Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру. Ароморфоз у животных.
[ Скачать с сервера (21.1Kb) ] 2015-01-21, 9:09 PM
11 класс. Тема: Протерозойская эра. Первые следы жизни на Земле.
Цель: расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни на Земле.
Задачи : .
Образовательная задача: Добиться усвоения учащимися знаний доказательств макроэволюции основных направлений и путей исторического развития живой природы, главных ароморфозов и идиоадаптаций в мире растений и животных.
Развивающие задачи: Формирование умения выявлять основные ароморфозы и идиоадаптации в мире растений и животных, раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции, дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы. Развитие творческой активности учащихся используя новейшие технологии.
Воспитательные задачи: Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы и продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, выявление противоречивого характера этого процесса.
Тип урока: Комбинированный (проблемный)
Метод: Дидактический
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
На прошлом уроке мы с Вами начали изучать очень интересную и важную тему «Развитие жизни на Земле».
Какую эру Земли и основные направления эволюции мы изучали?
Сейчас наша с вами задача состоит в том, чтобы закрепить изученный материал. 5 учеников работают над тестовыми заданиями на 5-10 мин. А с остальными работаем устно- фронтальный опрос.
Тест:
1. Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет
б.3500 млн лет
в. 2000 млн лет
2. Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет
б. 3500 млн лет
в. 900 млн лет
3. Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза
б. кислородное дыхание
в.половой процесс
г. многоклеточность
4. Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни
б.древнейшая жизнь
в.древняя жизнь
5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции
б.биологическому прогрессу
в.дегенерации
г.идиоадаптации

Работа с классом:
1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды.
2. Расскажите, как и как возникли первые живые организмы.
3. Какие важные ароморфозы произошли в архейскую эры. Какое это имело значение для развития жизни на Земле.
4. Когда и в, результате, каких процессов появился в атмосфере Земли кислород. Как это, отразилось ,на развитие жизни.
5. Объясните одновременно существование различных способов дыхания, питания, размножения и простых и сложных организмов.
6. Какова идиоадаптация архейской эры.
7. По какому принципу шло развитие архейской эры. Докажите.
8. Приведите примеры живого мира архейской эры.
Подвести итоги тестового задания и опроса домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
На границе архейской и протерозойской эр произошло усложнение строения и функций организмов, что положило начало биологической эволюции. Протерозойская эра длилась 2000 млн лет.
Каков ландшафт протерозойской эры, где сосредоточена жизнь.
Климат: Стал более суровым , ледниковый покров распространился почти по всей планете.
Суша: Была безжизненной, но по берегам начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий, водорослей и грибов. Господствовали сине-зеленые водоросли, сменившиеся обилием зеленых водорослей, в том числе и многоклеточных, которые в эволюционном отношении были более совершенными по способу питания, размножения и строения ( листья, стебель, корень). Но все же жизнь была сосредоточена в воде. Проследить эволюцию протерозойской эры сложно, т.к. происходил процесс перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков. В результате сохранились остатки бактерий, водорослей, грибов, низших беспозвоночных и низших хордовых. (ЦОР № 4539)
Крупным шагом было появление организмов с:
1. 2-х сторонней симметрией тела (передний, задний отдел, левая и правые стороны, спинная и брюшная поверхности, каждая из которых выполняет свою функцию).
2. Существуют две основных гипотезы происхождения эукариотической клетки.
Аутогенная - предполагает постепенную дифференциацию прокариотической клетки, в ходе которой развился мембранный комплекс, на основе впячивания внутрь клетки плазматической мембраны структурно оформились клеточные органоиды.
Симбиогенная (выдвинула Л. Маргулис в 1967-1971) - рассматривает возникновение эукариотической клетки в результате симбиоза различных прокариот: крупной клетки-хозяина и более мелких организмов, поселившихся в цитоплазме первого и давших начало различным органоидам.
3. Какой живой организм был взят за основу гипотезы многоклеточности , какие ткани образовались и какие функции они выполняли? Вероятно, около 700-900 млн. лет назад на Земле появились первые многоклеточные организмы.
Какие существуют теории и гипотезы возникновения многоклеточных организмов?
В основе современных представлений о происхождении многоклеточных организмов лежит гипотеза русского ученого И. И. Мечникова - гипотеза фагоцетеллы.
По-видимому, предками многоклеточных были гетеротрофные колониальные жгутиковые, типа современного вольвокса. Первый способ их питания - фагоцитоз.
Клетки, захватившие добычу, перемещались внутрь колонии. Затем из них образовался внутренний слой клеток (энтодерма), выполняющий пищеварительную функцию.
В начале такая колония была шаровидной и свободно плавала в воде. После выделения в ней половых и соматических клеток, а среди последних - движущих и питающих колония превратилась в целостный многоклеточный организм.
Существует и теория неколониального происхождения многоклеточных. Она была разработана сербским ученым И. Хаджи и получила название гипотезы целлюляризации.
Хаджи обратил внимание на некоторое сходство между инфузориями (высшими простейшими) и турбелляриями (примитивными плоскими червями). Это сходство проявлялось в близких размерах, одинаковой форме тела, расположении ряда структур и т. д. И. Хаджи высказал предположение, что многоклеточное строение могло возникнуть путем разделения (целлюляризации) одноклеточного тела инфузорий на отдельные клетки сложно устроенного многоклеточного тела. Но явление целлюляризации никогда не наблюдалось ни у каких инфузорий, поэтому эта гипотеза не находит широкой поддержки.
Таким образом, в протерозое в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. Суша была безжизненной, но на ней по берегам водоемов начался процесс почвообразования (благодаря жизнедеятельности бактерий). В протерозойских отложениях находят представителей вполне сформировавшихся типов животных: губок, кишечнополостных, членистоногих.
Пути эволюционных преобразований первых многоклеточных были различны. Некоторые перешли к сидячему образу жизни и превратились в организмы типа губок. Другие стали ползать, перемещаться по субстрату с помощью ресничек. От них произошли плоские черви. Третьи сохранили плавающий образ жизни, приобрели рот и дали начало кишечнополостным.
4. Отсюда делаем вывод, что ароморфозы – 3-хслойное тело червеобразной формы, у которых появились новые органы - это новообразование, от них произошли членистоногие давшие начало древним хордовым.
5. Вскоре после появления эукариот возник половой процесс, мейоз (крупные ароморфозы).Благодаря половому процессу стала возможной перекомбинация родительской наследственной информации. Наследственная информация, присущая разным индивидам, стала объединяться в единый генофонд. Возникли биологические виды. Половой процесс также привел к резкому возрастанию внутривидовой изменчивости и убыстрению темпов эволюции.
4.Закрепление.
Каковы ароморфозы растений и животных протерозойской эры?
Заполните таблицу ( заполняется учащимися)
Эры Ароморфозы растений Ароморфозы животных
протерозой
половой процесс, многоклеточность. 2-хсторонняя симметрия,
дифференцировка тела на брюшную и спинную сторону, передний и задний концы.
Многоклеточность: органы дыхания, нервная система, опора и мускулатура, пищеварительная система.
3-хслойное тело,
половое размножение - мейоз

5.Домашнее задание:
Категория: Биология | Добавил: elena6908 | Теги: развитие жизни, протерозой
Просмотров: 1265 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru