Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Спирты – друзья и враги человечества
2014-02-03, 12:53 PM
Учитель: Никишина А.Ю.
КГУ «Средняя школа №33»
акимата г. Усть- Каменогорска

Обобщающий интегрированный урок по теме
«Спирты – друзья и враги человечества».
Девиз урока: «Все есть лекарство, и все есть яд, важна лишь только доза» (Парацельс, немецкий врач и естествоиспытатель)

I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цели урока:
* обобщить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах спиртов, способах их получения; области их применения;
* исследовательским способом доказать губительное воздействие алкоголя на белки живых организмов;
* сформировать у учащихся гражданскую позицию по решению одной из глобальных проблем человечества-алкоголизма.

Реактивы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Спирт – друг или враг?», азотная кислота, яичный белок, этанол, медная проволока, спиртовка.

Учитель: Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые бы так противоречиво вошли в историю человечества, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту.
Далее учитель просит учащихся прокомментировать слова Парацельса: «Все есть лекарство, и все есть яд, важна лишь только доза» и сформулировать тему урока.
Учитель: Сегодня мы проведем исследование «Спирты. Как к ним относиться?» и вынесем заключение: спирты-друзья или враги человечества, полезны они или вредны, какова природа противоречий?
Запишите тему урока.
Учитель: Что необходимо знать, чтобы аргументировано ответить на этот вопрос? – Очевидно, что такое спирты?
Итак – химическая разминка:

Устный фронтальный опрос.
1. Какие органические вещества называются спиртами?
2. Общая формула спиртов.
3. Как называют функциональную группу спиртов?
4. Почему среди спиртов нет газов?
5. Процесс отщепления воды от молекулы спирта протекает по правилу… (Зайцева).
6. Соли, образованные спиртами, называются… (алкоголяты).
7. Высокие Ткип. у спиртов обусловлены наличием между молекулами… (водородной связи).
8. Процесс получения спирта из фруктов в естественных условиях называют… (брожением).
9. При брожении крахмала образуется именно он…(этанол).
10. Древесный спирт по системе ЮПАК называют… (метанол).

Письменный фронтальный опрос:
1 вариант: получение спирта из природного газа.
2 вариант: получение спирта из зерна
II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Итак, наша цель выяснить: спирты-друзья или враги человека?
А самое ценное у человека это жизнь. «Жизнь есть способ существования белковых тел». (Ф. Энгельс). Т.е. все мы с вами белковые организмы.
Предлагаю выполнить лабораторную работу.
Лабораторная работа
«Влияние этанола на молекулы белков».

1. Получите уксусный альдегид путем окисления этилового спирта. Запишите уравнение реакции. Какую роль играет альдегид в организме человека?
2. В двух пробирках находятся растворы яичного белка. Добавьте в одну из них этиловый спирт, а в другую азотную кислоту. Что наблюдаете? Как биологи называют этот процесс?
Информация к размышлению.
Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.

Учащиеся работают по инструкциям, сравнивают результаты, делают выводы: такой же процесс происходит в каждой клетке организма при соприкосновении с этиловым спиртом.
Учитель: можно сказать, что спирты – это враги человечества? Тогда почему производство спиртов налажено в огромных промышленных масштабах? Однозначно сказать нельзя, поэтому продолжим наше исследование.
Работа по группам.
1. Теоретики-адвокаты (ищут аргументы «за», учебник 10 класс).
2. Теоретики - прокуроры (ищут аргументы «против», справочные материалы).
Учитель: Работаем по справочным материалам, которые лежат перед вами, а также используем информацию из учебника.

План работы: (на столах у учащихся)
1.Области применения спиртов.
2.Выясните влияние алкоголя на организм человека.
3.Что такое алкоголизм?
4.Рассмотрите фазы развития алкоголизма.
5. В начале ХХ века немецкий врач Э. Крепелин писал: «Когда пьянство получит распространение и среди женщин, то нашим потомкам будет грозить полная гибель». Используя справочные материалы, подтвердите или опровергните это высказывание.
6.В чем заключается вред от употребления пива?
7.Почему алкоголь особенно вреден для подростков?
** Обсуждение вопросов с использованием справочных материалов.

Путь, проделываемый спиртами в организме:
100г вина убивает 500 нейронов.
100г пива убивает 3000 нейронов.
100г водки убивает 7500 нейронов.

Учитель подводит итог беседы: основные причины алкоголизации молодежи – это алкоголизм в семье, отчуждение от семьи и её несостоятельность в вопросах воспитания, неумение правильно использовать свободное время, попытка уйти от проблем и неустроенности жизни, влияние моды и рекламы в средствах массовой информации, стремление к самоутверждению, пренебрежение общественными нормами.
Учитель: подведем итог- просмотр слайдов презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Учитель: я хочу, что бы вы ребята поразмышляли о своем будущем, подумали, что такое активная жизнь, какими вы себя видите в этой активной жизни. Надеюсь, что главными ценностями для вас всегда будут: любовь, семья, дети, родители, здоровый образ жизни!

Альтернатива есть всегда:
«Любовь, здоровье, спорт, семья»

Домашнее задание: чтобы не потерять квалификацию вам предстоит решить вопрос: как из древесного спирта (метанола) получить полиэтилен?

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы, приведенные в контрольном листе. Вопросы позволяют провести контроль уровня овладения новым материалом и рефлексию.

Контрольный лист.
1.О каких органических веществах шла речь на уроке?
2.Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?
3.Какое агрегатное состояние нехарактерно для спиртов при обычных условиях?
4.Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?
5.На что влияет алкоголь в организме человека?
В ответах на следующие вопросы используйте слова «да», «нет», «не знаю».
7.Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?
8.Стоит ли об этом рассказать друзьям, родителям?
9.Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?

Оценки за урок.

Литература.
1. Левина Л. А. Спирты в жизни человека (медиаматериалы).
2. Телегина Е.В. Актуализация социальных проблем при изучении спиртов [Текст] /Е.В. Телегина// Химия в школе.-№8, 2008. С. 27-31.
3. Резервы сети Интернет.
Категория: Биология | Добавил: N_Sasha | Теги: урок, химия, спирты
Просмотров: 615 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru