Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Паразитические плоские черви
[ · Скачать удаленно (221.6 МБ) ] 2014-04-09, 1:48 PM
Тема урока «Паразитические плоские черви»
Учитель: Сарсенбаева Лязат Газизовна
Средняя школа №14
Г. Актау Мангистауской области
Цели урока: 1) обобщать и систематизировать знания о паразитических червях;
2) на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индивидуального развития червей;
3) познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: рисунки, фотографии паразитических плоских червей, тестовые карточки – задания, мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Паразитические плоские черви».
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1) Организа
ционный момент

2) Актуализация знаний (фронтальный опрос)

3) Изучение нового материала
Проведение презентации
Просмотр слайдов(с 1-го по 19-го)

4) Закрепление изученного материала

5) Домашнее задание Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверить присутствие учеников

1. Дайте общую характеристику плоским червям

2. Расскажите о местообитании и внешнем строении белой планарии

3. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (кожно-мускульный мешок, пищеварительная система, органы выделения)

4. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (дыхание, нервная система и половая система)

Сегодня мы с вами продолжим изучение плоских червей на примере паразитических червей. Итак, запишите тему урока «Паразитические плоские черви». Паразитических плоских червей делят на два класса: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды .
Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма) Сосальщики, вероятно, произошли от ресничных плоских червей, и поэтому у них много общих черт с планариями.
У печеночного сосальщика листовидное сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении тело (длинной до 30 мм, а шириной до 8 – 13 мм), постепенно суживающееся к заднему концу. В половозрелой стадии печеночный сосальщик обитает в желчных протоках у овец, коз, КРС, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев и некоторых грызунов; встречается и у человека. В теле этих животных происходит половое размножение печеночного сосальщика.
Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами, а организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами
В связи с паразитическим образом жизни у печеночного сосальщика появились две присоски: ротовая, расположенная на переднем конце тела и брюшная – на брюшной стороне тела Они помогают сосальщикам удерживаться в желчных протоках. Ресничный эпителий у печеночного сосальщика отсутствует, а все тело покрыто многослойной плотной оболочкой – кутикулой, которая защищает паразита от воздействия желчи животного хозяина.
Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения заражается, затем вместе с фекалиями яйца печеночного сосальщика попадают в окружающую среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, а затем проникает в тело малого прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный, неподвижный и лишенный ресничек мешок, в котором формируется несколько поколений зародышей. Таким образом на стадии личинки происходит дальнейшее размножение. Малый прудовик служит для печеночного сосальщика промежуточным хозяином. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают, при помощи имеющегося у них хвостика, а потом оседают в прибрежной растительности водоема. Там они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время. Поедая прибрежную траву, домашние животные заглатываю паразитов. В кишечнике этих хозяев цисты растворяются, паразиты внедряются в кишечные стенки, попадают в кровеносное русло и током крови заносятся в сосуды печени, проникая и в желчные ходы. Домашние животные и другие позвоночные – окончательные хозяева паразита. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки.
Класс Ленточные черви (Свиной цепень и Бычий цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков. Тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м. Оно лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь. На переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев (они служат для закрепления паразита в кишечнике животного – хозяина). За головкой расположена шейка. У ленточных червей, как и у сосальщиков, тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.
У свиного цепня в каждом членике развиваются женская и мужская половые системы, поэтому этот плоский червь – гермафродит. Оплодотворение происходит как перекрестно, если членики разных особей соприкасаются друг с другом, так и в одном членике – самооплодотворением. Обычно сначала в члениках развиваются органы мужской половой системы, а затем в них образуются органы женской половой системы. После оплодотворения МПС постепенно исчезает, а по мере образования яиц весь членик наполняется ими. Членики, которые находятся на заднем конце тела, заполнены зрелыми яйцами. Эти членики отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц – до сотен миллионов в год. При этом живут цепни несколько лет. Для бычьего цепня человек – окончательный хозяин, а промежуточным хозяином служит КРС. КРС может поглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну – пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие.

Методы защиты от заражения паразитическими червями!!!
• Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.
• Важное значение имеет очистка питьевой воды. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.
• Правильное приготовление пищи. Не употребляйте в пищу плохо проваренные или прожаренные мясо и рыбу. Необходим строгий санитарный контроль на бойнях.
• Максимально тщательно мойте и по возможности обдавайте кипятком зелень, овощи и фрукты, подаваемые к столу в сыром виде.

Я вам предлагаю по цепочке читать утверждения с доски и отвечать верно оно или нет
1. Ведут паразитический образ жизни
2. Брюшная присоска печеночного сосальщика служит для питания
3. Печеночный сосальщик – раздельнополое животное
4. Пищеварительная система у печеночного сосальщика отсутствует
5. Окончательный хозяин у печеночного сосальщика – малый прудовик
6. Заражение человека печеночным сосальщиком происходит при недостаточной термической обработке мясных продуктов, особенно печени
7. Окончательный хозяин свиного цепня – свинья, реже собака, кошка, кролик
8. Ротовое отверстие бычьего цепня находится между четырьмя присосками
9. Образование новых члеников постоянно происходит на задней части тела бычьего цепня
10. Свиные цепни – раздельнополые животные
11. Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка – финна
12. Сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений
Вставьте пропущенные слова
1. Плоские черви, паразитирующие во внутренних органах хозяина, называются (эндопаразитами)
2. Организм, в котором происходит половое размножение паразита, называется (окончательным хозяином)
3. Печеночный сосальщик обитает в (желчных протоках печени)
4. У паразитических плоских червей дыхание (анаэробное)
5. Окончательным хозяином печеночного сосальщика является (человек, овцы, козы, КРС)
6. Для закрепления в кишечнике хозяина у бычьего цепня есть (присоски и крючки)
7. Окончательным хозяином бычьего цепня является (человек)
8. Заражение человека происходит, когда он употребляет в пищу (непрожаренную, непроваренную, непросоленную говядину или свинину)

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Ленточные черви являются высокоспециализированными паразитическими животными. В связи с паразитическим образом жизни у них редуцируется ряд органов по сравнению со свободноживущими плоскими червями увеличиваются размеры тела, сильно развивается половая система, возрастает плодовитость.

Параграф 16, зарисовать в тетради рис. 55 и 60 Приветствие учителя и готовность к уроку

- трехслойные
- двусторонне-симметричные
- паренхима
- гермафродиты

- свободноживущие
- местообитание
- размеры
- головной отдел и задний конец тела

На интерактивной доске поперечный разрез белой планарии, подписать части

- дышит покровами тела
- нервные узлы, стволы, нервы
- гермафродитизм
- бесполое размножение
Записывают тему урока «Паразитические плоские черви».

Записывают в тетради: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды.


Записывают определение эндопаразиты

Записывают определение окончательный хозяин и промежуточный хозяин.

Слушают и запоминают

Каждый ученик, начиная с первой парты читает утверждение и отвечает «верно», либо «неверно»

Записывают домашнее задание в дневниках.

Литература: 1) Козлова Т.А., Кучменко В.С. /Биология в таблицах 6-11 классы/ М., «Дрофа», 2003 г.
2) Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. /Биология «Животные» 7 класс/ М., «Вентана-Граф», 2006 г.
3) Кучменко В.С., Суматохин С.В. /Биология «Животные», методическое пособие 7 класс/ М., «Вентана-Граф», 2005 г.
4) Никишов А.И., Шарова И.Х. /Биология 7-8 класс/ М., «Просвещение», 1999 г.
5) Пепеляева О.А., Сунцова И.В. /Поурочные разработки по биологии 7-8 классы/ М., «ВАКО», 2006 г.
6) Пименов А.В., Пименова Е.А. /Дидактические материалы к разделу «Животные» 7-8 классы/ М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2006 г.
7) Резанов А.Г. /Зоология в таблицах, рисунках и схемах 7-8 класс/ М., «Школа», 2005 г.
8) Рыков Н.А. /Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии/ М., «Просвещение», 1976 г.
9) Сухова Т.С. /Контроьные и проверочные работы по биологии 6-8 классы/ М., «Дрофа», 2001 г.
Категория: Биология | Добавил: Лязат
Просмотров: 2050 | Загрузок: 274 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru