Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
2012-05-02, 8:19 PM | |
Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения Нурышева Ардак Каироллиновна Учитель биологии и химии школы-лицея № 35 Все связано со всем. Ничто не исчезает бесследно и не исчезает в никуда. Природа знает лучше. За все приходится платить. Законы Б.Коммонера На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем. Мировое научное сообщество для решения экологических проблем выделяет две главные задачи: принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса; воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Сегодня международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением модернизации система образования в целом. Исходя из этого, Правительство РК приняло экологический кодекс от 9.01.2007г раздел 7 глава 25 статьи 181,182,183и 184 в котором экологическое воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы. Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах: научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде); ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека); нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил); деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера). Поскольку экологическое воспитание четко определяет необходимость сочетания научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития с принципами бережного отношения к природе в целом и отдельным ее компонентам, то становится очевидным комплексный характер этого воспитания. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями позволит воспитывать экологически грамотного гражданина. В республике с 2009 года стало традицией проводить форумы юных экологов. В июне 2011 года в Южно-Казахстанской области на базе Областного учебно-оздоровительного центра «Тау-самалы» проведен III Республиканский форум юных экологов, посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан. В работе Форума приняли участие 96 учащихся из 14 областей, городов Астаны, Алматы — лидеры школьных лесничеств, экологических патрулей, лучшие представители научных обществ учащихся, руководители делегаций республики, представители органов государственной власти, ученые, преподаватели высших учебных заведений, ведущие экологи Южно-Казахстанской области, педагогические коллективы организаций дополнительного образования, представители общественных экологических объединений, средств массовой информации. Разнообразие социально-значимых детских инициатив по сохранению природы были представлены участниками форума. Так, Меруерт Жарас, десятиклассница лицея № 35 города Астаны провела сбор макулатуры в лицее, где сотни листков, заполненных проверочными и контрольными работами, исписанные тетради, старые доклады и распечатки волшебным образом превратились в новенькое покрытие для крыши, в продукты и лекарства для ветеранов и еще много разных полезных для школы мелочей. Меруерт реализовывает еще один проект: в специальной емкости на пришкольном участке разводит земляных червей, которые помогают перерабатывать различные органические и неорганические отходы, обогащая почву удобрениями. Внеклассная деятельность по проектам и исследованиям способствует формированию экологического воспитания. Жарас Меруерт ученица 11 «В» класса шл №35 с проектом на тему «Улучшение экологии г. Астаны путем формирования экологической культуры школьников, экологическая выгода и экономическая целесообразность сбора макулатуры» в городском конкурсе «Исследование окружающей среды» заняла I место (2011г.); в ІІІ Республиканском форуме юных экологов в номинации «Исследователи окружающей среды» заняла III место и I место в конкурсе «Экоград» (2011г.); в IX Республиканской научно-практической конференции, посвящено 20-летию Независимости Казахстана, Казахстанском Университете Технологии и Бизнеса «Новый век и новые технологии» заняла III место (2011г.); в І Республиканской научно-практической конференции для учащихся, проходившей в Казахском Университете Экономики Финансов и Международных отношений, заняла III место (2012 г.). Абдешева Сабина ученица 11 «А» класса шл №35 с проектом на тему «Отходы в доходы» в IX Республиканской научно-практической конференции, посвящено 20-летию Независимости Казахстана в Казахстанском Университете Технологии и Бизнеса «Новый век и новые технологии» заняла III место2011г; удостоен грамоты Премьер-министра за активное участие в научно-исследовательской конкурсе «Таза болса табиғат – аман болар адамзат». Организатор конкурса – Министерство окружающей среды. Группа учащихся 9-10-х классов ШЛ № 35 работает над проектом на тему: «Бездомные животные». Аушахманов Тамирлан ученик 10 «Б» класса шл№35 работает над темой: «Искусственное выращивание дождевых червей». В течение года учащимся школы-лицея №35были предложены темы информационных проектов: «Загрязнение лесов», «Охраняемые территории Казахстана», «Охраняемые животные», «Охраняемые растения », «Экологические проблемы », «Загрязнение атмосферы », «Шумовое загрязнение», «Глобальные экологические проблемы», «Рациональное природопользование», «Безотходное производство», «Экосистемы», количество и качество, которых увеличилось с 5 до 12 выполненных работ, и с 6 % до 83% в соответствии с выполнением требований к оформлению работ. С целью анализа заинтересованности учащихся экологической проблемой, выявления путей и возможностей решения этих проблем, ведется мониторинг вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность за последние 2 года – 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы. Как видно, темой научных исследований учащихся является бережное отношение к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов. Данная деятельность воспитывает у учащихся экологическую, нравственную, духовную культуру, наряду с этим формируется необходимая в условиях рыночных отношений экономическая грамотность, благодаря чему происходит воспитание грамотной, мобильной, креативно мыслящей личности. | |
Просмотров: 1182 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|