Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

«Организация работы с разноуровневыми тестами на уроках биологии»
[ Скачать с сервера (105.1 Kb) ] 2015-01-05, 5:59 PM
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.
Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.
Тест успеваемости – это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений.
Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание.

Классификация тестов по уровням усвоения.
1.Тесты первого уровня усвоения:
- Тесты на опознания
- Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
- Тестовые задания на задания биологических терминов
- Тестовые задания с использованием рисунков.
- Тесты с частицей «НЕ»

Презентация
Классификация тестов по уровням усвоения.
1.Тесты первого уровня усвоения:
- Тесты на опознания
1. Тесты на опознания.
В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
Например:
В организме человека 23 пары хромосом.
А. Да Б. Нет
Учащиеся выбирают из двух ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву А или говорят ДА
2. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
Например:
1. Где в растении происходит фотосинтез?
А. В клетках корня. Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.
В. В завязи цветка. Г. В сердцевине стебля.
Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.
3. Тестовые задания на знания биологических терминов.
Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
1. Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:
А. Дыханием. Б. Испарением В. Фотосинтезом. Г. Размножением.
Ответ: В.
Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.
1. Прокариоты - это организмы:
А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
В. Состоящие из одинаковых клеток.
Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.
Ответ: А.

4. Тестовые задания с использованием рисунков.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированность умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответ
Например:
Обозначь особенности строения гриба


5. Тестовые задания с частицей «НЕ».
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какую функцию НЕ выполняет стебель?
А. Передвижение органических веществ. Б. Передвижение минеральных веществ.
В.Опорную. Г. Поглощение воды и минеральных солей.
Ответ: Г.
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
А. Размножаются с помощью спор. Б. Состоят из одной клетки.
В. Не содержат хлоропластов. Г. Не имеют оформленного ядра.
Ответ: В.

2. Тесты второго уровня усвоения:
- Тесты с выбором нескольких правильных ответов
- Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
- Тестовые задания на определение последовательности событий
- Задания с пропуском в тексте ряд слов заданиями

Презентация
2. Тесты второго уровня усвоения:

1.Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.
Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какого значение клеточного обмета веществ?
А. Способствует размножению организмов. Б. Обеспечивает организм энергией.
В. Обеспечивает передачу наследственной информации. Г. Снабжает клетку строительным материалом. Д. Способствует повышению уровня организации организма.
Ответ: Б, Г

2. Какова роль листа в жизни растения?
А. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей. Б. В нем происходит фотосинтез.
В. Выполняет опорную функцию. Г. Выполняет функцию испарения воды.
Д. Используется животными для питания. Е. Может выполнять функцию размножения.
Ответ: Б, Г, Е

2.Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.
Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты
в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Рассмотрим примеры:
1. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
А. Происходит во всех клетках.
Б. Протекает только на свету.
В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
Е. Протекает на свету и в темноте.
Ж. Органические вещества образуются
З. Органические вещества расщепляются до минеральных.
Ответы
фотосинтез Б, В, Д, Ж,
дыхание А, Г, Е, З,
3.Тестовые задания на определение последовательности событий.
Выполнение заданий повышенной сложности требует сложной мыслительной деятельности. И поэтому они могут даваться для проверки знаний только сильным учащимся и интересующимися, этим предметом. Например, задания, в которых предлагается определить, какое явление или процесс следует за имеющимся в задании или предшествует ему.
1.В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле после:
А. Птиц Б. Пресмыкающихся В. Рыб Г. Млекопитающих.
Ответ: В

Задание на определение последовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составить отчет из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания чаще всего превышают базовый, обязательный для всех учащихся уровень, их выполнение требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Учащимся дается четыре или более правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ.
Приведем пример:
1. Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируется приспособленность к среде обитания?
А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.
Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.
В. В неоднородной популяции действует естественный отбор. Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор. Д. В популяции выживают и оставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.
Ответ: Б, А, В, Г, Д.

4. Задания с пропуском в тексте ряд слов заданиями
Вставьте пропущенные слова, характеризующие дыхание корней.
«Все органы растения……. Для дыхания корней в почву должен поступить……….. Корни дышат всеми клетками, они поглощают ……….выделяют…….. Поэтому почву необходимо ……………
Из за недостатка ……….весной в низинах погибают всходы растений »

3. Тесты третьего уровня:
Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.

Заключение
Тестирование как система оценки школьной успеваемости, имеет как положительные так и отрицательные стороны.
Положительные стороны
Контроль и самоконтроль;
Экономия времени;
Смена деятельности на уроке;
Можно использовать в режиме обучения, закрепления;
Возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения
времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
Объективности педагогического контроля;
Самостоятельная работа и работа в группах;
Игровые формы (турнир, поединок и др.)
Ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;

Отрицательные стороны
Визуальное восприятие текста;
Несёт психологический страх;
Конкретизация фактов ;
Не развивается речь;
Отсутствие развития творческого мышления;
Не показатель глубины знаний (нет доказательств, примеров, обоснованности фактов и др.)
В условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.

При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую карту по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков, позволяющих провести анализ полученных данных, составить таблицу и построить диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям.
Хочется заметить, что большинство обучающихся пока не готовы к тестовому виду контроля, он для них не традиционен, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий.
Практика показывает, что учащиеся психологически не готовы, они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. На вступительных экзаменах ВУЗ тоже очень часто применяется эта форма проверки знаний. Поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот «психологический» барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая, обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат – отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым повышается уровень исполнения тестов.
Категория: Биология | Добавил: 03000
Просмотров: 792 | Загрузок: 38 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru