Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

урок в 7 классе "Птицы"
[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] 2014-01-04, 12:14 PM
7 класс
Составила учитель биологии первой категории Бобровской СШ, ВКО Моторина Н.В.

Урок обобщения по теме: « Птицы».

Цель урока:

1. Углубить и обобщить знания о птицах, особенностях их строения, связанных со средой обитания.
2. Развивать мыслительную деятельность и воображение.
3. Воспитывать любовь к природе, птицам, чувство бережного отношения к ним .

Тип урока: обобщающий в режиме ТИСО
Методы обучения:
• эвристические,
• беседа,
• ауди визуальная,
• наглядные ( иллюстративные)

Наглядность: выставка книг, таблицы, творческие работы учащихся- кроссворды, буклеты.
Технические средства: мультимедиа, аудикасеты, презентация.

Ход урока:

1. Организационная часть.
Психологический настрой – звучит музыка с голосами птиц. (Стихотворение).
слайд № 1 Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются.
День – деньской от зари до зари.

И.С. Никитин

Учитель: Сегодня, как вы уже догадались, речь пойдет о птицах.
(знакомство учащихся с темой и целью урока)
слайд № 2

Вопросы для обобщения: слайд № 3
I. Значение птиц
II. Общая характеристика класса:
1) внешний покров, температура тела, приспособленность к полету,
2) особенности строения скелета, мускулатуры,
3) строение пищеварительной системы,
4) органы дыхания,
5) особенности строения сердца, кровеносной системы,
6) строение головного мозга,
7) органы чувств.
III. Среда обитания и характер жизни различных групп птиц.
IV. Смена сезонов года в жизни птиц
V. Охрана птиц.

2. Разминка « Знаешь ли ты птиц» ( фронтально, устно).
• Какая птица самая мелкая? - ( колибри).
• Какую птицу все бьют и называют вором? – ( воробей)
• В пруду купался, а сух остался? - ( гусь)
• У какой птицы бывает сотрясение мозга? - ( дятел)
• Сколько ног у домашних птиц? - ( две)
• Какая птица быстрее всех летает? - ( стриж)
• Птенцы какой птицы не знают своей матери? - ( кукушки)
• У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? - ( у пингвинов)
• Почему у журавлей только один птенец? - ( сильный убивает слабого).
• Что имеется и у корабля и у птицы? - ( киль)
• А летучая мышь это – птица?

3. Закончи предложение: сл.4

Раздел зоологии, изучающий птиц, называется ……………………….
Давняя культурная традиция казахского народа – охота с ………………. на ……………
Силуэт этой птицы изображен на Государственном флаге Казахстана - ………………….
Главная цель развития птицеводства – получение …………………. и …………………..
Самой первой одомашненной птицей считается - …………………………………………..

4. « Найди ошибку»
Известно, что в мировой фауне проживает более 9 000 тысяч птиц. Чтобы лучше узнать об их жизни и значении в природе, ученые стали их классифицировать. Перед вами карточка со схемой, отражающей схематическое положение видов птиц, однако, она содержит ошибки. Найдите эти ошибки и изобразите схему правильно. ( самостоятельно, письменно)

Схема: Ответ: Слайд № 4 ( сверим ответы)

Царство - Животные Царство - Животные
Тип - Хордовые Тип - Хордовые
Отряд - Воробьинообразные Класс - Птицы
Класс - Птицы Отряд - Воробьинообразные
Вид - Ласточка береговая Род - Ласточка
Род - Ласточка Вид - Ласточка береговая

5. Молодцы ребята! Вы успешно справились с первым заданием, думаю вам по плечу определить, чем питаются птицы. Слайд № 5

1 Дятел а) плоды, семечки
2 Утка б) рыба
3 Цапля в) мелкие насекомые, личинки
4 Клест г) рачки, водоросли
5 Пеликан д) семена шишек
6 Ястреб е) грызуны
7 Синица ж) лягушки
8 Попугай з) насекомые


5. Ну, а теперь, давайте вспомним, каковы особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Слушаем ответы товарищей и заполняем кластеры.
(Фронтальный опрос с элементами беседы).

А) Какое значение имеют птицы в природе и жизни человека?
В) Чем покрыто тело птицы? сл. 8
Почему их называют теплокровными? Какая температура тела?
Какая железа находится на коже птиц, ее функция?
Г) Приспособленность к полету – строение крыла, функция маховых перьев.
( подкрылки самолета) сл. 9
Д) Каковы особенности скелета птиц и мускулатуры? сл. 10
Е) Особенности строения органов дыхания. Что означает двойное дыхание птиц? сл. 11
Ж) Каково строение сердца и кровеносных сосудов? Сл.12
З) Каковы особенности строения пищеварительной системы птиц сл. 13
Значение зоба, строение желудка, прямая кишка – клоака
И) Можно, ли по форме клюва определить вид пищи птицы? Сл. 14
К) В чем особенность строения головного мозга? Сл. 15
Л) Какие группы птиц вам известны? Сл. 16
М) Какие органы чувств наиболее развиты?
Л) Что можно рассказать о бескилевых птицах?
М) В чем особенность плавающих птиц – пингвинов?
Н) Каковы особенности летающих птиц?
О) Как влияет смена сезонов года на жизнь птиц?

Проверка качества заполнения кластера.

5. Учитель: Молодцы ребята! Вы показали неплохие знания об отличительных
признаках птиц. А теперь немного поиграем в игру « Кто лишний». На карточке написаны различные птицы, по 4 в каждом ряду. Они сгруппированы по приспособленности к сезонным явлениям природы, но одна птица лишняя. Определите ее.

1. Рябчик поползень тетерев грач
2. Жаворонок воробей снегирь клест
3. ласточка стриж глухарь лебедь

6. Краткое сообщение учащихся о редких птицах Казахстана. ( опережающее домашнее задание)

7. Мы повторили и закрепили знания о птицах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, приспособленности к условиям жизни и виду питания.
Давайте попробуем все вместе обобщить пройденный материал и сделать выводы по теме урока.

Выводы по теме урока:

I. Птицы – украшение природы:
- подчеркивают ее красоту, улучшают музыкальный фон,
- уничтожают вредных насекомых и грызунов,
- участвуют в распространении семян растений и опылении,
- являются санитарами природы – питаясь трупами погибших животных, оздоравливают окружающую среду,
II. Птицы – теплокровные позвоночные, приспособленые к полету. Тело покрыто перьями, передние конечности превратились в крылья.
III. Все системы и органы чувств особенные, облегченные и компактные.
IV. Крупные кости – пустотелые, мозг небольшой, череп легкий.
V. Зубов нет, их работу выполняет мускулистый желудок.
VI. Воздушные мешки облегчают массу тела, участвуют в дыхании и терморегуляции.
VII. Сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения.
VIII. Редкие и исчезающие птицы охраняются на заповедных территориях.

Итоги урока: Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
Какое впечатление он оставил у вас. Что понравилось и запомнилось?

Спасибо всем за работу. Сдайте листы ответов на проверку.
Д/З
Категория: Биология | Добавил: доня
Просмотров: 2910 | Загрузок: 316 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru