Отбор. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
4 Виды искусственного отбора
Л/р № 1 «Ознакомление с результатами искусственного отбора»
5 Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции УУ1
6 Внутривидовая борьба
7 Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды (приспособление)
Л/р № 2 «Знакомство с видами борьбы за существование.»
8 Приспособленность – результат действия естественного отбора УУ1
9 Инстинктивное приспособление
Л/р № 3 «Приспособленность результат естественного отбора.»
10 Популяционно-видовой уровень – начальный этап эволюции УУ2
11 Обобщение материала УУ3

Учение о макроэволюции (7 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Макроэволюция. Палеонтологические доказательства. Филогенетические ряды УУ2
3 Сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Гомологичные и аналогичные органы. Сравнительно-анатомические ряды
Л/р № 4 «Анализ примеров сравнительно-анатомических доказательств эволюции»
4 Основные пути и направления эволюции органического мира. Биологический прогресс и регресс.
Л/р № 5 «Сравнительный анализ ароморфоза и идиоадаптации растений и животных»
5 Биологический регресс – процесс, обратный биологическому прогрессу УУ2
6 Главные закономерности эволюции. Дивергенция, Конвергенция, параллелизм УУ1
7 Обобщение материала УУ3

История Земли (4 часа)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 История Земли и методы её изучения. Летопись земли. Развитие жизни в палеозойскую эру УУ2
3 Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру УУ2
4 Обобщение материала УУ3

Антропогенез – учение о происхождении и эволюции человека (6 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Первоначальные представления о происхождении человека УУ1
3 Основные этапы эволюции человека УУ2
4 Этапы эволюции человека. Древние и первые современные люди. УУ2
5 Движущие силы (факторы) антропогенеза. Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма УУ2
6 Обобщение материала УУ3

Организм и среда (12 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Актуальные проблемы современной экологии.
3 Новые направления в исследовании экологии.
4 Опыт и направление формирования экологического образования
5 Методы экологических исследований
6 О целостности географической оболочки и биосферы УУ2
7 Многообразие организмов и среда обитания УУ2
8 Факторы среды, адаптация и жизненные формы УУ1
9 Абиотические факторы УУ1
10 Цепи питания и обмен веществ и энергии организмов УУ2
11 Структура и характеристика популяций. Динамика численности популяций УУ2
12 Обобщение материала УУ3

Современное состояние природных и агросообществ (4 часа)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Обзор природных и агросообществ. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. УУ1
3 Общий обзор экологических бедствий. Современное экологическое состояние окружающей среды УУ2
4 Обобщение материала УУ3

Современная экологическая обстановка в Казахстане (9 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Обзор основных экологических проблем Казахстана УУ1
3 Экологическое состояние воздушного бассейна
4 Экология водных ресурсов. Экология почвы УУ2
5 Экология растений. Экология животных УУ2
6 Красная книга и её роль УУ2
7 Зоны экологических бедствий в Казахстане УУ2
8 Система мониторинга контроля качества окружающей среды
9 Обобщение материала УУ3

Продуктивность экосистемы и биогеография (2 часа)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Обмен веществ и энергии экосистем. Биогеографические области в биосфере и их продуктивность. УУ1

Основы учения о биосфере и человек (5 часов)
№ Тема урока Карта
1 Вводный урок
2 Биосфера и свойства биомассы планеты Земля. Биомасса поверхности суши и Мирового океана УУ1
3 Состав биосферы. Функции живых организмов в биосфере. Возникновение и развитие биосферы. Универсальная карта
4 Биосфера и научно-технических прогресс. Возникновение и развитие ноосферы Универсальная карта
5 Обобщение материала

Заключение (1 час)

ТСЗ по главе 1 «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле»

Жизнь – это открытые саморегулирующиеся системы и самовоспроизодящиеся системы совокупностей живых организмов, построенные из сложных биологических полимеров – белков и нуклеиновых кислот. Различают следующие уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Для всех живых организмов характерны следующие свойства: единство химического состава неживой и живой материи, особенность размножения и развития, наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и энергии.
Первичные представления о происхождении жизни на Земле отличаются от современных. Наиболее знаменитыми являются теория о вечности жизни, труды древних философов Аристотеля, Ф.Бэкона. Опыты Ф.Реди, М.М. Тереховского опровергают представления о самозарождении жизни. Опыты Л.Пастера доказывают, что живое происходит от живых организмов.
К современным теориям возникновения жизни относят: теории А.И.Опарина, Дж. Холдейна о происхождении жизни; данные теории подтверждают опыты С.П. Миллера, С.Фокса, Дж. Берналд.
Происхождение жизни путем абиогенеза – точка зрения современной биологии, подтвержденная термическая теория С. Фокса, синтезом полипептидов термическим путем

ТСЗ по главе 2 «История развития эволюционных идей»

Эволюция представляет собой последовательное изменение исходного состояния во времени, ведущее к возникновению чего-то нового. Систематизация и обобщение различных сведений о живой природе тесно связаны с именами древнегреческих ученых-философов Аристотеля, Теофаста. Труды Аристотеля о живой природе в средневековье считались самыми ценными. Развитие биологии в эпоху Возрождения базируются на открытии учеными новых видов растений и животных, описании их полезных и вредных свойств. К.Линней составил первую систематику живых организмов, ввел в биологию бинарное название видов. Ж.Б.Ламарк – основатель научной теории о развитии органического мира в додарвиновский период, заложил основу систематики естественной системы путем деления беспозвоночных на 10 классов
Предпосылками возникновения учения Ч.Дарвина являются открытия ученых в 19 веке и социально-экономические изменения в общественном строе – развитие капитализма. Ч.Дарвин родился 12 февраля 1809 года, в период с 1831 по 1836 годы совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Основными трудами Ч.Дарвина являются: «Происхождение видов», «Происхождение человека», «Изменение животных и культурных растений». Основные принципы теории естественного отбора: в результате взаимосвязи наследственной изменчивости, борьбы за существования, естественного отбора виды приспосабливаются к условиям внешней среды и изменяются.

ТСЗ по главе 3 «Учение о микроэволюции»

Микроэволюция — изменение популяции в процессе естественного отбора. Популяция явяляется элементарной единицей эволюции. Популяция — это совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Структура популяции характеризуется численностью особей и их распространением в пространстве. Свойства популяции — это рост, развитите, размножение, приспособленность к постоянно меняющимся условиям среды, генетические характеристики. Изменчивость - это способность живых организмов приобретать новые признакии; наследственность - способность живых организмов перезавать видовые признаки потомству. Исскуственный отбор — процесс создания новых пород животных и сортов растений путем сохранения и размножения особей с ценными для человека признаками и свойствами. С целью изучения искусственного отбора Ч.Дарвин обратился к практике сельского хозяйства, на основе которой доказал единство происхождения различных пород и сортов от одного дикого предка. Искусственный отбор бывает двух видов: методический и бессознательный. Естественный отбор — это процесс выживания наиболее приспособленных к определенным условиям среды видов. Естественный отбор явялается движущей и стабилизирующей силой эволюции. Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Дарвин выделил три формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.
Приспособленность – результат естественного отбора. Различают следующие виды приспособленности: покровителственная окраска, инстинктивное приспособление, забота о потомстве. Физиологическая адаптация.
Вид — совокупность особей со сходными морфологическими и физиологическими признаками, общим происхождением, свободноскрещивающихся между собой. Выделяют следующие критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический, этологический. Видообразование осуществляется через подвиды и является результатом микроэволюции.

ТСЗ по главе 4 «Учение о макроэволюции»

Макроэволюция – эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне. Наличие последовательно сменяющих друг друга форм (например, предков лошади) позволяет построить ряд с высокой степенью достоверности эволюции, называется филогенетическим Сравнительно-анатомические исследования доказывают родство организмов. Органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых функций, называются гомологичными (крылья летучей мыши и конечности крота, колючки кактуса и усики гороха). Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и происхождения, называются аналогичными (крылья бабочки и птицы). Биогенетический закон (Ф.Мюллер и Э.Геккель) гласит: каждая особь в процессе своего индивидуального развития повторяет развитие своего вида
Основные пути органического мира – биологический прогресс и регресс. Признаки биологического прогресса: увеличение числа особей систематических групп, расширение ареала, образование новой популяции, разновидности. Направления биологического прогресса (Ф.Н.Северцев и И.И,Шмальгаузен): арогенез (ароморфоз) – морфофизиологический прогресс, усложнение строения особей, развитие приспособлений к жизни; аллогенез (идиоадаптация) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но без принципиальной перестройки их биологической организации; катагенез (дегенерация) – упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Признаки биологический регресса –сокращение ареала обитания, уменьшение численности особей, снижение числа групп из-за давления других видов, исчезновение вида. Различают следующие виды филогенеза: дивергенция – расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей; конвергенция – приобретение сходных признаков у различных неродственных групп; параллелизм – эволюционное развитие генетически близких групп, заключающееся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков.

ТСЗ по главе 5 «История Земли»

История развития органического мира подразделятся на длительные промежутки времени – эры, которые в свою очередь подразделяются на эпохи, эпохи на века. История развития Земли подразделена на архейскую (древнейшую), протерозойскую (первичная жизнь), палеозойскую (древняя жизнь), мезозойскую (средняя жизнь) и кайнозойскую (новая жизнь) эры. Каждая эра отличается от другой многими показателями, наиболее существенны особенности геологических процессов, климатические условия и господствующие формы жизни: растения и животные.
В архейскую эру сформировались жизнь и основные свойства живых организмов, в период протерозоя произошло формирование современного объема мирового океана, многоклеточных организмов (губки, грибы); конец протерозоя можно назвать «веком медуз»; результатом жизнедеятельности прокариотов стало образование почвы.
Палеозойская эра состоит и шести периодов: кембрий, ордовик, силур, карбон, пермь; именно в палеозой живые организмы вышли на сушу и произошла «скелетная революция», когда многие организмы обзавелись панцирями, раковинами и скелетами. Мир палеозоя — это господство членистоногих: пауки, скорпионы, гигантские стрекозы, тараканы, жуки. В воде жили рыбы, на основе которых в девоне появились земноводные и насекомоядные небольшие рептилии. Из растительности выделялись гигантские папоротники и хвощи, которые образовывали густые заросли. В каменноугольный период на земле появились хвойные леса — кордаитовая тайга, с деревьями достигающими высоты в 20 метров.
Мезозой состоит из трех периодов: триас, юра, мел. Вымирают гигантские папоротники, древесные хвощи, плауны, в триасе достигают расцвета голосеменные растения, особенно хвойные. В юрском периоде вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения.
В животном мире достигают расцвета насекомые и рептилии. В юрском периоде появляются летающие ящеры и завоевывают воздушную среду. В меловом периоде специализация рептилий продолжается, они достигают громадных размеров. Масса некоторых из динозавров достигала 50 тонн.
Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей. В конце мелового периода наступает похолодание, сокращается ареал околоводной растительности. Вымирают растительноядные, за ними хищные динозавры. Крупные рептилии сохраняются только в тропическом поясе (крокодилы). Вследствие вымирания многих рептилий начинается быстрая адаптивная радиация птиц и млекопитающих, занимающих освободившиеся экологические ниши. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Млекопитающие появились в триасе, но не могли конкурировать с динозаврами и на протяжении 100 млн лет занимали подчиненное положение в экологических системах того времени.
Кайнозой состоит из двух периодов: третичный (палеоген и неоген) и четвертичный (антропоген). Кайнозой — это эпоха, отличающаяся большим разнообразием наземных, морских и летающих видов животных.
В геологическом отношении кайнозой — эра, в которую континенты приобрели своё современное очертание. Австралия и Новая Гвинея отделились от Гондваны, двинулись к северу и, в конечном итоге, приблизились к Юго-восточной Азии. Антарктида заняла своё нынешнее положение в районе южного полюса, Атлантический океан расширился, и в конце эры Южная Америка примкнула к Северной Америке. Кайнозой является эпохой млекопитающих и покрытосеменных. Млекопитающие претерпели длительную эволюцию от небольшого числа мелких примитивных форм и стали отличаться большим разнообразием наземных, морских и летающих видов. Кайнозой также можно назвать эпохой саванн, цветковых растений и насекомых. Птицы также в значительной степени эволюционировали в кайнозое. Среди растений появляются злаковые

ТСЗ по главе 6 «Антропогенез – учение о происхождении и эволюции человека»
Процесс становления и развития рода Человек (Homo) и вида Человек разумный (Homo sapiens) называется антропогенезом или антропосоциогенезом. Существует много доказательств происхождения человека от животных, в частности, рудименты (органы, не функционирующие, но сохранившиеся у современного человека) и атавизмы – случайные проявления признаков, свойственных далеким предкам.
Общим предком рода Homo и высших обезьян были дриопитеки. Примерно 15-20 млн. лет назад произошло их разделение. Одна ветвь дала понгид, приведших к появлению гориллы и шимпанзе, другая ветвь дала гоминид, из которых 6,5-5 млн. лет назад обособилась группа африканских приматов – австралопитеков. Именно австралопитеки начали обрабатывать одни камни другими. Австралопитеков называют Homo habilis – человек умелый. Позднее австралопитековые дали начало питекантропам, которые расселились из Африки в Евразию и начали использовать огонь. Около 300 тыс. лет назад появились неандертальцы. У них сформировалась религия (захоронения) и искусство (наскальные рисунки), поэтому неандертальцев называют Homo sapiens – человек разумный.
Современные люди являются потомками кроманьонского человека, сменившего неандертальцев 40 тыс. лет назад. Позднее в результате приспособления к разным климатическим условиям сформировались три основные расы: монголоидная, европеоидная, негроидная. Основными причинами атропосоциогенеза были 2 группы факторов: биологические и социальные. Борьба за существование. Наследственная изменчивость и естественный отбор играли главную роль на ранних этапах появления человека. На более поздних этапах главенствующую роль играли социальные факторы – труд, коллективный образ жизни, воспитание.

ТСЗ по главе 7 «Организм и среда»

Экология – наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой. Экология – комплексная система науки, цель и задачи которой отвечают современным требованиям. Экология формирует концепции научно-теоретических основ рационального использования природы и предотвращения чрезвычайных экологических бедствий. Новые направления в исследовании экологи¬и определены увеличением численности населения земли, НТП и освоением космоса, в связи с чем формируются новые термины и понятия, возникла необходимость в формировании экологического образования, воспитания, культуры.
Существуют своеобразные традиции казахского народа по защите природы. Великие народные акыны своим творчеством, а также произведения писателей - просветителей воспитывали в молодом поколении бережное отношение к природе.
К методам экологических исследований относятся полевой, лабораторный и опытно-экспериментальный. О целостности географической оболочки и биосферы свидетельствуют четыре основных закона экологии (Б.Коммонер): все связано со всем, ничто не исчезает бесследно и не исчезает в никуда, природа знает лучше, за все приходится платить. Географическая оболочка – единая территориальная система, охватывающая биосферу, атмосферу, биосферу, литосферу.
В настоящее время на земле насчитывается более 2 млн. живых организмов, из них примерно 1,5 млн. видов животных, около 5 тыс. видов растений, 100 тыс. грибов и огромное количество видов микроорганизмов. В экологии различают 4 основные среды обитания – наземно-воздушная, водная, почвенная и живые организмы.
Факторы среды, воздействующие на организмы, подразделяются на абиотические, биотические, антропогенные. В зависимости от адаптации живых организмов наблюдается многообразие жизненных форм. Экологические группы организмов по воздействию абиотических факторов: по отношению к температуре животные подразделяются на пойкилотермные и гомойотермные, растения – на теплолюбивые и холодоустойчивые; по отношению к влажности животные подразделяются на водных, наземных и земноводных; растения подразделяются на ксерофитов, суккулентов, мезофитов, гигрофитов, гидрофитов.
Любая цепь питания состоит из продуцентов, консументов, редуцентов и нуждается в энергии солнечного света. С одного трофического уровня на другой предается не более 10% энергии. Совокупность особей одного вида с общим генофондом, скрещивающихся между собой называется популяцией. Разница между рождаемостью и смертностью за определенный период времени называется динамикой численности популяций.

ТСЗ по главе 8 «Современное состояние природных и агросообществ»

Биоценоз – это природное сообщество, которое формируется годами и изменяется с течением времени. Агроценоз – искусственно созданный биоценоз вместо природного биоценоза для выращивания культурных растений. Основные признаки отличия агроценоза от биоценоза: обмен минеральных элементов достигается влиянием человека; помимо энергии солнечного света используются искусственные источники света; путем селекции создаются новые породы и сорта. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду: непосредственное, косвенное, комплексное влияние, стихийные действия, сознательные действия. Экологические бедствия можно разделить на следующие группы: природные стихийные бедствия – землетрясение, извержение вулканов, селевые потоки, снежные лавины, наводнение, цунами, бури, смерчи, ураганы; антропогенные стихийные бедствия – дорожные аварии, крушения самолетов, аварии на производстве, пожары. Современное экологическое состояние окружающей среды находится на критическом уровне, так как с каждым годом увеличивается объем веществ, загрязняющих окружающую среду. По уровню вредности ядовитые вещества делятся на четыре класса: особо опасные (например, ртуть), опасность высокая (например сероводород), средняя опасность (например, этанол), незначительная опасность (например, аммиак). По влиянию на окружающую среду загрязняющие вещества можно разделить на механические, химические, физические, биологические.

ТСЗ по главе 9 «Современная экологическая обстановка в Казахстане»

Экологические проблемы Казахстана – создание Семипалатинского испытательного ядерного полигона, обмеление Аральского моря, планируемое строительство АЭС на озере Балхаш, загрязнение территорий Западного Казахстана из-за бурного развития нефтегазовой отрасли, загрязнение Каспийского моря, выброс выхлопных газов автотранспортом, снабжение населения питьевой водой, отвечающей международным стандартам.
Экологическое состояние воздушного бассейна зависит от распространения производственных газов, появляющихся в результате деятельности людей. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия, автотранспорт, выделяемое заводами тепло, испытания военного оружия, космические корабли и ракеты. По уровню загрязнения атмосферы на первом месте в Республике Казахстан находятся города Риддер, Зыряновск, Усть-Каменогорск.
Экологическое состояние водных ресурсов зависит от наличия загрязнителей, классифицирующихся на химические, физические, биологические. Главная причина загрязнение водной среды – сбрасывание в водоемы неочищенных сточных вод. Загрязнение рек, озер и других водоемов характерно для территории республики в регионах, где большая концентрация промышленных предприятий, полигонов и идет разработка нефтегазовых месторождений.
Экологическое состояние почвы оставляет желать лучшего. Из-за неправильного освоения земель ухудшается плодородие почв, активно протекает процесс засоление, усиливаются процессы опустынивания.
В Казахстане насчитывается примерно 5700 видов растений. Для восстановления исчезающих видов растений создано 17 ботанических, 2 геоботанических резервата. В результате деятельности человека уменьшается или полностью исчезают многие виды животных. Для сохранения редких видов животных и птиц в Казахстане организованы 9 заповедников и 10 природных национальных парков. Красная книга создана Национальной академией наук Республики Казахстан, Институтом зоологии с целью охраны редких видов животных и птиц. В Красную книгу вид вносится в одну из пяти категорий: исчезнувший, сокращающийся, редкий, неопределенный, восстановившийся вид. В Республике Казахстан разработана система мониторинга контроля качества окружающей среды, подразделяющаяся на биоэкологический, геоэкологический и биосферный мониторинг

ТСЗ по главе 10 «Продуктивность экосистемы и биогеография»

В природе беспрерывно протекают биосферный (большой) и биологический (малый) круговорот веществ и энергии. Обмен веществ и энергии осуществляется через пищевые цепи, состоящей из последовательности: продуценты – консументы – редуценты. Прирост биомассы определяется количеством биологической продуктивности. Начальная (первичная) продукция определяется количеством биомассы, образованной продуцентами. Вторичная продукция выражается количеством биомассы, образованной консументами и редуцентами.
В связи с климатическими условиями природные сообщества каждой биогеографической области формировались длительное время. На Земле существует шесть главных биогеографических областей: Неоарктическая, Палеоарктическая, Неотропическая, Эфиопская, Австралийская, Индо-Малайская. Среди организмов, распространенных в одинаковых природных сообществах различных биогеографических областей, встречается множество сходных признаков.

ТСЗ по главе 11 «Основы учения о биосфере и человек»

Область распространения жизни на Земле – биосфера. Биосфера распространена в нижних слоях атмосферы, верхних слоях литосферы, в гидросфере. Основоположником учения о биосфере является русский ученых В.И.Вернадский. Жизнь в биосфере связана непосредственно с круговоротом веществ и энергии в живых организмах. В атмосфере на высоте 20-50 км есть озоновый слой, защищающий живые организмы от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей Солнца. Биомасса живых организмов постоянно увеличивается от полюсов к экватору. Почва – это исторический и природный биогеоценоз, образовавшийся в процессе жизнедеятельности живых организмов и их останков. Биомассу Мирового океана составляют гидробионты. Циркуляцию воды в биосфере называют также геологическим круговоротом. Основным источником энергии в этом круговороте являются солнечные лучи. В биосфере решающую роль играют живые организмы. Живые организмы в биосфере выполняют энергетическую, газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную, биохимическую функции. Ноосфера – качественно новый уровень эволюции биосферы. Здесь главную роль играем разум, сознание человека. Основу учение о ноосфере заложил В.И.Вернадский. В сохранении природного равновесия между природой и обществом в эволюции ноосферы огромную роль играет научно-технический прогресс.
Категория: Биология | Добавил: скунс
Просмотров: 8222 | Загрузок: 1339 | Рейтинг: 3.1/9
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 9:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru