Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Урок по теме «Типы химических реакций». Химия 8 класс
[ Скачать с сервера (18.3Kb) ] 2014-02-04, 8:37 AM
Урок по теме «Типы химических реакций». Химия 8 класс
Шахматова Галина Михайловна
учитель химии и биологии
Саумалкольская ШГ №2
Айыртауский район
Северо-Казахстанская область

Традиционный урок с элементами современного урока.
Тема урока: Типы химических реакций.
Цель урока: Усвоить понятие «типы химических реакций» и их классификацию, выявить существенные признаки для определения типов химических реакций
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, презентация "Типы химических реакций" (Приложение) на столах у учащихся рабочая карточка для выполнения заданий, карточки с заданиями для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций", смайлики для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

План урока

• Организация класса: 1. план, цели и задачи урока
2. эмоциональный настрой (ученикам предлагается выбрать карточки с изображением смайликов характеризующих их эмоциональное состояние на начало урока и отложить их в сторону )
II. Изучение нового материала
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. (слайд №2)
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
Учитель: актуализация знаний
А что такое химическая реакция? (3 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
Каковы признаки химических реакций? (4 слайд) ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
Каковы условия возникновения химических реакций? (5 слайд) (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)
Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (6 слайд)
Что такое классификация? (Деление на группы)
Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация, выявления существенных признаков для определения типов химических реакций)7 слайд
Работа будет проходить с помощью рабочих карт, которые должны будут быть заполнены к концу урока
Слайд 8 Тема урока: «Типы химических реакций»
На экране появляется 9 слайд, на котором представлены несколько химических реакций:
2H2 + O2 -> 2H2O;
CaO + H2O -> Ca(OH)2
Cu(OH)2 -> CuO + H2O;
2HgO -> 2Hg + O2
Перед учащимися ставятся вопросы:
- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?
- различаются ли между собой реакции одной группы?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.
• Введение понятия реакции соединения.
На экране появляется слайд № 10, на котором представлены реакции:
(1) 2H2 + O2-> 2H2O;
(2) 4P + 5O2 -> 2P2O5;
(3) Na2O + SO3 -> Na2SO4;
(4) CaO + H2O -> Ca(OH)2
Обсуждаются вопросы:
- что объединяет все эти реакции?
- в чём их отличие?
- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?
Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.
Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде (работа в рабочих листах):
A + B -> AB
AB + CB -> AB2C

• Введение понятий реакции разложения (план работы такой же как и в предыдущем пункте)слайд 11

Учащиеся определяют, что до реакции одно сложное вещество во всех случаях, а в результате может образоваться несколько веществ разного состава. Выводят определение и пишут уравнение с помощью букв
• Реакции замещения,(слайд 12) так же определяются по предыдущей схеме и учащиеся приходят к выводу, что в реакцию вступают простое и сложное вещество и в результате реакции так же образуются простое и сложное вещество, т.е.происходит обмен. Вывод определения и запись реакции в рабочих листах.

• Реакции обмена.

По такой же схеме, как и реакции соединения, реакции разложения, замещения, изучаются реакции обмена (слайды №,13).
После изучения всех типов реакций появляется слайд № 14 и проводится обобщение материала.
Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.
IV. Закрепление (слайд №15)
А теперь посмотрите на уравнения реакций на слайде и определите, к какому типу принадлежат реакции
Учащиеся дают характеристику каждой реакции, исправляют, объясняют, дополняют.
Затем на экране высвечивается правильная соответствующая запись уравнений, (слайд №16)
Проверка знаний.
Каждая пара получает карточку с заданием и выполняет ее в течение 10 минут.
Пример карточек:
1.определите тип реакций, расставьте коэффициенты
P + Cl2 = PCl5
CH4 = C + H2
HCl + Mg = MgCl2 + H2
ZnSO4 + KOH = K2SO4 + Zn(OH)2
2. определите тип реакций, расставьте коэффициенты
Na + S = Na2S
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
K+CuSO4=Cu+K2SO4
(проводится взаимопроверка и оценивание друг друга, карточки сдаются учителю)
VI. Домашнее задание:§18, упр.6 стр.51
VII. Итоги урока. Рефлексия. Ученикам предлагается выбрать карточки с изображением смайликов характеризующих их эмоциональное состояние на конец урока и сравнить со смайлом, который был выбран в начале урока.
Так же учащиеся сдают рабочую карту-черновик, для анализа их работы на уроке

Приложение № 1
Рабочая карта (черновик)
Тип реакции Предполагаемое определение Предполагаемая схема реакции
1.
2.
3.
4.
Рабочая карта (чистовик)
Тип реакции Точное определение Точная схема реакции
1.
2.
3.
4.

Приложение № 2
Карточки для проверки знаний
1.определите тип реакций, расставьте коэффициенты
P + Cl2 = PCl5
CH4 = C + H2
HCl + Mg = MgCl2 + H2
ZnSO4 + KOH = K2SO4 + Zn(OH)2
2. определите тип реакций, расставьте коэффициенты
Na + S = Na2S
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
K+CuSO4=Cu+K2SO4
3.определите тип реакций, расставьте коэффициенты
H2 + Cl2 = HCl
H2SO4 + Al = Al2(SO4)3 + H2
Al2(SO4)3 + Ba(NO3)2 = Al(NO3)3 + BaSO4
NaCl = Na+Cl2
4.определите тип реакций, расставьте коэффициенты
P2O5 + Na2O = Na3PO4
Al2(SO4)3 + Ba(NO3)2 = Al(NO3)3 + BaSO4
Mg + CuCl2 = Cu+MgCl
SiH4 = Si+H2
Задание 1. Дописать, где необходимо уравнения реакций, расставить коэффициенты:
Al + O2 =
Ca + N2 =
Задание 2. Дописать, где необходимо уравнения реакций, расставить коэффициенты:
S + F2 =
K + O2 =
Задание 3. Дописать, где необходимо уравнения реакций, расставить коэффициенты:
CaO + CO2 =
Na2O + H2O = NaOH
Задание 4. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:
HgO =
Ag2O =
Задание 5. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:
CH4 =
Ca(OH)2 = CaO + H2O
Задание 6. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:
MgCO3 = MgO + CO2
H2O =
Задание 7. Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:
Fe2O3 + H2 =
Zn + HCl =
Задание 8. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:
CuO + Mg =
SiO2 + Mg =
Задание 9. Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:
HCl + NaOH = NaCl + …
HNO3 + NaOH = NaNO3 + …

Задание 10. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:
H2SO4 + KOH = K2SO4 + …
KOH + H2SiO3 = K2SiO3 + …
Категория: Биология | Добавил: shakhmatova_galina
Просмотров: 3514 | Загрузок: 236 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru