Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

урок в 8 классе "Кровь. Кровообращение"
2014-07-25, 4:05 PM
Учебно – методический план
Класс 8
Дата
Предмет биология
Тема: "Кровь. Кровеносная система"
Цели урока:
1. учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения; работа сердца (сердечный цикл); образование тромба; формирование иммунитета; быть знакомы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и их профилактикой;
2. осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы;
3. уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения, знать приемы проведения непрямого массажа сердца.
Тип урока: урок-смотр знаний
Методы обучения: репродуктивные, эвристические
Межпредметные связи: биология
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, разноцветные фишки, ведомости для жюри; карточки с текстами; реквизит для показа моделей; вата; бинты; жгут; носовой платок для оказания ПМП; компьютер, проектор слайды по теме, «дерево Настроения», табличка «Травмпункт», «жюри».
Класс делится на 3 команды, конкурсы оценивает жюри. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов).
Присутствует школьный врач и медсестра.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Сообщение цели и задач урока, объявление условий проведения игры, представление жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

II. Проверка знаний учащихся. (Проводится в виде игр-конкурсов). На столах есть разноцветные сердечки, которые обозначают ваше настроение. На доске прикреплено «дерево Настроения».

Условия: я читаю определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. Затем проводим самопроверку.
Конкурс «ТЕРМИНЫ»

Задания:
1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)
2. Самый крупный сосуд. (Аорта.)
3. красные кровяные клетки. (Эритроциты.)
4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)
5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)
6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)
7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)
8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)
9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)
10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)
11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)
12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)
13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)
14. Жидкая часть крови. (Плазма.)
15. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.
17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)
18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)
19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)
20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)

Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…»

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задания:
1. 90 % (количество воды в крови).
2. 300 г (масса сердца).
3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
9. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
12. 2,5 см (диаметр аорты).

Конкурс « МОДЕЛИ» (домашнее задание)

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Работа сердца» (1-я команда), «Круги кровообращения» (2-я команда), «Образование тромба» (3-я команда), «Формирование иммунитета» (4-команда).
Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.

Примеры моделей. (домашнее задание)
1. «Работа сердца» (сценка). Участвуют 6 человек, четверо из которых изображают камеры сердца (правые и левые предсердия и желудочки), двое – кровь. Участники 1-4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как сердечный цикл длится 0,8 с, то на счет «1» «кровь» (участники 5,6) делает шаг и попадает в предсердия ( кольцо рук участников 1,2), на счет «2-3-4» «кровь» переходит в «желудочки» (участники 3,4), на счет»5-6-7-8» «кровь» выходит из «желудочков», учащиеся занимают исходную позицию.

2. «Круги кровообращения» (сценка). Участвуют 4 человека: «кровь»,
«сердце», «тело», «легкие». «Кровь» (4) идет от «сердца» (2) к «телу»
(1), которому отдает красную фишку («кислород») и берет у него
синюю фишку («углекислый газ»), затем «кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее «движется к легким» (3), где отдает синюю фишку и берет красную, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется.

3. «Образование тромба» (сценка), Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий –ученик из 11 класса читает текст, участники разыгрывают действие.



Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5 «застревают» в сетки рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.
Минутка отдыха
Шуточные весёлые загадки, требующие смекалки.

* У кого есть почки, но нет желудка и печени?(растение)
*У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, дивана).
*В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
*В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
*У кого есть косточки, но нет скелета? ( У абрикоса, вишни)
*Подхватили кислород и скорей-скорей вперед-
А то клеткам в организме его, ох, недостает. (Эритроциты)
* Кто целый век в клетке? (Сердце)
*Кто бежит без ног? (Река, ручей)

Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»
Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течении 1-2 мин в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.
Тексты к конкурсу «Найди ошибку».

1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).
2. Лейкоциты
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).
3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи-соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с.).

Конкурс «ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА»

Данные вещи приносят человеку вред или пользу? Необходимо доказать.
(алкоголь, никотин, гиподинамия)
*Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов.
*Сосуды курящих людей тонкие и ломкие.
*Препятствует переносу кислорода.
*Алкоголь и курение нарушают работу сердца и сосудов.
*Учащается сердцебиение, появляется одышка, развивается ожирение сердца.
* Разрушает эритроциты.
* Снижает активность белых кровяных клеток.

Итак, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД: курение и алкоголь – вредные привычки, которые наносят непоправимый вред сердцу и сосудам.

Стих: Сердце.
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж, больше, сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем.
И если вы нас не спасете,
Мы от куренья пропадем!

В настоящее время установлен запрет на курение и распитие спиртных напитков в общественных местах. За такие правонарушения предусмотрено наказание.

Практическая работа «ПРИЁМ В ТРАВМПУНКТЕ»
Оказание первой помощи пострадавшему.

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей
крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек
должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями.
Выберите необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах повреждений.

Задача №1
При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо нало¬жить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не бо¬лее 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2.
Купающийся мальчик стал нырять, ударился о камень и получил травму черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.
Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить круговую повязку. Пострадавшего доставить в медпункт для на¬ложения швов.

Задача №3
Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг
младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана
загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марган¬цовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.


Задача №4.
Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и
разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на
разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место
ранения давящей повязки

Задача №5.
Играя, мальчики разбили нос своему другу. Началось кровотечение. Но друзья не
растерялись и стали оказывать товарищу первую медицинскую помощь, так как учили в
школе.
Ответ. Это носовое кровотечение. Необходимо посадить или положить человека,
приподняв ему голову. На переносицу положить холод, а в полость носа ввести кусочек
ваты, смоченной перекисью.

Задача №6.
- А если человек потерял много крови? Какую помощь ему должны оказать врач? --Что для
этого необходимо знать?
Ответ. Человека необходимо срочно доставить в больницу и сделать переливание крови.
Для этого нужно знать, какая группа крови у пострадавшего.

Итог урока
-А вы знаете свою группу крови?
Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?
- Какой раздел темы мы изучили?- С какими системами связана кровеносная система?
Сегодня мы закончили изучение кровеносной системы, меры профилактики. Научились
оказывать первую помощь при повреждении кровеносных сосудов. И я надеюсь, если кому-то
понадобится помощь, вы сможете ее оказать.
Предоставляется слово жюри, которое объявляет о количестве баллов у каждой команды. Командам вручаются призы.
В заключении мы представляем вашему вниманию сценку, подготовленную ребятами под руководством тренеров из 11 класса (участники факультатива).
Сценка «ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ»
Действующие лица:
Диктор
Паоло Мучачос
Хуанита Гуачачос
Серджио Энрике
Кордия Перуджино

1-й Ведущий: Ну что мы все об анатомии, да об анатомии. За окном пригревает солнышко, и весна не за горами. А сердцу вновь «не хочется покоя». Любовь, страсть… А где еще искать страстей, как не в бразильском сериале.
2-й Ведущий: Предлагаем вашему вниманию 1458-ю серию фильма «Нетерпение сердца». Попробуйте подсчитать, сколько раз здесь встретится слово «сердце». Ведь в русском языке с этим словом связано так много фразеологизмов и метафор! Самого внимательного ожидает приз!
Открывается занавес. На авансцену выходит Диктор, который будет знакомить зрителей с содержанием серии. В это время на сцене разворачиваются действия, соответствующие тексту.
Диктор (читает): Паоло, владелец макаронной фабрики из Барселоны, узнает, что дорогая его сердцу Хуанита носит под сердцем ребенка от его конкурента Серджио. С тяжелым сердцем он едет в командировку на Мальдивы. Тем временем Серджио открывает свое сердце Хуаните, предлагая ей руку и сердце. Но сердце Хуаниты не лежит к Серджио, она по-прежнему любит Паоло, человека большого сердца.
В полете на Мальдивы у Паоло возникает сердечная привязанность к стюардессе по имени Кордия. Кордия отвечает Паоло взаимностью – он пришелся ей по сердцу.
В это время Серджио и Хуанита отправляются на корриду, в которой должен выступать известный тореро Мучачос. Но в последний момент Мучачосу становится плохо с сердцем, и его заменяет никому неизвестный провинциал Гуачачос. В сердцах парочка уходит в ресторан. Их обслуживает молодой официант Энрике. Его сердце не камень, и он тот час же влюбляется в прекрасную Хуаниту, которая отвечает ему взаимностью. Серджио понимает, что ему не остается ничего другого, кроме как забыть и вырвать из сердца любимую девушку. «С глаз долой – из сердца вон», - говорит он, направляясь в бар, чтобы выместить сердце на чем-нибудь покрепче.
Тем временем Паоло развлекается на Мальдивах с Кордией, но на сердце у него неспокойно. Он покорил с десяток сердец красивых женщин. Но – сердцу не прикажешь! – во сне он повторяет имя Хуаниты. Утром его сердце разрывается на части от горя, и он понимает, что пора делать кардиограмму. С упавшим сердцем он идет на завтрак. И вдруг видит, что в зал ресторана входит известный мафиозо Перуджино – отец Хуаниты. Сердце Паоло тотчас ушло в пятки. С замиранием сердца Паоло надеется, что Перуджино не заметит его. Но Перуджино направляется именно к его столику. Сердце Паоло оборвалось. В этот самый момент Перуджино, от всего сердца обнимая Паоло, говорит: «Дорогой зять! Не принимай близко к сердцу слухи о Хуаните. Анализ ДНК показал, что ты - отец ребенка. У меня сердце кровью обливалось, когда я видел страдания моей девочки. Положа руку на сердце, скажу, что Серджио мне никогда не нравился. А вас с Хуанитой я благословляю с легким сердцем».
У Паоло отлегло от сердца, и он первым же рейсом полетел в Барселону к Хуаните. Вскоре они поженились, и их сердца еще долго бились в унисон!
Подсчитал ли кто-нибудь, сколько раз слово «сердце» встретилось в сериале.
Тому, кто угадал, вручается приз.
Заключение: Сегодня все вы были участниками необычного урока. Вы узнали много нового, показали свои знания. Я думаю, что настроение у вас превосходное. Выразите свое настроение сердечками, прикрепив их к дереву Настроения. Будьте здоровы, берегите свое сердце. Урок окончен! (учащиеся и гости прикрепляют сердечки к дереву Настроения, звучит музыка).
Категория: Биология | Добавил: eniabio
Просмотров: 587 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru