Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Кодоминирование.
[ Скачать с сервера (317.9 Kb) ] 2015-03-09, 6:42 PM
Тема урока: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Цель урока: знать , что такое полное и неполное доминирование, кодоминирование и для чего производится анализирующее скрещивание, научимся решать задачи на все виды доминирования.
Образовательная задача:
● Сформировать у школьников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.
Развивающие задачи:
●Развивать у учащихся умение логически мыслить, делать выводы.
● Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.
Воспитательная задача:
● продолжить нравственное, гигиеническое воспитание.
Оборудование урока:
● задания для групп, рисунки коров, буквы, листы с текстами, чистые листы.
Методы: рассказ с элементами беседы; решение генетических задач; тестирование.
Методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос; решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: медицина, история, математика.
Развиваемые понятия: генетика, наследственность, моногибридное скрещивание, полное доминирование, неполное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллель, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся (стадия вызова).
1. Терминологическая разминка.
1. Наследственность – это …
2. Изменчивость – это …
3. Основоположником генетики является …
4. Объектом своих исследований Мендель выбрал …
5. Ген, контролирующий преобладающий признак , называется …
6. Ген, контролирующий подавляемый признак , называется …
7. Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются?
8. Первый закон Менделя….
9. Второй закон Менделя…
10. Третий закон Менделя…


2.Решение задач по текстам
1 группа:
Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
2 группа:
Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
3 группа:
Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
4 группа:
В семье кареглазых родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый, а другой голубоглазый. Каковы генотипы родителей?
(самопроверка)

3. Изучение нового материала.
1. Мы уже знаем, что доминантный признак подавляет действие рецессивного, такое доминирование полное, и признак проявляется в соотношении 3:1. И при решении задач вы в этом убедились. Но доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа).
- Это противоречит правилу единообразия первого поколения?
При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака.
- В каком соотношении произошло расщепление? 1:2:1
Р АА х аа
Кр бел
Аа х Аа
Роз роз
А а А а
АА Аа Аа аа
Кр роз роз бел
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.
- Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос).

2. Еще одним типом доминирования служит кодоминирование. Так наследуются у человека группы крови. Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь. (Это явление совместного доминирования генов, дающий при взаимодействии новый признак).
Прием "Покопаемся в памяти"
Техника: Вам даются листы, нужно записать все, что придет на ум, связанное с группами крови. (Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. Ответы не обсуждаются и не оцениваются).
3. Ну а теперь решим задачи на кодоминирование. Пользуясь таблицей 9 ( указано кодирование групп крови) учебника (стр. 108) решите задачи:
1 группа:
1. Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд? Рассмотрите оба варианта – а) мама гомозиготна б) мама гетерозиготна.
2. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
2 группа:
1. «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
2. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
3 группа:
1. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
2. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?
4 группа:
1. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?
2. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?

4.Любой организм содержит огромное количество признаков.
Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.
Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма.
- Можно ли по фенотипу судить о генотипе?
По фенотипу нельзя определить генотип. Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей, не различающихся по фенотипу, проводят анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов.

Давайте проанализируем ситуацию, решив задачу:
На ферме содержались коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Как проверить бык гетерозиготен или гомозиготен и какое будет потомство?
Р А_ х аа
А _ а
Аа Аа аа
Черн черн кр
Вывод: Если в потомстве нет расщепления, тогда это – гомозигота, если есть расщепление – гетерозигота.
Итак, что такое анализирующее скрещивание?
Ребята сами формулируют определение, а теперь запишите определение в тетрадь.
(Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак).

5.А теперь сами решите задачу:
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? (решение и объяснение)
Р АА х аа
Кар гол
А а
Аа
Кар

III. Закрепление. Молодцы. А сейчас проверьте себя, как вы усвоили тему, выполнив тест. (взаимопроверка)

IV.Выводы урока.
Что вы узнали на уроке?

IV. Стадия рефлексии.
У каждого имеются оценочные листы, где необходимо отметить свою работу.
1. Терминологическая разминка 2. Решение задач 3. Решение задач 4. Тест Средний балл



V. Домашнее задание: изучить параграф 22. Опережающее задание: записать имена мам, пап, сестер, братьев, бабушек, дедушек, теть, дядей, пробабушек, прадедушек. Всех близких родственников со стороны мамы, папы.
Категория: Биология | Добавил: elena6908 | Теги: генетические законы, доминирование
Просмотров: 2956 | Загрузок: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 0:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru