Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

урок в 7 классе "Птицы"
[ Скачать с сервера (57.0Kb) ] 2014-01-04, 12:14 PM
7 класс
Составила учитель биологии первой категории Бобровской СШ, ВКО Моторина Н.В.

Урок обобщения по теме: « Птицы».

Цель урока:

1. Углубить и обобщить знания о птицах, особенностях их строения, связанных со средой обитания.
2. Развивать мыслительную деятельность и воображение.
3. Воспитывать любовь к природе, птицам, чувство бережного отношения к ним .

Тип урока: обобщающий в режиме ТИСО
Методы обучения:
• эвристические,
• беседа,
• ауди визуальная,
• наглядные ( иллюстративные)

Наглядность: выставка книг, таблицы, творческие работы учащихся- кроссворды, буклеты.
Технические средства: мультимедиа, аудикасеты, презентация.

Ход урока:

1. Организационная часть.
Психологический настрой – звучит музыка с голосами птиц. (Стихотворение).
слайд № 1 Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются.
День – деньской от зари до зари.

И.С. Никитин

Учитель: Сегодня, как вы уже догадались, речь пойдет о птицах.
(знакомство учащихся с темой и целью урока)
слайд № 2

Вопросы для обобщения: слайд № 3
I. Значение птиц
II. Общая характеристика класса:
1) внешний покров, температура тела, приспособленность к полету,
2) особенности строения скелета, мускулатуры,
3) строение пищеварительной системы,
4) органы дыхания,
5) особенности строения сердца, кровеносной системы,
6) строение головного мозга,
7) органы чувств.
III. Среда обитания и характер жизни различных групп птиц.
IV. Смена сезонов года в жизни птиц
V. Охрана птиц.

2. Разминка « Знаешь ли ты птиц» ( фронтально, устно).
• Какая птица самая мелкая? - ( колибри).
• Какую птицу все бьют и называют вором? – ( воробей)
• В пруду купался, а сух остался? - ( гусь)
• У какой птицы бывает сотрясение мозга? - ( дятел)
• Сколько ног у домашних птиц? - ( две)
• Какая птица быстрее всех летает? - ( стриж)
• Птенцы какой птицы не знают своей матери? - ( кукушки)
• У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? - ( у пингвинов)
• Почему у журавлей только один птенец? - ( сильный убивает слабого).
• Что имеется и у корабля и у птицы? - ( киль)
• А летучая мышь это – птица?

3. Закончи предложение: сл.4

Раздел зоологии, изучающий птиц, называется ……………………….
Давняя культурная традиция казахского народа – охота с ………………. на ……………
Силуэт этой птицы изображен на Государственном флаге Казахстана - ………………….
Главная цель развития птицеводства – получение …………………. и …………………..
Самой первой одомашненной птицей считается - …………………………………………..

4. « Найди ошибку»
Известно, что в мировой фауне проживает более 9 000 тысяч птиц. Чтобы лучше узнать об их жизни и значении в природе, ученые стали их классифицировать. Перед вами карточка со схемой, отражающей схематическое положение видов птиц, однако, она содержит ошибки. Найдите эти ошибки и изобразите схему правильно. ( самостоятельно, письменно)

Схема: Ответ: Слайд № 4 ( сверим ответы)

Царство - Животные Царство - Животные
Тип - Хордовые Тип - Хордовые
Отряд - Воробьинообразные Класс - Птицы
Класс - Птицы Отряд - Воробьинообразные
Вид - Ласточка береговая Род - Ласточка
Род - Ласточка Вид - Ласточка береговая

5. Молодцы ребята! Вы успешно справились с первым заданием, думаю вам по плечу определить, чем питаются птицы. Слайд № 5

1 Дятел а) плоды, семечки
2 Утка б) рыба
3 Цапля в) мелкие насекомые, личинки
4 Клест г) рачки, водоросли
5 Пеликан д) семена шишек
6 Ястреб е) грызуны
7 Синица ж) лягушки
8 Попугай з) насекомые


5. Ну, а теперь, давайте вспомним, каковы особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Слушаем ответы товарищей и заполняем кластеры.
(Фронтальный опрос с элементами беседы).

А) Какое значение имеют птицы в природе и жизни человека?
В) Чем покрыто тело птицы? сл. 8
Почему их называют теплокровными? Какая температура тела?
Какая железа находится на коже птиц, ее функция?
Г) Приспособленность к полету – строение крыла, функция маховых перьев.
( подкрылки самолета) сл. 9
Д) Каковы особенности скелета птиц и мускулатуры? сл. 10
Е) Особенности строения органов дыхания. Что означает двойное дыхание птиц? сл. 11
Ж) Каково строение сердца и кровеносных сосудов? Сл.12
З) Каковы особенности строения пищеварительной системы птиц сл. 13
Значение зоба, строение желудка, прямая кишка – клоака
И) Можно, ли по форме клюва определить вид пищи птицы? Сл. 14
К) В чем особенность строения головного мозга? Сл. 15
Л) Какие группы птиц вам известны? Сл. 16
М) Какие органы чувств наиболее развиты?
Л) Что можно рассказать о бескилевых птицах?
М) В чем особенность плавающих птиц – пингвинов?
Н) Каковы особенности летающих птиц?
О) Как влияет смена сезонов года на жизнь птиц?

Проверка качества заполнения кластера.

5. Учитель: Молодцы ребята! Вы показали неплохие знания об отличительных
признаках птиц. А теперь немного поиграем в игру « Кто лишний». На карточке написаны различные птицы, по 4 в каждом ряду. Они сгруппированы по приспособленности к сезонным явлениям природы, но одна птица лишняя. Определите ее.

1. Рябчик поползень тетерев грач
2. Жаворонок воробей снегирь клест
3. ласточка стриж глухарь лебедь

6. Краткое сообщение учащихся о редких птицах Казахстана. ( опережающее домашнее задание)

7. Мы повторили и закрепили знания о птицах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, приспособленности к условиям жизни и виду питания.
Давайте попробуем все вместе обобщить пройденный материал и сделать выводы по теме урока.

Выводы по теме урока:

I. Птицы – украшение природы:
- подчеркивают ее красоту, улучшают музыкальный фон,
- уничтожают вредных насекомых и грызунов,
- участвуют в распространении семян растений и опылении,
- являются санитарами природы – питаясь трупами погибших животных, оздоравливают окружающую среду,
II. Птицы – теплокровные позвоночные, приспособленые к полету. Тело покрыто перьями, передние конечности превратились в крылья.
III. Все системы и органы чувств особенные, облегченные и компактные.
IV. Крупные кости – пустотелые, мозг небольшой, череп легкий.
V. Зубов нет, их работу выполняет мускулистый желудок.
VI. Воздушные мешки облегчают массу тела, участвуют в дыхании и терморегуляции.
VII. Сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения.
VIII. Редкие и исчезающие птицы охраняются на заповедных территориях.

Итоги урока: Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
Какое впечатление он оставил у вас. Что понравилось и запомнилось?

Спасибо всем за работу. Сдайте листы ответов на проверку.
Д/З
Категория: Биология | Добавил: доня
Просмотров: 1916 | Загрузок: 291 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru