Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

флипчарт по теме "Дыхание растений" 6 класс
[ Скачать с сервера (206.8 Kb) ] 2012-03-26, 11:44 AM
Биология, 6 класс
Мажара Е.Г., учитель биологии Аманкарагайской сш. им. Н. Островского
Тема урока: Дыхание растений.
Обучающая цель: знать механизм процесса дыхания растений; знать различия и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Развивающая цель: уметь получать ответы на вопросы с помощью опытов и объяснять их результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающая цель: иметь потребность бережного отношения к природе.
Задачи: провести опыты, подтверждающие процесс дыхания растений корнями, листьями, семенами; обосновать выводы по результатам опытов; провести взаимопроверку усвоения знаний по теме урока.
Оборудование: листья герани, сухие семена фасоли, проросшие семена фасоли, Xplorer GLX, датчик газа СО2, быстрореагирующий температурный датчик, учебник, тетради.
Тип урока: урок - научная лаборатория
Методы: проблемный, частично – поисковый.
Ход урока:
I. Организация класса. Объявляется форма урока.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с терминами. Слайд 2.
Изображено растение, на листьях находятся карточки с названиями основных терминов и понятий прошедших тем, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки.
Термины: Устьица, Хлоропласты, Минеральные вещества, Органические вещества, Фотосинтез.
2. Тренажер (работа со схемами)
Вспомните характерные признаки живых организмов (учащиеся называют: дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ). Правильно. Остановимся на обмене веществ. Дайте определение обмена веществ.
Обмен веществ – это сложный процесс, в ходе которого одни вещества организм поглощает и использует, а другие, наоборот, выводит во внешнюю среду.
Сложные вещества в организме распадаются на более простые, при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности (составляют простейшую схему обмена веществ)

Слайд 3.

В процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для протекания обмена веществ. Слайд 4.

Расщепление сложных органических веществ происходит в ходе химических процессов, главным участником которых является О2. Совокупность этих процессов носит название дыхание. Рассмотрим данный процесс, составив схему.
Слайд 5.

Этот вопрос и станет темой нашего урока. Запишите тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала.
Кислород на Земле появился в ходе фотосинтеза и заставил все живые организмы в ходе эволюции приспособиться к существованию в жестких условиях. Запасов О2 в организме нет, и поэтому он должен постоянно поступать, в процессе газообмена. Живые организмы получают воздух, насыщенный кислородом, а в ходе газообмена выделяют воздух, насыщенный углекислым газом. Воздух поступает в организм разными путями. Давайте вспомним, какие приспособления есть у растений для дыхания, и заполним таблицу.
Слайд 6.
Орган Дыхательное приспособление Характеристика Примеры растений
корень Дыхательные корни У растений, произрастающих в переувлажненной среде Монстера, болотный кипарис
стебель Чечевички Специальные отверстия среди клеток коры Береза, ольха
лист Устьица Расположенные в кожице листа на нижней стороне Капуста, клен, подсолнечник
семя Дыхальце Между семядолями, рядом с рубчиком Фасоль, горох
Чтобы доказать, что растения дышат, проведем опыты и определим концентрацию углекислого газа СО 2. Слайд 7.
Опыт № 1. Дыхание листа. Возьмем две банки, в которые поместим по 3-4 листа герани, плотно закроем пробкой. Одну банку накроем темным колпаком, другую оставим на свету. Датчиком газа СО 2 определим концентрацию углекислого газа в обеих банках. Сделайте вывод о дыхании растений листьями и днем и ночью. Слайд 8.
Опыт № 2. Дыхание семян. Возьмем две банки, в одну поместим сухие семена фасоли, а в другую проросшие, плотно закроем крышками. определим концентрацию углекислого газа датчиком СО 2. Сделайте вывод об интенсивном дыхании проросших семян.
Слайд 9.
Опыт № 3. Возьмем две банки, в одну банку поместим толстым слоем проросшие семена, обернем войлоком или ватой, в другую – сухие семена. Определим концентрацию углекислого газа датчиком СО 2 и температуру в банках быстрореагирующим температурным датчиком. Сделайте вывод о выделении тепла при дыхании. Сложенные толстым слоем семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян погибают. Семена теряют всхожесть. Сделайте вывод о правильном хранении семян.

Общие выводы: интенсивность дыхания растений при различных условиях неодинакова, с повышением температуры, влажности, освещенности, доступе воздуха дыхание усиливается, а при низких температурах, низкой влажности, отсутствие света, без доступа воздуха почти прекращается. На дыхание оказывают влияние вода, свет, температура, воздух.

IV. Закрепление. Слайд 10.
1. Решите задачу: Учитель биологии попросил учащихся собрать в декоративном отделе учебно – опытного участка семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они решили сдать семена учителю. И каково же было их удивление, когда они увидели почерневшие и влажные семена. Что же произошло с семенами? Объясните, какую ошибку допустили ученики.
Слайд 11.
2. Выполните задание. Установите соответствие: из приведенных ниже признаков выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание:
А. Происходит во всех клетках.
Б. Протекает только на свету.
В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
Е. Протекает на свету и в темноте.
Ж. Органические вещества образуются.
З. Органические вещества расщепляются до минеральных веществ.
Фотосинтез:
Дыхание:
Взаимопроверка. (Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.)
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: § 29.
Категория: Биология | Добавил: Lenok43 | Теги: дыхание растений
Просмотров: 3832 | Загрузок: 388 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 9:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru