Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

План урока № 14 Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.
2014-11-06, 10:31 AM
Учитель биологии Попова Ольга Вячеславовна
Гимназия «Самопознание»

Биология – 7 класс
Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви
Глава VI. Плоские черви

План урока № 14
Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.
Цель:
Планируется, что к окончанию урока ученики будут иметь представление о сосальщиках, цикле их развития и смене хозяев.
Образовательные задачи:
Способствовать формированию знаний у учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения, цикле их размножения и развития, смене хозяев.
Развивающие задачи:
Содействовать формированию развития познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах; умений называть определение гельминтологии, составлять характеристику класса, называть систематическое положение Печеночного сосальщика, доказывать приспособленность червей к среде обитания.
Воспитательные задачи:
Обеспечить условия для воспитания бережного отношение к своему организму, воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Формы и методы организации познавательной деятельности:
Тип урока. Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока Индивидуальная, парная
Основные понятия темы Печеночный сосальщик, кутикула, присоски.
Контроль Устный опрос в парах, заполнение таблицы.
Оборудование Таблицы:
Плоские, Круглые и Кольчатые черви
Плоские черви

ХОД УРОКА:

Виды деятельности (этапы). Инструкция формы работы.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. (1 мин)
Здравствуйте, садитесь!
Работа с журналом, отмечаются отсутствующие.
Обратите внимание на цитату урока:
«Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму своей тяжелой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте» Алексей Максимович Горький
II.ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (11 мин)
Ребята, одним из ваших домашних заданий было повторение терминов, используемых в зоологии. Сейчас мы проверим ваши знания в парах. Разделитесь на два варианты. Учащиеся 1 варианта будут играть роль «учителя», 2 вариант роль «ученика». «Ученик» дает терминов, «учитель» проверяет правильность определения по «листу подсказок» и на сигнальном листе ставит отметку об ответе ученика. На выполнение задания дается 13 минут.
Лист подсказок:
1. Гетеротрофы - живые организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
2. Фагоцитоз – способность захватывать пищу при помощи ложноножек.
3. Псевдоподии – так называются ложноножки у амёбы.
4. Реснички – органы передвижения инфузорий.
5. Лучевая симметрия называется ещё радиальной.
6. Эктодерма – это наружный слой клеток
7. Энтодерма – это внутренний слой клеток.
8. Кишечная полость – это кожный мешок с ротовым отверстием.
9. Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее раздражение.
10. Сперматозоид – для передвижения имеет жгутик.
11. Почкование - бесполое размножение у гидры.

Сигнальный лист. ФИ «Учащегося»_____________ Класс___________

1___ 2___ 3___ 4___ 5___ 6___ 7___ 8___ 9___ 10___ 11___
ФИ «Учителя»____________________________

«Учитель» обязательно должен поставить свою фамилию под сигнальным листком.
III.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИМИСЯ. (1 мин)
Запишите в тетради тему урока: Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев;
Познакомимся с новыми организмами, относящимися к типу Плоские черви.
На прошлом уроке вы изучили общую характеристику Типа Плоские черви, подробнее познакомились с Классом ресничные черви. Дома изучили §38 Тип Плоские черви.
Сегодня мы изучим особенности строения и размножения представителей следующего класса Сосальщики.
В конце урока ответьте на такие вопросы:
1.Какие приспособления помогают этим животных приспособиться к среде обитания?
2.Те приспособления, которые в процессе эволюции образовались у сосальщиков – это прогрессивные черты, с точки зрения существования вида?
IV.ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (15 мин)
1.Сегодня мы изучим внешнее и внутреннее строения Сосальщиков на примере Печеночного сосальщика. Это паразит, обитающий в теле человека и животных.
Наука, изучающая червей паразитов, называется – гельминтология.
На прошлом уроке вы называли систематическое положение Белой планарии.
По аналогии составьте систематическое положение Печеночного сосальщика.
Надцарство Эукариоты
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Плоские черви.
Класс Сосальщики
Род Сосальщик
Вид Печеночный сосальщик
2.Рассмотрите рис 101 учебника и рисунок на слайде презентации.
Назовите отличительные особенности внешнего строения сосальщика.
3.Прочитайте на стр.147 текст «Класс сосальщиков». Какие признаки отличают сосальщиков от белой планарии?
Запишите в тетради: Особенности строения Печеночного сосальщика.
1. Тело листовидной формы, покрыто прочным покровом – кутикулой.
2. Имеется две присоски – ротовая и брюшная.
3. Нервная система: лестничного типа, похожа на нервную систему белой планарии.
4. Органы пищеварительной системы: ротовая присоска, сосущая глотка, разветвленный слепозамкнутый кишечник.
5. Органы выделительной системы: протонефридии, выводной брюшной проток
6. Очень сильно развита половая система: яичники и семенники.
7. Гермафродиты, самооплодотворение внутри тела.
4.Рассмотрите рисунок цикла размножения Печеночного сосальщика на слайде. Внимательно послушайте рассказ ученика, подготовившего сообщение о размножении Печеночного сосальщика. И назовите этапы размножения. Запишите в тетради.
Рассказ учащегося, получившего опережающее задание:
Цикл размножения Печеночного сосальщика:
Яйца вместе с калом попадают в воду. Из яиц выводится личинка покрытая ресничками. Проникает в тело прудовика и питается им. Развивается в ней и выходит наружу в виде хвостатой личинки. Она прикрепляется к растениям и превращается в цисту. Цисты вместе с травой поедают животные. Попадает в кишечник, там из неё выходит взрослый червь и проникает через стенки желудка в кровеносные сосуды в печень. Там питается и откладывает яйца. Они проникают снова в кишечник с желчью.
5.Беседа по составлению схемы цикла размножения и развития печеночного сосальщика.
Схема цикла развития сосальщиков:
1.Яйцо.
2.Свободноплавающая личинка с ресничками.
3.Внедрение в тело прудовика и дальнейшее развитие – промежуточный хозяин.
4.Новое поколение свободноплавающих хвостатых личинок.
5.Инцистирование личинки на траве.
6.Крупный рогатый скот или человек – основной хозяин.

V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (15 мин)
Вернёмся к тем вопросам, с которых мы начинали урок. Ответьте на них:
1.Какие приспособления помогают этим животных приспособиться к среде обитания?
Предполагаемый ответ: Кутикула – препятствует перевариванию в пищеварительном тракте хозяина, большое количество откладываемых яиц, присоски – помогают удержаться на тканях хозяина.
2.Те приспособления, которые в процессе эволюции образовались у сосальщиков – это прогрессивные черты, с точки зрения существования вида?
Предполагаемый ответ: Да, они способствуют увеличению численности особей данного вида, и занятию новых территорий обитания.
У вас на партах лежит листок с заданием. Подпишите ФИ, класс на соответствующей строке. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Плоских червей». В некоторых строках вместо ответа «Да» можете ставить знак «+». Сдайте таблицу на проверку. Время на выполнение задания 10 минут.

Карточка с заданием:
ФИ________________ Класс_____________

Признаки Белая планария Печеночный сосальщик
1. Тип симметрии
2. Образ жизни
3. Присоски
4. Глаза
5. Кутикула
6. Органы пищеварительной
системы
7. Органы выделительной
системы
8. Органы нервной системы
9. Органы половой системы
10. Этапы размножения и
развития

VI.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ. (1 мин)
Ребята оцените свою работу по пятибалльной системе, поставьте оценку себе на поля в тетрадь.
1.Что вы усвоили на уроке?
2.Что осталось непонятным?
3.Что будете использовать в дальнейшей учебе?
VII.Д/З (1 мин)
Повторить §38 и выучить записи в тетради.
Урок окончен. Спасибо всем!
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 1246 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru