Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Биология – 7 класс План № 20 Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории р
2014-11-11, 10:24 AM
Учитель биологии Попова Ольга Вячеславовна
Гимназия «Самопознание», г. Алматы

Биология – 7 класс – Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви
Глава VII. Круглые черви


План № 20
Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.
Цель:
Планируется, что к окончанию урока ученики будут иметь представление о значении и месте дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.
Образовательные задачи:
Способствовать формированию знаний у учащихся о значении в природе дождевых червей, месте в биогеоценозах и пищевых цепях, истории развития животного мира.
Развивающие задачи:
Содействовать формированию развития познавательных интересов, коммуникативных качеств; умений: называть определение биогеоценоза, составлять цепи питания с участием дождевых червей, называть повышение организации систем органов дождевых червей, приобретенных в процессе эволюции, называть предполагаемых предков кольчатых червей.
Воспитательные задачи:
Обеспечение условий для воспитания бережного отношение к природе, умению ценить красоту и многообразие окружающего мира, воспитывать стремление к знаниям, общей культу-ре.

Формы и методы организации познавательной деятельности:
Тип урока Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока Индивидуальная, групповая
Основные понятия темы Биогеоценозы, повышение организации
Контроль Самооценка, тест
Оборудование Таблица:
Плоские, Круглые и Кольчатые черви

ХОД УРОКА:

Виды деятельности (этапы). Инструкция формы работы. Результат
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. (1 мин)
Здравствуйте, садитесь!
Работа с журналом, отмечаются отсутствующие.
Сегодня заключительный урок по разделу IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.
Мы закончим изучение кольчатых червей и выполним итоговый тест для проверки ваших знаний по предыдущим темам.
Обратите внимание на цитату урока: «Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»
Константин Георгиевич Паустовский
II.ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (14 мин)
Класс делится на 4 группы: А, Б, В, Г. В дальнейшем на нашем уроке вы будете отвечать на вопросы с таким же литером. В конце урока подсчитаем количество правильных ответов и на-бранных фишек и выставим себе оценки за работу.
Ответьте на вопросы по группам:
А.Разделите названия органов на колонки по числу систем органов дождевого червя. На-зовите системы органов, к которым они относятся:
1.Рот; 2. Окологлоточное нервное кольцо; 3.Спинной сосуд; 4.Желудок; 5.Брюшная нервная цепочка; 6.Брюшной сосуд; 7.Кишка; 8.Метанефридий; 9.Анальное отверстие
Б.Подберите синоним к термину:
1.Осевая симметрия (Ответ: билатеральная)
2.Щетинки дождевого червя (Ответ: параподии)
3.Промежуточный слой клеток организма (Ответ: мезодерма)
4.Вторичная полость тела. (Ответ: целом)
5.Парные выделительные трубочки дождевого червя. (Ответ: метанефридии)
В.Подбери антоним к термину:
1.Автотрофы (Ответ: гетеротрофы)
2.Эктодерма (Ответ: энтодерма)
3.Замкнутая кровеносная система (Ответ: незамкнутая)
4.Паразиты (Ответ: сапрофиты)
5.Гермафродит (Ответ: раздельнополый)
6.Бесполое размножение (Ответ: половое)
Г.Переведи на русский с греческого языка некоторые слова, которые используются для составления терминов:
1. Зоо (животные) 3. Логос (наука) 3.Трофик (питание) 4. Гетеро (разнородный) 5. Кариос (ядро) 6. Би (два) 7. Экто (наружный) 8.Энто (внутренний) 9.Мезо (между) 10.Полип (многоног) 11. Дерма (кожа)
III.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИМИСЯ. (1 мин)
Запишите в тетради тему урока: Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в при-роде и истории развития животного мира.
Подумайте над вопросами:
А.Чем питается дождевой червь?
Б.Как прорывает ходы в почве?
В.Для чего на коже дождевого червя выделяется слизь?
Г.Как выглядят ходы в почве, прорытые дождевыми червями?
IV.ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин)
Продолжаем работать в группах.
1.Ответьте на вопросы поставленные на предыдущем этапе урока.
Предполагаемые ответы:
А.Дождевые черви питаются гниющими растительными остатками, листьями.
Б.Проглатывает землю вместе с пищей.
В.Для уменьшения силы трения, склеивает частицы почвы, чтобы ходы не разрушались.
Г.Ходы в почве, прорытые дождевыми червями выглядят как тонкие трубочки.
2.Прочитайте на стр. 154 текст о роли дождевых червей в природе.
Назовите полезную роль дождевых червей.
Предполагаемые ответы:
А.Разрыхляют почву.
Б.Через ходы дождевых червей почва обогащается кислородом и влагой.
В.Обогащают перегноем почву, что ведет к повышению плодородия.
Г.Служат пищей животным: птицам, рыбам, кротам, ежам, жабам, лягушкам.
3.Ребята, вспомните определение биогеоценоза. (Рассказ учителя)
Биогеоценоз – совокупность живой и неживой природы, связанных между собой обменом веществ и энергии, длительно сохраняющийся в пределах однородного участка поверхности.
Рассмотрите рисунок биогеоценоза (лиственный лес, степь).
Животные в процессе обмена веществ только 1/10 часть съеденной пищи превращают в массу своего тела. Остальное расходуется на дыхание и выделяется в виде экскрементов. Наука экология относит дождевых червей к категории потребителей органического вещества в биогеоценозе, т.к. не могут производить органические вещества в процессе фотосинтеза.
Пример цепи питания: Растения сбрасывают листья – дождевые черви – птицы.
Задание по группам: Составьте цепи питания с участием дождевых червей . Назовите место, занимаемое в них дождевыми червями.
4.Рассмотрите рисунки червей различных типов на таблице. Вспомните внутренне строение этих червей. Как вы думаете, какие черви были предками кольчатых червей?
Предполагаемый ответ: Белая планария и дождевой червь имеют наиболее похожее внутреннее строение, имеют пищеварительную, выделительную, нервную и половые системы.
Действительно, ученые предполагают, что кольчатые черви произошли от червей похожих на плоских ресничных червей.
5.Назовите новые признаки повышения организации, появившиеся впервые в процессе эволюции у кольчатых червей по сравнению с ресничными.
Предполагаемый ответ:
А.Вторичная полость тела – целом.
Б.Появление кровеносной системы.
В.Повышение уровня обмена веществ за счет работы замкнутой кровеносной системы.
Г.Анальное отверстие.
V. ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (10 мин)
А теперь пришло время проверить ваши знания по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви». Перед вами лежат чистые листочки, на них подпишите ФИ, класс, число. После выполнения теста листочки сдаем учителю, за выполнение этой работы вы получите отдельную оценку..
Итоговый тест. Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви
Вариант 1
1.Живые организмы, питающиеся готовыми органическими веществами
А.Автотрофы Б.Гетеротрофы В.Фагоцитоз
2.Раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей, называется
А.Эмбриология Б.Гельминтология В.Зоология
3.Ответная реакция организма на внешнее раздражение
А.Регенерация Б.Рефлекс В.Фагоцитоз
4.Способность к восстановлению утраченных органов, называется
А.Регенерация Б.Рефлекс В.Реабилитация
5.Плотный наружный покров круглых червей
А.Кутикула Б.Ресничный эпителий В.Экзоскелет
6.Стенка тела дождевого червя состоит из
А.Кутикулы Б.Гидроскелета В.Целлюлозы
7.Женская половая клетка, содержит большой запас питательных веществ
А.Яйцеклетка Б.Сперматозоид В.Зигота
8.Какие системы органов есть у белой планарии
А.Пищеварительная Б.Нервная В.Половая Г.Выделительная Д.Кровеносная Е.Дыхательная
9.Укажите органы нервной системы у аскариды
А.Головные ганглии Б.Окологлоточное нервное кольцо В.Брюшная нервная цепочка Г.Нервный ствол Д.Головной мозг
10.Укажите животных, относящихся к Типу Круглые черви
А.Белая планария Б.Бычий цепень В.Печеночный сосальщик Г. Аскарида Д.Острица

Вариант 2
1. Вид симметрии тела у Плоских червей
А.Двусторонняя Б.Радиальная В.Лучевая
2.Мужская половая клетка, для передвижения имеющая жгутик
А.Яйцеклетка Б.Сперматозоид В.Зигота
3.Половое поколение червей-паразитов развивается в теле хозяина
А.Основного Б.Промежуточного В.Растительного
4.Гидроскелет есть у червей
А.Сосальщик Б.Бычий цепень В.Аскарида
5.Кольцевые и продольные мышцы дождевого червя относятся к слою
А.Эктодермы Б.Мезодермы В.Энтодермы
6.Вторичная полость тела, имеющая мезодермальное происхождение, называется
А.Мезоглея Б.Брюшная полость В.Целом
7.Орган пищеварительной системы, появившийся в процессе эволюции у дождевых червей по сравнению с такой же системой белой планарии
А.Рот Б.Кишка В.Анальное отверствие
8.Укажите наличие слоев тела у аскариды
А.Эктодерма Б.Мезодерма В.Энтодерма
9.Укажите стадии развития бычьего цепня
А.Яйцо Б.Личинка В.Финна Г.Взрослая особь
10.Укажите органы пищеварительной системы белой планарии
А.Рот Б.Глотка В.Желудок Г.Кишка Д.Анальное отверстие

Вариант 3
1. Внутренний слой клеток называется
А.Эктодерма Б.Мезодерма В.Энтодерма
2.Личиночное поколение червей-паразитов развивается в теле хозяина
А.Основного Б.Промежуточного В.Растительного
3.Как называется «скелет» круглых червей
А.Гидроскелет Б.Эндоскелет В.Экзоскелет
4.Для прикрепления к хозяину сосальщики имеют
А.Привязки Б.Крючочки В.Присоски
5.Щетинки дождевого червя называются
А.Псевдоподии Б.Параподии В.Ложноножки
6.Вторичная полость тела, имеющая мезодермальное происхождение, называется
А.Мезоглея Б.Брюшная полость В.Целом
7.Плотный наружный покров сосальщика
А.Кутикула Б.Ресничный эпителий В.Экзоскелет
8.Какие системы органов есть у аскариды
А.Пищеварительная Б.Нервная В.Половая Г.Выделительная Д.Кровеносная Е.Дыхательная
9.Укажите стадии развития острицы
А.Яйцо Б.Личинка В.Финна Г.Взрослая особь
10.Укажите животных, относящихся к Типу Плоские черви
А.Белая планария Б.Бычий цепень В.Печеночный сосальщик Г. Аскарида Д.Острица
VI.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)
Ребята, подсчитайте количество набранных фишек. Оцените свою работу по пятибалльной системе, поставьте себе оценку.
Параметры оценивания:
5-6 фишек – оценка «5»;
3-4 фишки – оценка «4»;
1-2 фишки – оценка «3».
Что вы усвоили на уроке?
Что осталось непонятным?
Что будете использовать в дальнейшей учебе?
VII.Д/З (1 мин)
1.§40 Выучить записи в тетради.
2.Если группа набрала менее 3 фишек, следовательно - этим учащимся необходимо повторить §38-40
Урок окончен. Спасибо всем!
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 2158 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru