Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Программа подготовки учащихся к ВОУД по биологии
[ Скачать с сервера (66.4Kb) ] 2014-01-10, 9:19 AM
Пояснительная записка

Цель: Сформировать устойчивые знания у учащихся по биологии.
Задачи:
- углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии, в рамках предпрофильной подготовки готовить учащихся к выбору профиля обучения в старших классах;
- обеспечить понимание материального единства живой природы, диалектического характера и материальной сущности биологических явлений, познание естественнонаучных причин развития живой природы и пр.;
- повысить вклад в политехническое образование, способствовать профориентации, выбору сельскохозяйственных, медицинских, ветеринарных профессий путем усиления внимания к научным основам выращивания растений и животных;
- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе;
- расширить знания учащихся о собственном организме, сохранении здоровья, мерах профилактики, доврачебной помощи; о биологических основах техники безопасности на промыш-ленных и сельскохозяйственных предприятиях; о повышении работоспособности; обеспечить гигиеническое воспитание школьников, понимание вреда гиподинамии, курения, употребления алкоголя, неправильного питания, нарушения режима дня и др.
В государственном общеобязательном стандарте образования и общеобразовательной основной программе по биологии сформулированы главные цели обучения предмета «Биологии»: подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, обладающей экологическим и эволюционным стилем мышления, ориентирующейся в научной картине мира, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, о сохранении, охране многообразия экосистем и видов, экологизации производства. Стремительное развитие научно-технического прогресса требует дальнейшего совершенст¬вования биологического образования. Данная программа способствует углублению и расширению знаний учащихся по биологии растений, животных и человека, формирует навыки работы с источниками знаний, умение выделять главное, умение составлять таблицы, тезисы, конспекты и тд. Формирует желание заниматься биологией, развивает такие компетентности как:
• учебно-познавательная,
• ценностно-ориентационная,
• информационно-технологическая,
• социально-трудовая,
• личностного саморазвития,
• экологическая.
В программе уделяется большое внимание на те вопросы, которые оказываются «трудными» для учащихся. Взаимосвязь между ними часто остается за пределами понимания. Если учащиеся сумеют разобраться в некоторых общих вопросах, то многие факты из биологии им не придется заучивать. Программа направлена на систематизацию знаний учащихся по биологии и ликвидацию пробелов в понимании.
Последовательность изучения тем может изменяться и дополняться.¬ Количество часов для изучения отдельных тем носит ориентировочный характер.
Особое внимание планируется уделять самостоятельной работе учащихся: защите нестандартных приемов решения задач, рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению при¬боров, работе с литературой, в том числе справочной, и др.
В процессе курса планируется ши¬роко использовать различные схемы, таблицы, модели, учебные фильмы и другие наглядные средства.
Проработав все варианты тестирования, ученик:
• Повторит весь пройденный материал за курс основной школы;
• Успешно подготовится к ВОУД
Данная программа рассчитана на 2 года – учащиеся 8 класса начинают по ней готовиться и продолжают при переходе в 9 класс.

Подготовка осуществляется по определенной схеме:

Подготовительный этап к работе.
1. Общая тетрадь для конспектов (термины, определения, даты, ученые и т.д.)
2. Общая тетрадь для тестирования и работы над ошибками.
3. Дополнительная литература по биологии (справочники, тестировщики, тренажеры, схемы и таблицы и пр.)
4. Тесты по биологии
5. Учебники по биологии за 6,7,8,9 классы.

Основные этапы работы:
1. Повторение теоретического материала по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии с использованием учебников и справочной литературы.
2. Конспектирование в общей тетради основных терминов, определений и т.д.
3. Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекцией ошибок и пробелов в знаниях.
4. Работа по тестниками с использованием учебника.
5. Тестирование.
6. Работа над ошибками в тетрадях для тестирования.

Домашняя работа:
1. Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях.
2. Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений и т.д.
3. Проверка своих знаний по тестникам с последующей работой над ошибками.
4. Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе.

Занятия в школе:
1. Лекция.
2. Семинарское занятие по заданной теме:
1) Опрос учащихся с выявлением пробелов в знаниях в виде беседы.
2) Разбор материала, вызывающего затруднения.
2. Тестирование:
1) Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний)
2) Работа учащихся над ошибками - разбор заданий вызвавших затруднения
3) Контрольное тестирование

Мониторинг результативности:
• Результаты освоения программы должны соответствовать общим целям и задачам данной программы.
• Результаты оцениваются по итогам пробных тестирований в соответствии со шкалой оценивания
• При оценке знаний и умений учащихся, прежде всего, следует создавать ситуацию успеха для каждого ученика, возможность индивидуальной работы. Дать возможность ученикам осваивать блоки на протяжении большего времени.
При оценке знаний учитывать:
• Полноту (соответствие объема знаний объему, предусмотренному программой);
• Осознанность (умение применять полученные знания на практике);
• Глубину (соответствие знаний изученным блокам).

Предметные результаты уровня подготовки учащихся

Должны знать:
1) общие признаки живых организмов;
2) строение растительной клетки;
3) влияние деятельности человека на растительные сообщества;
4) строение и функции клеток растений;
5) деление растительной клетки;
6) дыхание, передвижение веществ у растений;
7) размножение, рост и развитие растительного организма;
8) среду обитания растений;
9) природные сообщества;
10) приспособленность растений к жизни в сообществе;
11) роль человека в природном сообществе;
12) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений;
13) семейства Покрытосеменных растений;
14) строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайников как симбиотических организмов;
15) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
16) размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений;
17) вирусы как неклеточные формы жизни;
18) среды обитания организмов;
19) влияние деятельности человека на экосистемы;
20) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства животных;
21) на элементарном уровне процессы эволюции животных;
22) усложнения животных в процессе эволюции;
23) природных и искусственных сообществ;
24) типичных представителей изучаемых Семейств животных;
25) наиболее распространённых видов и пород домашних животных;
26) особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов);
27) размножение, рост, развитие животных;
28) среды обитания организмов;
29) искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
30) особенности строения человеческого организма;
31) гигиенические требования для сохранения здоровья;
32) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и здоровье человека;
33) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
34) факторы риска рождения неполноценного потомства.
35) предмет и задачи общей биологии;
36) уровни организации жизни;
37) основные положения клеточной теории;
38) основные принципы жизнедеятельности клетки;
39) роль органических и неорганических веществ в клетке;
40) основные способы деления клеток;
41) закономерности индивидуального развития;
42) предмет и задачи генетики;
43) значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации;
44) роль хромосом в наследственности организмов;
45) негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды
на наследственность человека;
46) формы наследственной изменчивости;
47) основы эволюционного учения;
48) вид и его критерии;
50) популяция – элементарная структура вида
51) предмет и задачи экологии; - экологические факторы;
52) сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера;
53) структуру и принципы функционирования экосистем;

Должны обосновывать:
1) взаимосвязь строения и функций тканей и органов растений;
2) взаимосвязь растительного организма и среды;
3) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
4) роль растительного разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
5) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;
6) роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
7) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание культурных растений.
8) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;
9) влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности и пород домашних животных.
10) взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма человека и среды;
11) особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
12) роль нейро-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
13) особенности высшей нервной деятельности;
14) влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;
15) вредное влияние алкоголя, курения на организм человека и его потомство;
16) меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
17) роль окружающей среды в формировании личности;
18) влияние общества на формирование социальной сущности человека;
19) биологическую природу человека.

Должны уметь распознавать:
1) растительные организмы;
2) клетки, ткани, органы растений;
3) наиболее распространённые виды растений;
4) организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;
5) наиболее распространённые виды растений своего региона, растения разных Семейств, Классов, Отделов;
6) съедобные, ядовитые и плесневые грибы.
7) наиболее распространённые виды животных своего региона, животных разных Семейств, Классов, Типов;
8) переносчиков возбудителей болезней человека.

Должны уметь называть:
1) общие признаки живого организма;
2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений, животных
3) процессы эволюции растений и животных.
4) предмет и задачи биологии, основные методы исследования;
5) объекты изучения биологии;
6) зарубежных и отечественных учёных, внёсших существенный вклад в развитие биологии, их труды;
7) роль биологического многообразия;
8) значение охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;
9) последствия человеческой деятельности на природные экосистемы;
10) значение мутагенных факторов окружающей среды.

Должны уметь сравнивать:
1) строение и функции клеток растений; строение и функции тканей и органов растений;
2) организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
3) семейства, Классы Покрытосеменных (Цветковых) растений, Семейства, Классы Млекопитающих животных;
4) отделы живой природы.

Должны проявлять:
1) готовность пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой;
2) способности составлять развёрнутый план – тезисы текста, конспектировать текст,
3) умения использовать в работе электронные ресурсы, Интернет;
4) умения составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника;
5) способности использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;
6) знания генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решения задач на обмен веществ и превращение энергии, генетических задач, задач по молекулярной биологии.
Продолжение программы в прикрепленном файле.
Категория: Биология | Добавил: Yelena8722 | Теги: подготовка, программа, ВОУД, биология
Просмотров: 3142 | Загрузок: 744 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru