Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особен
2015-02-13, 12:03 PM
Учитель биологии Попова Ольга Вячеславовна
Гимназия «Самопознание», г. Алматы

Биология – 7 класс – Глава VII. Тип хордовые, Подтип Бесчерепные

План № 38
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение.
Цель:
Планируется, что к окончанию урока ученики будут иметь представление о краткой характеристике типа хордовых, внешнем и внутреннем строении представителя бесчерепных на при-мере ланцетника, месте его обитания и роли в природе и практическом значении.
Образовательные задачи:
Способствовать формированию знаний у учащихся о краткой характеристике типа хордовых, внешнем и внутреннем строении ланцетника, месте его обитания и роли в природе и практическом значении.
Развивающие задачи:
Содействовать формированию развития умений называть характерные признаки типа хордовых, различать системы и органы систем внутреннего строения по выполняемым функциям, составлять систематическое положение ланцетника, как представителя бесчерепных..
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, внимательности на уроке.
Обеспечение условий для воспитания умения ценить многообразие окружающего мира, воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Формы и методы организации познавательной деятельности:
Тип урока Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока Индивидуальная, парная
Основные понятия темы Хорда, Головохордовые (бесчерепные), Оболочники, Позвоночные (черепные), Бесчелюстные, Челюстноротые.
Контроль Проверочная работа
Оборудование Таблица Ланцетник. Модель Ланцетник. Влажный препарат Ланцетник.
Литература 1.Биология 7 класс. К.Кайым, Р.Сатимбеков, А.Ахметов, Ж.Кожантаева. Издательсво «Атамура» Алматы 2012 г.
2.Биология – животные, Б.Е.Быховский, В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Издательсво АСТ «Астрель» Москва, СпецЛит Санкт-Петербург 2002 г.

ХОД УРОКА:

Виды деятельности (этапы). Инструкция формы работы.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. (1 мин)
Здравствуйте, садитесь! (Работа с журналом, отмечаются отсутствующие)
Цитата урока:
«Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто все на свете является чудом» Альберт Эйнштейн

III.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИМИСЯ. (1 мин)
Запишите в тетради тему урока: Краткая характеристика типа хордовых; Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение;
Исследуя зародыши позвоночных животных на ранних стадиях развития, ученые-эмбриологи выяснили, что у хордовых животных они очень похожи и имеют одинаковые признаки. Ученые сделали выводы, что должны существовать древние группы животных, которые были предками современных хордовых. И дали начало им в те времена, когда у совсем примитивных трёхслойных животных появилась хорда. К сожалению, палеонтологи не смогли найти таких представителей, т.к. они были мягкотелые и в ископаемом виде не сохранились. Предполагаемый предок, как утверждают ученые, похож на ланцетника. Это очень древнее животное¸ которое сохранилось на Земле. Изучая которое, ученые могут сделать выводы о происхождении хордовых и в конечном случае человека.
III. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (20 мин)
В тёплых водах морей тропических и умеренных зон, в придонном слое на небольшой глубине обитают древние существа, похожие на мальков рыб не имеющих глаз. Большую часть времени ланцетник проводит зарывшись в песок. Переднюю часть тела, на которой находится рот окружённый 10-20 парами щупалец выставляет наружу. Хвостовой отдел, обрамлённый кожной складкой, похож на хирургический инструмент – ланцет. Поэтому его и назвали «ланцетник». По своему строению учёные отнесли его к типу Хордовых.
Работа с учебником по заданию учителя.
Краткая характеристика типа хордовых: Прочитайте 1-2-й абзац на стр. 181 о типе хор-довые, назовите
1.Среды обитания хордовых (вода, наземно-воздушная, почва, паразиты).
2.Запишите в тетради характерные признаки хордовых.
В зародышевом периоде:
А.Есть хорда.
Б.Над хордой есть нервная трубка.
В.По бокам глотки есть жаберные щели.
Классификация Хордовых: Прочитайте стр. 181, назовите на какие группы можно разде-лить Хордовых животных.
Тип Хордовые делят на подтипы:
1.Позвоночные - черепные (Классы Круглоротые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие). Их делят на: бесчелюстные и челюстноротые.
2. Головохордовые - бесчерепные (Класс Бесчерепных, представитель - ланцетник)
3.Оболочники- бесчерепные (асцидии, аппендикулярии, огнетелки)
Ланцетник – представитель бесчерепных: Прочитайте стр. 182 текст мелким шрифтом и рассмотрите таблицу на доске, назовите признаки внешнего строения ланцетника.
Внешнее строение:
1.Обтекаемая форма тела (обитают в тёплых морях на дне, на небольшой глубине).
2.Нет головы, тело полупрозрачное сжатое с боков.
3.Есть передний и задний конец тела, есть хвостовой плавник.
4.С головной стороны есть предротовая воронка окруженная щупальцами.
Внутреннее строение ланцетника: Прочитайте стр. 182 и рассмотрите рис.133, запиши-те в тетради строение систем органов ланцетника.
1.Одс (опорно-двигательная система):
А.Есть хорда в течение жизни (плотный упругий стержень, состоит из особых плотно прилегающих клеток). Выполняет роль внутреннего скелета.
Б.Мышцы – в виде двух лент справа и слева от хорды.
2.Пс (пищеварительная система) – Р(рот), Г(глотка), К(кишечник), А.о(анальное отверстие). Переваривание пищи.
3.Дс (дыхательная система) – Жаберные щели в глотке окружены сетью капилляров. Снаружи прикрыты кожными складками. Функция: газообмен.
4.Кс (кровеносная система) – замкнутая: спинной и брюшной сосуды, капилляры. Сердца нет. Кровь движется благодаря сокращению стенок брюшного сосуда. Функция: транспортная.
5.Вс (выделительная система) – парные трубочки (метанефридии), воронка. Функция: выделение вредных продуктов обмена веществ.
6.Нс (неравная система) – нервная трубка над хордой из нервных клеток, нервы. Функция: Связь с окружающей средой, регуляция работы систем органов.
Органы чувств:
А.Светочувствительные клетки по всей длине нервной рубки, различают свет и тень.
Б.Осязательные клетки по всему телу.
7.Ps (половая система) – Раздельнополые. Оплодотворение наружное, яйца развиваются в воде.
Роль в природе и практическое значение: Прочитайте стр. 182, назовите роль ланцетника в природе.
1.Содержит много белка. В странах Юго-Восточной Азии ланцетников едят в варёном, жаре-ном, сушеном виде.
2.Питаются мелкими планктонными организмами, поглощаемыми с током воды. Сами являются пищей более крупных хищных животных. Т.е. звено в пищевой цепи.
Систематическое положение Ланцетника: Назовите систематическое положение ланцетника, используя текст на стр. 183.
Надцарство Эукариоты
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Хордовые.
Подтип Головохордовые
Род Ланцетник
Вид Ланцетник
IV.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)
Беседа по вопросам:
1.Где обитает ланцетник?
2.Каковы приспособления у ланцетника к жизни на дне моря?
3.Почему ланцетника относят к типу хордовых?
4.Какую роль у ланцетника играет хорда?
5.Перечислите основные признаки типа Хордовые.
V. ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (10 мин)
Проверочная работа по заданию: Найдите соответствие между системами органов, органами и функциями систем органов:
*Системы органов: I.Нервная, II.Кровеносная, III.Пищеварительная, IV.Дыхательная, V.Выделительная, VI.Половая
*Органы: 1.Анальное отверстие, 2. Трахеи, 3.Кишечник, 4.Вены и артерии, 5.Печень, 6.Желудок, 7.Метанефридий, 8.Окологлоточное кольцо, 9.Почки, 10.Семенники, 11.Сердце, 12.Глотка, 13.Лёгкие, 14.Яичники, 15.Жабры
*Функции систем органов: А. Переваривание пищи, Б.Осуществление газообмена между ор-ганизмом и окружающей средой, В. Удаление из организма жидких продуктов распада, Г.Воспроизведение потомства, Д.Снабжение клеток, кислородом и питательными веществами и удаление из клеток углекислого газа и жидких продуктов распада, Е.Связь с окружающей средой, объединение организма в единое целое.
VI.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)
Учащиеся совместно с учителем оценивает работу класса и индивидуально каждого ученика.
1.Проверка и оценивание записей в тетради.
2. Что осталось непонятным?
3. Оцените свою работу на уроке на «отлично», «хорошо», «есть над чем поработать».
4. Чему новому вы научились на уроке, что будете использовать в дальнейшей учебе?
VII.Д/З (1 мин) §45 Выучить записи в тетради. Урок окончен.
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 1275 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru