Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

урок
2014-09-11, 4:28 PM
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Состав и строение костей, их форма и функции.
__________________________________________
(Тема урока)

1. ФИО (полностью) Щербаков Игоь Петрович
2. Место работы КГУСШ№4 г.Тайынша
3. Должность учитель
4. Предмет биология
5. Класс 8
6. Тема и номер урока в теме Состав и строение костей, их форма и функции. №23
7. Базовый учебник «Биология.», 8 класс, Е.А. Очкур, Л.Е.Аманжолова.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - Алматы.: Мектеп, 2012. - 82 с.: ил.

8. Цель урока: изучить строение и состав костей
9. Задачи:
• - обучающие: обобщить знания учащихся об основных функциях опорно-двигательной системы;
• показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости;
• ознакомить с химическим строением кости, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опорной и защитной функций
• -развивающие: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся
• развитие внимания, усидчивости и сосредоточенности, умения объективно оценивать работу своих одноклассников.
• -воспитательные: научить обучающихся применять знания в новой ситуации,
• развить умение наблюдать и анализировать увиденное, делать выводы и обобщать информацию
10. Тип урока: изучение нового материала.
11. Формы работы учащихся: индивидуально- самостоятельная, групповая
12. Необходимое техническое оборудование: демонстрационное: скелет человека, таблица строение и состав костей; компьютер и проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы.
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 5 6 7
1 Организационный
момент Приветствие
Проверка готовности к уроку Подготовка рабочего места 2
2 Проверка домашнего задания (разноуровневые задания) Типы соединения костей №3
Активизация деятельности учащихся Индивидуальная работа на опросных листах 10
3 Изучение нового материала Картина Рембрандта "Урок анатомии" №1

Функции опорно-двигательной системы №4

Строение трубчатых костей №2

Химический состав кости №5

Рассказ. Вывод на экран поочередно ресурсы Фронтальная работа с учителем, индивидуальная работа в тетрадях, работа в группах, объяснение спикерами у доски. 20
4 Закрепление Тест по теме «опорно-двигательная система. Скелет» №6 Вывод на экран задания для закрепления Индивидуальная работа на компьютере. 8
5 рефлексия Объяснение как пользоваться стикерами Оценка своей деятельности на уроке 2
6 Подведение итогов. Домашнее задание Выставление оценок в журнал и дневники учащихся Запись в тетради домашнего задания. Оценок в дневники 3

Приложение к плану-конспекту урока
Состав и строение костей, их форма и функции.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Картина Рембрандта "Урок анатомии"
иллюстрация Демонстрация иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a5023c1-7e5b-45b7-986f-10821dff3bb9/%5BBIO8_02-06%5D_%5BPD_04%5D.jpg

2 Строение трубчатых костей Мультимедиа Демонстрация анимации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5014c3f2-417e-45ec-b23a-271580b7aeaf/%5BBIO8_02-06%5D_%5BIM_05%5D.swf

3 Типы соединения костей
Чертеж/График/Схема Демонстрация схем http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e26fded9-93e6-4f73-909f-181ff5acb029/%5BBIO8_02-06%5D_%5BPT_03%5D.swf

4 Функции опорно-двигательной системы
Иллюстрация Демонстрация иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e26fded9-93e6-4f73-909f-181ff5acb029/%5BBIO8_02-06%5D_%5BPT_03%5D.swf

5 Химический состав кости
Мультимедиа Демонстрация значения органических и неорганических веществ кости
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878acba2-63c3-44b2-ad47-92d097d7c106/%5BBIO8_02-06%5D_%5BMA_01%5D.swf

6 Тест по теме «опорно-двигательная система. Скелет» Текстовый документ Демонстрация теста http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/test_po_teme_oporno-dvigatelnaya_sistema.doc

Дополнительная информация.
Рост трубчатых костей
Рост трубчатой кости в длину осуществляется в неокостеневших частях между эпифизом и диафизом, то есть за счёт окостенения хрящевых пластинок и метафиза, размещенных между эпифизами и диафизом. А так же за счет отложение новых частиц ткани между уже существующими частицами костной ткани.
Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет отложения на поверхности кости (надкостницы) новых слоев. Надкостница сама по себе обладает свойствами воспроизведения разрушенных и удаленных частей кости.
строение длинной трубчатой кости человека
Центральная узкая часть кости носит название диафиза.
Расширенная закругленная часть кости носит названиеэпифиза. Эпифиз формирует сустав с соседней костью посредством сочленения суставных поверхностей.
Между диафизом и эпифизами размещается хрящевая пластинка и часть диафиза, которая прилегает к этой пластинке (метафиз), за счет которых осуществляется рост трубчатых костей в длину.
Трубчатая кость (как и все другие кости) состоит из плотного и губчатого вещества. Плотное более твердое вещество составляет наружный слой кости, который имеет максимальную толщину в середине кости и истончается ближе к эпифизу. В свою очередь наружный слой кости покрыт соединительной тканью.
Внутри диафиза имеется полость (кость в разрезе имеет вид трубки, отсюда и название «трубчатая кость»), в которой размещается желтый костный мозг. Желтый костный мозг - богатая жиром рыхлая соединительная ткань.
Эпифиз состоит преимущественно из губчатого вещества и заполнен красным костным мозгом. Красный (кроветворный) мозг производит эритроциты (красные кровяные тельца).
Компактное вещество (substantia compacta), состоящее из костных пластинок, плотным слоем покрывает периферию кости. Часть костных пластинок, составляющих компактное вещество, образует собственно структурную единицу кости — остеон.

Остеон — цилиндрическое образование, состоящее из нескольких слоев костных пластинок цилиндрической формы, как бы вставленных друг в друга и окружающих центральный канал, в котором проходят нервы и кровеносные сосуды. Промежутки между остеонами занимают вставочные пластинки; снаружи и изнутри остеоны и вставочные пластинки покрыты окружающими пластинками. Остеоны располагаются в соответствии с нагрузками, действующими на данную кость.

Губчатое вещество кости (substantia spongiosa), расположенное под компактным, отличается пористой структурой. Оно образовано костными перекладинами (трабекулами), которые, в свою очередь, также состоят из костных пластинок, ориентированных в соответствии с направлением действующих на кость нагрузок.

Костный мозг (medulla ossium) обеспечивает функционирование кости как органа. Различают желтый (medulla ossium flava) и красный (medulla ossium rubra) костный мозг.

Желтый костный мозг расположен в костно-мозговой полости и состоит в основном из жировых клеток (именно они определяют его цвет).

Красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе кости, — орган костеобразования и кроветворения. Он состоит из ретикулярной ткани и густо пронизан кровеносными сосудами. По этим сосудам клетки крови, созревающие в кроветворных элементах (стволовых клетках) красного костного мозга, попадают в общий кровоток организма. В петлях ретикулярной ткани, помимо стволовых клеток, располагаются также клетки, образующие и разрушающие кость, — остеобласты и остеокласты.
Костный мозг является одновременно органом кроветворения и центральным органом иммунной системы. Выделяют красный костный мозг -который у взрослого человека располагается в ячейках губчатого вещества плоских и коротких костей, эпифизов длинных (трубчатых) костей, и желтый костный мозг, выполняющий костномозговые полости диафизов длинных (трубчатых) костей. Общая масса костного мозга у взрослого человека примерно 2,5-3,0 кг (4,5-4,7% от массы тела). Около половины составляет красный костный мозг, остальное - желтый. Состоит красный костный мозг ив миелоидной ткани, включающей ретикулярную ткань и гемопоэтические элементы. В нем содержатся стволовые кроветворные клетки - предшественники всех клеток крови и иммунной системы (лимфоидного ряда) . В красном костном мозге разветвляются питающие его кровеносные капилляры диаметром 6-20 мкм и широкие капилляры диаметром до 500 мкм (синусоиды) , черев стенки которых мигрируют в кровеносное русло зрелые форменные элементы (клетки крови и иммунной системы (В-лимфоциты)
Желтый костный мозг представлен в основном жировой тканью которая заместила ретикулярную. Наличие желтого цвета жировых включений в переродившихся ретикулярных клетках дало название этой части костного мозга. Кровеобразующие элементы в желтом костном мозге отсутствуют. При больших кровопотерях на месте желтого костного мозга может вновь появиться красный костный мозг.
Химический состав костей



30% - органич. в-ва белки, углеводы и др. (гибкость, упругость)



70% - неорганич. в-ва

соли Са, Р, Мg и др. (прочность, твердость)
Кости отличаются большой прочностью. Большая берцовая кость в вертикальном положении, может выдержать груз до 1500 кг. Большая прочность костей зависит от их состава. Они образованы как органическими, так и неорганическими соединениями. Значение этих веществ легко выяснить, сделав простой опыт. Если кость долго прожарить, товода из нее испаряется, а органические соединения сгорают. Когда это делать осторожно, кость не потеряет своей формы, но станет такой хрупкой, что от. Малейшем прикосновением рассыпается на мелкие твердые частицы, состоящие из неорганических веществ. Неорганические вещества оказывают костям твердости.


Нетрудно удалить из кости неорганические соединения - минеральные соли (карбонат и фосфат кальция). Для этого кость кладут на сутки в 10% раствор НС1. Неорганические соединения постепенно растворятся, и кость станет гибкой. Таким образом, органические соединения оказывают костям гибкости и упругости.
Сочетание твердости неорганических веществ с упругостью органических делает кость крепкой. Крепкие кости у взрослого, но не старого человека.
Тест по теме «Опорно-двигательная система. Скелет».

1. К опорно-двигательному аппарату относятся:

а) кости, мышцы;
б) кости, мышцы, связки;
в) кости, мышцы, связки, кожа;
г) кожа, мышцы, связки, суставы.

2. Кость покрыта сверху:
а) хрящом; б) надкостницей; в) эпидермисом; г) соединительной тканью.
3. Позвоночник человека имеет изгибов:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
4. Общее число позвонков у человека составляет:
а) 23-28; б) 28-33; в) 33-34; г) 34-38:
5. У человека в шейном отделе позвоночника насчитывается позвонков:
а) 7; б) 12; в) 5; г) 4-5.
6. У человека в грудном отделе позвоночника насчитывается позвонков:
а) 7; б) 12; в) 5; г) 4-5.
7. У человека в поясничном отделе позвоночника насчитывается по¬звонков:
а) 7; б) 12; в) 5; г) 4-5.
8. У человека в крестцовом отделе позвоночника насчитывается по¬звонков:
а) 7; б) 12; в) 5; г) 4-5.
9. У человека в копчиковом отделе позвоночника насчитывается по¬звонков:
а) 7; б) 12; в) 5; г) 4-5.
10. Позвонок состоит из:

а) тела, дуги и отходящих от нее отростков;
б) дуги и отходящих от нее отростков;
в) тела и отростков;
г) костного кольца с утолщенной передней частью — телом.

11. Грудная клетка человека образована:

а) ребрами, грудиной, ключицами;
б) грудными позвонками, ребрами, грудиной;
в) грудными позвонками, ребрами, ключицами;
г) ребрами, ключицами, лопатками.

12. К плечевому поясу у человека относятся:

а) лопатка, ключица;
б) лопатка, плечевая кость;
в) лопатка, ключица, плечевая кость;
г) ключица, плечевая кость.

13. К поясу нижних конечностей у человека относятся:
а) тазовые кости;
б) тазовая и бедренная кости;
в) бедренная, большеберцовая и малоберцовая кости, кости стопы;
г) тазовая, бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости, кости стопы.
14. Самая массивная и длинная трубчатая кость человека:
а) плечевая; б) локтевая; в) бедренная; г) большеберцовая.
15. В черепе человека выделяют следующие отделы:
а) мозговой и лицевой; в) теменной и лицевой;
б) затылочный и лицевой; г) передний и задний.
16. Плечо человека образовано:

а) лопаткой и ключицей;
6) ключицей и плечевой костью;
в) плечевой костью;
г) лучевой и локтевой костями.

17. Предплечье человека образовано:

а) плечевой костью;
б) лучевой и локтевой костями;
в) большой и малой берцовыми костями;
г) костями кисти.

18. Кисть человека состоит из:

а) запястья, пясти и фаланг пальцев;
б) предплюсны, пясти и фаланг пальцев;
в) запястья, плюсны и фаланг пальцев;
г) предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

19. Голень человека состоит из:

а) бедренной кости;
б) локтевой и лучевой костей;
в) малой и большой берцовой костей;
г) костей плюсны.

20. Стопа человека включает:

а) запястье, пясть и фаланги пальцев;
б) предплюсну, плюсну и фаланги пальцев;
в) предплюсну, пясть и фаланги пальцев;
г) запястье, плюсну и фаланги пальцев
Категория: Биология | Добавил: igor0090
Просмотров: 802 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 1:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru