Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Урок-конференция по теме " Экологическое воспитание и природоохранная деятельность "
2014-08-14, 0:42 AM
Урок-конференция по теме
" Экологическое воспитание и природоохранная деятельность "

Цель урока: формирование экологической культуры учащихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах и первичный материал о Заповедниках Казахстана.
План урока:
1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
2. Видеоролик «Наша планета»
3. Выступление учащихся с сообщениями по экологическим проблемам, которые были предложены для обсуждения.
4. Особоохраняемые территории – Заповедники Казахстана
5. Презентация «Заповедники Казахстана»
6. Обсуждение экологических проблем и путей охраны окружающей среды.
7. Использование ролевых фрагментов и предложение результатов по путям решения экологических проблем, начиная со школы.
8. Рефлексия. Выполнение задания (медитация): попытаться мысленно, перевоплотиться в другие формы жизни и ощутить то, что ощущают они и просмотр картинок о природе под музыку.
9. Своя игра
Виды работы учащихся:
Индивидуальная, самостоятельный поиск информации в подготовки докладов, сообщений, плакатов, стихотворений, работа с дополнительной литературой, участие в обсуждении докладов, групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы, актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.
Контроль знаний:
1. Оценка подготовленных докладов, сообщений, ролевых сценок
Оборудование:
1. Географическая карта.
2. Выставка книг и материалов периодической печати по экологии.
3. Видеоролик
7. Презентация о природе
8. Презентация Заповедники Казахстана
Организация урока:
Подготовка к уроку начинается за две недели. Группу делим на несколько подгрупп. Одна подгруппа из 6 - 8 человек заранее получает задание для подготовки докладов по выбранным экологическим темам, о путях охраны окружающей среды. Вторая подгруппа готовит сообщения о заповедниках Казахстана, третья подгруппа занимается разработкой природоохранных законов и вносит аргументированные предложения о сохранности того или иного компонента природы
Содержание урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами проведем урок - конференцию, которому можно дать несколько названий: "Химия и окружающая среда", "Экология и третье тысячелетие", "Экология сегодня". Названия разные, но суть одна - раскрытие глобальных мировых экологических проблем и развитие у учащихся интереса к природе, формирование правильного отношения к ближайшему природному окружению, убеждение учащихся в охране окружающей среды.
Презентация «Наша планета»
Эпиграф к уроку записан на доске:
«Всё прекрасное на земле от солнца, все хорошее от человека»
М. Пришвин
Учитель читает стихотворение Р. Рождественского «Монолог царя зверей».
Далее учитель продолжает говорить:
Сегодня одни из самых тревожных слов "экологическая катастрофа". Воздействие человека на окружающую среду привело к экологическому кризису. Ежедневно мы слышим предостережения: "Образумьтесь люди, будущее Земли в опасности! На нас лежит ответственность перед настоящим и будущем!". Но все они так и останутся, лишь призывами, благими намерениями, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличений. Эта тревога очень серьезная.
ХХ век вошел в мировую историю как век интенсивного развития химии. Химия играет огромную роль в создании необходимых стране веществ и материалов. Химические процессы, принося как пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды, поэтому изучать химию нельзя, не касаясь экологических проблем, и одной из общих проблем, стоящих перед любым химическим производством является обеспечение охраны окружающей среды. Этой проблемой интенсивно занимаются не только экологи, но и химики, физики, биологи, метеорологи.
Задача сохранения Земли, пригодной для обитания человека и всех других организмов, не может быть решена без сотрудничества всех стран и народов Земли, а также без повышения экологической культуры каждого человека.
Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он утвержден в 1972 г. конференцией, проходившей в г. Стокгольме, столицы Швеции.
Какие же глобальные проблемы встали сегодня? Что делается для их решения? С чем мы входим в третье тысячелетие?
В последние годы жизни человека угрожают следующие экологические проблемы:
1. Изменение климата (парниковый эффект).
2. Истощение озонового экрана в стратосфере.
3. Проблема пресной воды.
4. Загрязнение подземных вод.
5. Влияние пестицидов на здоровье населения.
6. Кислотные осадки.
7. Проблема сокращения биологического разнообразия.
8. Экспорт токсических отходов.
9. Воздействие атомных станций на окружающую среду.
10. Эрозия почв.
11. Уничтожение тропических лесов.
12. Наступление пустынь.
13. Разрушение природной среды обитания.
14. Неэффективное использование природных условий.
Наша конференция посвящена раскрытию сущности некоторых из этих экологических проблем, и сегодня мы попытаемся вкратце их раскрыть.
Комиссия учащихся вырабатывает пути решения проблем, которые озвучит в конце урока.
Какие меры вы можете предложить по устранению нарушений в окружающей среде?
Назовите основные пути охраны окружающей среды? Какие выводы вы можете сделать из полученной на уроке информации?
Презентация «Химия и окружающая среда»
2. Выступление учащихся с докладами и сообщениями. Информация учащихся о нескольких экологических проблемах
Учитель: Начнем с изменения климата.
Выступает учащийся с докладом по проблеме изменения климата (парникового эффекта).
Далее учащиеся, подготовившие дополнительную информацию по данному вопросу, выступают с сообщениями.
Учитель: следующая проблема, стоящая перед человечеством - это истощение озонового экрана в стратосфере.
Выступает учащийся с докладом об истощение озонового экрана в стратосфере.
Далее учащиеся, подготовившие дополнительную информацию по данной проблеме, выступают с сообщениями.
Учитель: следующая проблема - это проблема кислотных осадков.
Кратко о проблеме кислотных осадков. (Выступают учащиеся с докладом и сообщениями). Учитель: Когда среди глобальных экологических проблем называют сокращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают, что эта проблема связана в основном с гибелью влажных тропических лесов - мест, где сосредоточено максимальное разнообразие животных и растений, но это не так.
Кратко о проблеме сокращение видового (генетического) разнообразия живой природы.
(Выступают учащиеся с докладом и сообщениями).
3. Обсуждение экологических проблем и путей охраны окружающей среды.
Учитель: Какие меры вы можете предложить по устранению нарушений окружающей среды? Назовите основные пути охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов? Какие выводы вы можете сделать из полученной на уроке информации?
Краткие ответы учащихся о путях охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов:
После прочтения докладов о парниковом эффекте и истончении озонового экрана:
1. Следить за тем, чтобы на промышленных предприятиях устанавливались очистительные сооружения по улавливанию промышленных отходов, так как промышленные отходы влияют на жизнь людей, растений и животных, способствуют образованию кислотных дождей, закисанию и загрязнению почв, загрязняют озера, реки, способствуют образованию парникового эффекта и истончению озонового экрана. 2. Устанавливать пылегазоулавливающие устройства, для предотвращения загрязнения воздуха.
3. Совершенствовать аппаратуру, чтобы она препятствовала загрязнению воздуха.
4.Создавать экологически безопасные виды топлива. 5. Сократить производство хлорфторуглеводородов, разрабатывать новые заменители фреонов и галлонов.
6. Не допускать появление пожаров, заботиться о чистоте территории после пикников.
7. Вкладывать средства в комплекс лесостроительных мероприятий.
После прочтения доклада о проблеме кислотных осадков:
1. Следить за тем, чтобы на промышленных предприятиях устанавливались очистительные сооружения по улавливанию промышленных отходов.
2. Совершенствовать аппаратуру, чтобы она препятствовала загрязнению воздуха.
После прочтения доклада о проблеме сокращения видового разнообразия живой природы:
1. Бороться с браконьерством. 2. Бороться с вырубкой лесов. 3.Охранять заповедники.
Учитель: Одно из направлений охраны природы – создание заповедников.
Давайте послушаем – какие же заповедники есть у нас в РК.
Выступление учеников о Заповедниках Казахстана.
Работа с картой.
Рефлексия:
Судьба планеты и судьба каждого конкретного человека взаимосвязаны. Поскольку в каждом из нас изначально заложена глубокая связь с природой, то, высвободив свои обусловленные этой связью, но, как правило, подавленные чувства, мы можем пережить процессы, происходящие на планете, как свою личную жизнь. Другими словами, мы можем научиться сопереживать, каждому живому существу. Для того чтобы это сделать, нам нужно попытаться мысленно, хотя бы ненадолго, перевоплотиться в другие формы жизни и ощутить то, что ощущают они.
5. Фрагменты ролевых сценок. – кем себя представили дети
Учитель:
Когда человек чувствует, что он планета и каждый высыхающий ручеек - его собственный кровеносный сосуд, то его жизнь наполняется особым смыслом, решительностью и целеустремленностью, которое легко побеждает недавнее чувство страха или безразличие.
Наша планета - это живое разумное существо, способное реагировать на действия людей.
6. Выполнение задания (медитация):
Выступает учитель: Сейчас я Вам предлагаю принять - удобную позу и расслабиться. Ваше сознание уже открыто для образов и форм будущей жизни. Подумайте, какой формой жизни вы хотели бы стать. Дайте возможность "заговорить в вас природе". Этой формой может быть растение, животное, вода или даже вся планета. Почувствуйте, что в вас просыпается гигантский потенциал, чтобы реально стать частью природы и жить с ней в единстве и гармонии".– в это время идёт презентация «Природа Казахстана»
Я предлагаю сделать это упражнение - медитацию под просмотр картин о природе..
Выступает учитель после выполнения упражнения: Современный человек, занимающейся торговлей, стремящийся жить в городах, спешащий по людным улицам, что ты чувствуешь? Что это значит - "жить в городе"? Как случилось, что мы становимся чужими на Земле, которая нас создала? Чувствуете ли вы, что в вас проснулся гигантский потенциал, для того чтобы реально стать частью природы и жить с ней в единстве и гармонии?
7. Обсуждение ощущений с учащимися - рефлексия.
(каждый может высказать свои ощущения, испытавшие после отожествления себя с другой формой жизни на Земле).
Выступают учащиеся (делятся о своих впечатлениях после медитации, затем рассказывают стихотворения и читают высказывания о природе).
8. Заключительное слово учителя: Давайте послушаем наших экспертов, которые предлагают, кого или что в нашей области можно взять под охрану на сегодняшний день. – выступление учеников
Учитель: Образ планеты Земля - единой, единственной на все времена для населяющих ее народов, но уязвимой и хрупкой, взывает к совести. И она, совесть, должна всколыхнуть разум каждого взрослого, каждого ребенка, чтобы деяния всех землян были мудрыми и взвешенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля осознал каждый - от старца до ребенка. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.
Литерат
1. А. В. Чигаркин. Памятники природы Казахстана. Алма – Ата, Кайнар, 1980.
2. Красная Книга Казахской ССР. Часть 2. Растения. Под общей редакцией Б. А. Быкова. Наука, Алма – Ата, 1981
3. Научно-практические конференции "Химия и охрана природы".
4. Ричард С., Столярский. Озоновая дыра над Антарктидой. - "В мире науки" № 5. Материал из интернета
Категория: Биология | Добавил: Larisa-Cher
Просмотров: 568 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru