Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Кодоминирование.
[ Скачать с сервера (317.9Kb) ] 2015-03-09, 6:42 PM
Тема урока: Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Цель урока: знать , что такое полное и неполное доминирование, кодоминирование и для чего производится анализирующее скрещивание, научимся решать задачи на все виды доминирования.
Образовательная задача:
● Сформировать у школьников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание», «кодоминирование»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие умения записывать схемы скрещивания.
Развивающие задачи:
●Развивать у учащихся умение логически мыслить, делать выводы.
● Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.
Воспитательная задача:
● продолжить нравственное, гигиеническое воспитание.
Оборудование урока:
● задания для групп, рисунки коров, буквы, листы с текстами, чистые листы.
Методы: рассказ с элементами беседы; решение генетических задач; тестирование.
Методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос; решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: медицина, история, математика.
Развиваемые понятия: генетика, наследственность, моногибридное скрещивание, полное доминирование, неполное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллель, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся (стадия вызова).
1. Терминологическая разминка.
1. Наследственность – это …
2. Изменчивость – это …
3. Основоположником генетики является …
4. Объектом своих исследований Мендель выбрал …
5. Ген, контролирующий преобладающий признак , называется …
6. Ген, контролирующий подавляемый признак , называется …
7. Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются?
8. Первый закон Менделя….
9. Второй закон Менделя…
10. Третий закон Менделя…


2.Решение задач по текстам
1 группа:
Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
2 группа:
Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
3 группа:
Известно, что коричневый цвет меха доминирует над голубовато – серым. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным? Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
4 группа:
В семье кареглазых родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый, а другой голубоглазый. Каковы генотипы родителей?
(самопроверка)

3. Изучение нового материала.
1. Мы уже знаем, что доминантный признак подавляет действие рецессивного, такое доминирование полное, и признак проявляется в соотношении 3:1. И при решении задач вы в этом убедились. Но доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа).
- Это противоречит правилу единообразия первого поколения?
При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака.
- В каком соотношении произошло расщепление? 1:2:1
Р АА х аа
Кр бел
Аа х Аа
Роз роз
А а А а
АА Аа Аа аа
Кр роз роз бел
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.
- Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос).

2. Еще одним типом доминирования служит кодоминирование. Так наследуются у человека группы крови. Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь. (Это явление совместного доминирования генов, дающий при взаимодействии новый признак).
Прием "Покопаемся в памяти"
Техника: Вам даются листы, нужно записать все, что придет на ум, связанное с группами крови. (Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. Ответы не обсуждаются и не оцениваются).
3. Ну а теперь решим задачи на кодоминирование. Пользуясь таблицей 9 ( указано кодирование групп крови) учебника (стр. 108) решите задачи:
1 группа:
1. Женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд? Рассмотрите оба варианта – а) мама гомозиготна б) мама гетерозиготна.
2. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
2 группа:
1. «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
2. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
3 группа:
1. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
2. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?
4 группа:
1. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям?
2. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?

4.Любой организм содержит огромное количество признаков.
Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.
Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма.
- Можно ли по фенотипу судить о генотипе?
По фенотипу нельзя определить генотип. Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей, не различающихся по фенотипу, проводят анализирующее скрещивание. Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов.

Давайте проанализируем ситуацию, решив задачу:
На ферме содержались коровы черной и красной масти. Бык имел черную масть. Как проверить бык гетерозиготен или гомозиготен и какое будет потомство?
Р А_ х аа
А _ а
Аа Аа аа
Черн черн кр
Вывод: Если в потомстве нет расщепления, тогда это – гомозигота, если есть расщепление – гетерозигота.
Итак, что такое анализирующее скрещивание?
Ребята сами формулируют определение, а теперь запишите определение в тетрадь.
(Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак).

5.А теперь сами решите задачу:
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? (решение и объяснение)
Р АА х аа
Кар гол
А а
Аа
Кар

III. Закрепление. Молодцы. А сейчас проверьте себя, как вы усвоили тему, выполнив тест. (взаимопроверка)

IV.Выводы урока.
Что вы узнали на уроке?

IV. Стадия рефлексии.
У каждого имеются оценочные листы, где необходимо отметить свою работу.
1. Терминологическая разминка 2. Решение задач 3. Решение задач 4. Тест Средний балл



V. Домашнее задание: изучить параграф 22. Опережающее задание: записать имена мам, пап, сестер, братьев, бабушек, дедушек, теть, дядей, пробабушек, прадедушек. Всех близких родственников со стороны мамы, папы.
Категория: Биология | Добавил: elena6908 | Теги: генетические законы, доминирование
Просмотров: 878 | Загрузок: 56 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru