Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Кальций, магний и его соединения
2015-03-13, 2:24 PM
Тема: «КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Цели: Образовательная: 1) усвоение учащимися свойств щелочноземельных металлов
2) изучение соединения кальция и магния, их значение и применение
3) закрепление умений и навыков по составлению уравнения химических реакций
4) закрепление входе урока раннее изученных знаний по теме, используя межпредметные связи их области химии, географии и биологии
5) совершенствование работы учащихся с различными источниками информации (учебник, дополнительная литература, интернет, энциклопедические словари)
Развивающая: 1) развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умения участвовать в общем, диалоге и коммуникативных навыков
2) формирование оперативно контрольных умений, умение пользоваться компьютером и интернетом
Воспитательные:
1) Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии, биологии, географии, через его значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний
2) Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.
Креативная:
Выявление и развитие творческого потенциала у учащихся в области химии, биологии, географии
Методическая:
Показать формы, приемы самостоятельной работы на уроке
Тип урока: Урок обобщения, систематизации знаний
Вид урока: Урок интервью
Средства 1. Дидактический материал:
Обучения: а) тетрадь, ручка, учебник, дополнительная литература, справочный материал
2. Интерактивная доска
3.Набор реактивов и оборудования для выполнения химического эксперимента

Межпредметные связи:
1. неорганическая химия: характеристика, свойства, применение щелочноземельных металлов
2. биология: биологическая роль кальция, магния в живых организмах
3. география: содержание и роль щелочноземельных металлов в земной коре и образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре

Методы обучения: 1.Словесные: беседа (фронтальная), информационная,
объяснительная, эвристическая,
ключевые слова, межпредметные связи,
внутрипредметные и связь с жизнью
2.Наглядные: презентации, эксперимент,
наблюдение результата
в эксперименте
3. Практические: химический эксперимент,
наблюдение, самостоятельная работа,
самоконтроль, самокоррекция, выполнение заданий
4.Гностические методы:
1. репродуктивные (запоминание учебной информации)
2.частично – поисковые
3.проблемные

Формы организации учебной деятельности:
1.Индивидуальная
2.Фронтальная
3.Коллективная
4.Групповая
Приемы:
1.Общая характеристика
2.Разъяснение
3.Рассуждение
4.Выполнение тестов с помощью джойстиков
Объем основных знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
1. характеристику историю открытия щелочноземельных элементов
2. содержание кальция, магния в земной коре, образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре
2. свойства щелочноземельных металлов
3.основные области применения соединения кальция и магния
4. биологическая роль кальция, магния в живых организмах
Учащиеся должны уметь:
1.составлять уравнение реакций, идущие с участием кальция и магния и их соединения
2.записывать уравнения реакций, отображающие свойства щелочноземельныз элементов и их соединений
3.проводить химический эксперимент и наблюдение
4.делать выводы на основании теоретических знаний и проведенного химического эксперимента
Ход урока
Учитель: Мы много говорим о значении той или иной науки в жизни, но иногда затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме. Сегодня мы попытаемся решить эту проблему.
Химия среди всех наук – председатель, образно говоря она, восседает в центре по одну сторону от неё география, по другую сторону биология
Тема нашего урока: «Кальций, магний, и их соединения».
Мы поведем разговор о щелочноземельных металлов и их соединений, рассмотрим их с точек зрения разных наук.
Урок необычный - урок интервью.
Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента. Мы будем задавать вопросы, а учёные-специалисты будут на эти вопросы отвечать.
Чтобы было меньше газетных «уток», будьте внимательны, ведите строгий учёт полученных сведений в своих блокнотах - тетрадей. Ведь вам необходимо будет написать статью в газету. А достоверность вашей информаций будет отражено в тестовых задания, которые вы выполните с помощью джойстиков.
А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления главный специалист - Компьютерщик.
(Выступления учёных-специалистов сопровождаются демонстрацией фрагментов при помощи интерактивной доски.)
Итак, в эфире передача «Известное об известном» и её постоянный
Ведущий:
- Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора будет «Кальций, магний - вчера, сегодня, завтра». В нашей студии присутствуют ведущие специалисты страны, для того, чтобы обсудить все вопросы, которые нам прислали, связанные с химическими элементами кальцием и магнием. Итак, у нас в гостях: Историки, Географы, Биологи, Стоматологи, Химик-практики, Строители, Спелеологи, Врач-диетологи, Косметологи, Поэтесса.
Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы.
Вопрос к Историкам: «Расскажите об объектах Вашего исследования».
Ученые-Историки:
- Им является кальций. (Работа у периодической системы.)
Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная атомная масса 40 атомных единиц массы.
Слово «магнез» с латинского «магнез» в алхимической литературе означает не одно , а много веществ. Минералы содержание магний известны с глубокой древности. Это нефрит, тальк, даламит, асбест и другие. И уже в то время они находили широкое применение.
Ведущий: Теперь слово Учёным-географам.
Каково распространение этих металлов и их соединений в земной коре?
- Содержание в земной коре 3.6%. По содержанию в земной коре кальций занимает 5 место. Соединение кальция имеет широкое распространение, в горных породах, глинистых соединениях, в воде, в морской и речной воде.
Название элемента происходит от латинского слова «калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть.
Кальций был открыт в 1808 г.
Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви.
Земная кора богата магнием его содержание более 2,1 %. Магний входит в состав около 200 минералов. Но больше всего его содержится даламите и магните. Даламитовые альпы на территроий Италии большей части состоят из минерал даламит. Большие запасы магния присутствуют в водах, океанах и морей и природных рассолов (т. е соединения солей). Магнезиальные соли встречаются самосадочных озерах.
Ведущий: Теперь слово предоставляем снова Учёным -географам.
Мы изучали нахождение кальция и магния в природе.
Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40 (96.97%).
Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится 0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует выветривание известковых отложений.
На территорий Казахстана в Актюбинской области в горах Каратау на полуострове Мангышлак в Шымкентской области в окрестности города Семепалатинска содержится большое количество соединения кальция, в виде фосфоритов, розового ракушечника, цементной глины, селикатного песка, огнеупорной глины, известника.
Магний образуется в гидротермальных условий. Имеет широкое распространение в Центральном Казахстане, Аркалыкское месторождение. Большое его содержание оказывает на качество известняка, его твердость. Соединения магния содержится в асбесте месторождение Жеты гора.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёным -биологам.
Учёные-биологи.
- Мы изучали нахождение кальция и магния в живых организмах и их значение.
В живых организмах кальций участвует свертывание крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Входит в состав зубов, тканей и органов.
Из извести состоят скелеты большинства групп беспозвоночных: (губки, коралловые полипы, моллюски и др.).
В организме человека магния содержится 140 грамма. Или 0,40 грамм. Он регулирует физиологические и биологические процессы. Он поддерживает структуру нуклеиновых кислот, белков и рибосом, участвует в синтезе белка. Для зеленых растений магний и магний содержащий соединения важны в процессе фотосинтеза.
В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г.
В живых организмах кальций также играет большую роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов.
Биологическая роль Кальция:
Ионы кальция необходимо для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотаорно влияют на состояние нервной системы, оказывают противоспалительное действие.
Токсическое действие:
При избытке кальция в организме возникает цистит.Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.
Биологическая роль Магния:
В организме человека соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови. Оказывают успокающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике лечения рака. Особенно толстой и прямой кишок.
Он благотворно действует на органы пищеварения, отвечает за защиту организма. От процессов старения и различных заболеваний. Магний аглицинат – это самый усвояемый препарат снижающий содержание холестерина в крови. Всасывается он в стенки желудка и не вызывает раздражения кишечника и понос.
Токсическое действие:
Повышение содержание ионов магния приводит к нарушению минерального обмена, отравлению организма. А если содержание магния превышает 15-18 % наступает обморок. Нарушения баланса обмена магния, вызывает повышенную смертность от сердечно – сосудистых заболеваний и болезни желудочно – кишечного тракта.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу.
Стоматологи.
- Зуб состоит из 3-х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью.
Зубы под воздействием вредных условий могут портиться, возникает кариес, зубной камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка, полоскание. Раньше зубы чистили зубными порошками, содержащими из абразивного материала мела. Но природный мел состоит из раковин моллюсков, поэтому вызывает царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие, пенообразующие в
Ведущий: Какое же значение имеет кальций и магний для химика? Слово предоставляем Химикам-практикам.
Химики-практики:
- Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт: вода, фенолфталеиновый, кальций).
СаО – оксид кальция или негашеная извасть, получают его разложением известняка: СаСО3=СаО + СО2 – это оксид щелочноземельного металла, поэтому он активно взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2
Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2 называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода – это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет.
ещества, загустители. (рисунки)

Поэтесса Я буду читать стихотворение о карбонатах (ассистент будет демонстрировать опыт, а вы у себя на столах тоже проделываете опыт:
Ведущий: Химик- практик: Козлова Е запишет уравнение реакций
дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет).
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ.
СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2
СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат - красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться,
СаО да СО2 образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну, а это СаО -
Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем,
Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратилась в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Всё в заботах, всё в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
Ведущий: Слово Строителю.
Строитель:
- Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой - хороший связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2 = СаСОз +Н2О.
Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O.
Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз - это мел, известняк, мрамор. Все вы видели наш железнодорожный вокзал: он отделан белым мрамором, привезенным из-за границы.
Спелеолог рассказывает по таблице:
- Уравнения Са (ОН)2 + СО2 = СаСО2 +Н2О и СаСО3 +Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 играют большую роль в природе и в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ в образе ваятеля и зодчего создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. Он способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах вода, содержащая растворенный в ней углекислый газ, попадает в толщу известняка, образуя полости — кастровые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре, испаряя в подходящих условиях воду: Са(НСОз)2 = СаСОз + Н2О + СО2 , так образуются сталактиты и сталагмиты, схема образования которых предложена известным геохимиком А.Е. Ферсманом. Очень много кастровых пещер в Крыму. Их изучением занимается наука спелеология.
Врач-диетолог: - Кальция много не только в неживой природе: он входит в состав тканей организма, поэтому необходимо постоянно пополнять его запас. Кальция много в молоке, твороге и других молочных продуктах. Суточная потребность в кальции у человека – 800мкг/сутки или 0,5 литра молока или 100 г. сыра. Детям необходимо 1,5 – 2 г/сутки. При недостатке кальция кости становятся хрупкими, ломкими, может возникнуть заболевание – рахит.
Врач-косметолог: - Кальций является компонентом многих парфюмерных изделий (кремов, пудр, паст). Но сегодня мне хочется сказать о средствах ухода за волосами. Соединения кальция придают воде жесткость. Они не только оседают на стенках трубопроводов, образуя накипь, но и мешают воспользоваться мылом для стирки и мытья. Мыло в такой воде плохо пенится, образуются хлопья. Расход мыла при стирке повышается на 25-30%. Мало растворимые соли кальция и магния оседают на ткани, делая ее грубой, с плохой воздухо- и влагопроницаемостью. Она быстрее изнашивается, рвется. А при мытье головы делают волосы липкими и ломкими. Поэтому для стирки в жесткой воде лучше применять синтетические моющие средства, а для мытья гели и шампуни.
Учащиеся проделывают опыты по определению жесткости воды, используя таблицу. Задают вопросы «специалистам», дописывают свои «заметки». На классной доске оформляют газету (домашние заготовки по теме урока).
Подведение итогов урока.
Категория: Биология | Добавил: dzhumadilova2014 | Теги: состав, кальции, магнии, свойства
Просмотров: 1460 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru