Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

урок "Строение слухового анализатора"
2014-04-05, 10:44 PM
Безносенко Наталья Николаевна учитель биологии Карабалыкской СШ№1
Тема урока:. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Дата
Предмет: биология Класс 8
Цель урока: создание условий для самореализации учащихся, развитие научно- познавательной и коммуникативной компетенции – через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека;

Тип урока: изучение нового материала
Результат обучения:
Знать: строение уха, строение слухового анализатора, значение слуха.
Уметь: применять полученные знания, решать предложенные проблемные вопросы.
Ресурсы: учебник биологии 8 класс Е.А.Очкур, презентация, пластиковая бутылка дно у которой затянуто полиэтиленовой пленкой, свеча, оценочные листы, раздаточный материал.
Время мин Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Психологический настрой класса. Организация деятельности учащихся. Проверяют свою готовность к уроку
2 Мотивационный Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.
Под звуки лунной сонаты учитель читает стихотворение
«Закрыв глаза, мы все воспринимаем
Чредой прекрасных звуков в голове
И звонким эхом душу обвиваем,
Прислушиваясь к небу в тишине.
Журчат ручьи, струятся водопады,
цветут цветы, иль строятся дома
А наше ухо создает каскады
Предметов образы - прекраснейшая тьма!»
Учащиеся закрывают глаза, слушают музыку и стихотворение , которое читает учитель .
3 Вызов Какой орган чувств сейчас работал? Как называется эта музыка и кто ее написал ?
Один ученик рассказывает историю создания «Лунной сонаты» (опережающее задание)
Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
Записываем тему урока в тетрадь.
Устные ответы учащихся

Рассказ ученика
22 Изучение нового материала (осмысление)
1.Заполнение маркировочной таблицы ЗХУ первый столбец заполняют самостоятельно, второй в парах
знаю Хочу узнать узнал
Анализируя таблицу выводим цели урока
2.Что же такое звук? (Интеграция с физикой)
Опыт
3.Изучение строения уха.
1. Группа Строение и функции наружного уха
2. Группа Строение и функция среднего уха
3. Группа Строение и функция внутреннего уха
4. Группа Гигиена слуха. Составить памятку как сохранить слух и здоровые уши до старости.
Физминутка
А сейчас отдохнем и поиграем в игру три пятерки - три вида упражнений по пять. Напомню вам правила: я произношу утверждение, а вы двигаетесь в соответствие с тем, верно это утверждение или нет. Начнем, первая пятерка утверждений, если вы согласны со мной - поднимаем вверх правую руку, нет- поднимаем вверх левую руку.
1. 1.Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее ухо.
2. 2.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
3. 3.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом .
4. 4.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
5. 5.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
Учитель: Хорошо, Да - киваем головой, нет - поворачиваем в стороны.
1. 1.Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.
2. 2.В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, а также два полукружных канальца.
3. 3.Вестибулярный аппарат уха - орган равновесия.
4. 4.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
5. 5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
Учитель: Если согласны со мной, встаем, если нет- сидим:
1. 1.Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
2. 2.Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.
3. Жидкость в перепончатом 3.лабиринте - эндолимфа.
4. 4.Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
5. 5.Периферическое звено - слуховой нерв.
Молодцы
4.Обмен информацией (постеры и защиту оценивают учащиеся по критериям)
5. Формирование звука. Просмотр видеофрагмента. Составление схемы.
Индивидуальная работа и работа в парах

Работа в группах создание постера

Выполнение указаний учителя

Защита постеров

Работа в группе заполняют схему по просмотренному видеофрагменту. Оценивание работы другой группой по ключу на доске
12 Закрепление 1.Заполнение графы в таблице Узнал

2. Фронтальный опрос
1.Почему если выстрелить из пушки в космосе возле самого уха человека он даже не почувствует.?
2.Почему скрипачи глухие на левое ухо?
3.Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

4. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?
3.Решение проблемных ситуаций
(в приложении)
4.Заполните пропуски Нервные импульсы возникают в sad ) перепонке уха. Слуховая sad ) труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку. Улитка с рецепторами, воспринимающими звуковые раздражители, расположена во :. ( ) ухе. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой : ( ) окна. Ухо расположено в : ( ) кости. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в : ( ) зоне коры головного мозга. Раздражение рецепторов возникает при движении этой жидкости : ( ). При подъеме на высоту или спуске под воду боль в ушах сигнализирует о перепадах : ( ) давления. Индивидуальная работа в таблице

Устные ответы учащихся

Работа в группе

Индивидуально заполняют пропущенные слова, взаимопроверка по ключу выставление в оценочный лист

3 Рефлексия Я ничего не понял
Я все понял
Я смогу применить полученные знания Размещают стикеры на против предложения
1 Оценивание Подведение итогов выставление оценок Подсчет баллов выставление оценок
1 Домашнее задание Параграф , написать синквейн, или составить вопросы высокого порядка Записывают домашнее задание
Приложения
Вы услышали фрагмент пьесы Людвига Ван Бетховена. Лунная соната - самое известное сочинение композитора. Правда, мало кто знает, что лунное название дал сонате не Бетховен. В Австрии ее нередко именуют Соната садовой беседки, но и к этому названию Бетховен не имел никакого отношения. Композитор посвятил произведение своей ученице, Джельетте Гвиччарди, т.к. был неравнодушен к молодой графине и даже отказался брать плату за уроки. В марте 1802 года соната появилась в печати с посвящением Джульетте. В то время она уже была влюблена в графа Роберта Галленберга, который вскоре попросил ее руки и получил согласие: Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха - страшная беда для музыканта. До болезни слух у композитора был изумительно тонким и точным: замечал малейшую неверную ноту, оттенок, представлял все тонкости оркестровых красок; Бетховен сам с гордостью утверждал, что слух его отличался таким совершенством, какого немногие из музыкантов когда-либо достигали. Долгими мучительными ночами, когда шум в ушах не давал заснуть, он мечтал: ведь должен найтись человек, который поможет ему, станет бесконечно близким, скрасит одиночество! Именно тогда, уже лишенный слуха композитор написал это произведение и, как бы, подвел итоговую черту значительному этапу жизни. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой. История Лунной сонаты известна многим, но мало кто знает о девятой симфонии, которую Бетховен завершил, будучи полностью глухим! (на фоне 9 симфонии) несмотря на глухоту, композитор настаивал на том, чтобы дирижировать первой премьерой, не зная о том, что другой дирижер, стоя в невидном для него месте, задавал оркестрантам ритм. После последнего взмаха дирижерской палочки, Бетховен не знал, закончили ли музыканты играть, и не подозревал, какой шквал аплодисментов разразился за его спиной. Наконец, он решился повернуться и смог увидеть посвященные ему овации. Из описания симптомов Бетховена по всеобщему мнению современных отологов причиной глухоты был отосклероз смешанного типа с сопутствующей дегенерацией слухового нерва (что встречается не столь уж редко). Композитор умер 26 марта 1827 года от пневмонии и цирроза печени. В последний путь его провожали 20 000 человек. Виктор Гюго писал: Этот глухой слышит вселенную:
- Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слушать музыку. Он брал в зубы деревянные палочки, затем плотно прижимал их к деке рояля и слышал звуки как был бы я счастлив, если бы слышал - писал Бетховен.

Оценочный лист Фамилия Имя_________________________________________
Класс _______________
Этап работы Количество баллов
Составление и защита постера
Составление схемы
Тест
Решение проблемных ситуаций
Самооценивание своей работы на уроке
Общее количество баллов
Оценка на уроке

Знаю Хочу узнать Узнал



Проблемные ситуации
Средняя Азия, середина XIX века. Бухарским эмиратом правит эмир по прозвищу Мясник. Он отличался особой жесткостью, превзойдя всех прочих эмиров. За время его 33-летнего правления в Бухаре ежедневно совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855 году эмир захватил соседний Шахриябс. Дочь шаха стала невольницей в многочисленном гареме Нарсуллы. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти его, но, даже умирающий, он остался верен себе: приказал расправиться со всеми близкими отравительницы. Итак, это не легенда, а достоверный факт, зафиксированный в истории мангытских эмиратов замечательного таджикского писателя Садриддина Айни. Как можно объяснить этот исторический факт?

А вот какой случай произошел на одном из петербургских заводов. Один кузнец захотел отдохнуть в обеденный перерыв и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить над спящим. Он забрался под станину и, что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной - кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты?

Отрывок из пьесы Вильяма Шекспира Гамлет - описание сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии.
Призрак:
Но тише! Я почуял воздух утра;
Дай кратким быть. Когда я спал в саду,
Как то обычно делал пополудни,
Мой милый час твой дядя подстерег
С проклятым соком белены в сосуде
И тихо мне в преддверия ушей
Влил прокажающий настой, чье свойство
Так глубоко враждебно нашей крови,
Что, быстрый, словно ртуть, он проникает
В природные врата и ходы тела
И свертывает круто и внезапно,
Как если кислым капнуть в молоко,
Живую кровь; так было и с моею;
Так я во сне от братственной руки
Утратил жизнь, венец и королеву:
- Прав или не прав был с точки зрения врача Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могли ли быть так в действительности? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить строение среднего уха той самой ушной полости, о которой говорит призрак отца Гамлета.
Категория: Биология | Добавил: биология
Просмотров: 1051 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru