Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Кальций, магний и его соединения
2015-03-13, 2:24 PM
Тема: «КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Цели: Образовательная: 1) усвоение учащимися свойств щелочноземельных металлов
2) изучение соединения кальция и магния, их значение и применение
3) закрепление умений и навыков по составлению уравнения химических реакций
4) закрепление входе урока раннее изученных знаний по теме, используя межпредметные связи их области химии, географии и биологии
5) совершенствование работы учащихся с различными источниками информации (учебник, дополнительная литература, интернет, энциклопедические словари)
Развивающая: 1) развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умения участвовать в общем, диалоге и коммуникативных навыков
2) формирование оперативно контрольных умений, умение пользоваться компьютером и интернетом
Воспитательные:
1) Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии, биологии, географии, через его значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний
2) Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.
Креативная:
Выявление и развитие творческого потенциала у учащихся в области химии, биологии, географии
Методическая:
Показать формы, приемы самостоятельной работы на уроке
Тип урока: Урок обобщения, систематизации знаний
Вид урока: Урок интервью
Средства 1. Дидактический материал:
Обучения: а) тетрадь, ручка, учебник, дополнительная литература, справочный материал
2. Интерактивная доска
3.Набор реактивов и оборудования для выполнения химического эксперимента

Межпредметные связи:
1. неорганическая химия: характеристика, свойства, применение щелочноземельных металлов
2. биология: биологическая роль кальция, магния в живых организмах
3. география: содержание и роль щелочноземельных металлов в земной коре и образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре

Методы обучения: 1.Словесные: беседа (фронтальная), информационная,
объяснительная, эвристическая,
ключевые слова, межпредметные связи,
внутрипредметные и связь с жизнью
2.Наглядные: презентации, эксперимент,
наблюдение результата
в эксперименте
3. Практические: химический эксперимент,
наблюдение, самостоятельная работа,
самоконтроль, самокоррекция, выполнение заданий
4.Гностические методы:
1. репродуктивные (запоминание учебной информации)
2.частично – поисковые
3.проблемные

Формы организации учебной деятельности:
1.Индивидуальная
2.Фронтальная
3.Коллективная
4.Групповая
Приемы:
1.Общая характеристика
2.Разъяснение
3.Рассуждение
4.Выполнение тестов с помощью джойстиков
Объем основных знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
1. характеристику историю открытия щелочноземельных элементов
2. содержание кальция, магния в земной коре, образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре
2. свойства щелочноземельных металлов
3.основные области применения соединения кальция и магния
4. биологическая роль кальция, магния в живых организмах
Учащиеся должны уметь:
1.составлять уравнение реакций, идущие с участием кальция и магния и их соединения
2.записывать уравнения реакций, отображающие свойства щелочноземельныз элементов и их соединений
3.проводить химический эксперимент и наблюдение
4.делать выводы на основании теоретических знаний и проведенного химического эксперимента
Ход урока
Учитель: Мы много говорим о значении той или иной науки в жизни, но иногда затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме. Сегодня мы попытаемся решить эту проблему.
Химия среди всех наук – председатель, образно говоря она, восседает в центре по одну сторону от неё география, по другую сторону биология
Тема нашего урока: «Кальций, магний, и их соединения».
Мы поведем разговор о щелочноземельных металлов и их соединений, рассмотрим их с точек зрения разных наук.
Урок необычный - урок интервью.
Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента. Мы будем задавать вопросы, а учёные-специалисты будут на эти вопросы отвечать.
Чтобы было меньше газетных «уток», будьте внимательны, ведите строгий учёт полученных сведений в своих блокнотах - тетрадей. Ведь вам необходимо будет написать статью в газету. А достоверность вашей информаций будет отражено в тестовых задания, которые вы выполните с помощью джойстиков.
А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления главный специалист - Компьютерщик.
(Выступления учёных-специалистов сопровождаются демонстрацией фрагментов при помощи интерактивной доски.)
Итак, в эфире передача «Известное об известном» и её постоянный
Ведущий:
- Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора будет «Кальций, магний - вчера, сегодня, завтра». В нашей студии присутствуют ведущие специалисты страны, для того, чтобы обсудить все вопросы, которые нам прислали, связанные с химическими элементами кальцием и магнием. Итак, у нас в гостях: Историки, Географы, Биологи, Стоматологи, Химик-практики, Строители, Спелеологи, Врач-диетологи, Косметологи, Поэтесса.
Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы.
Вопрос к Историкам: «Расскажите об объектах Вашего исследования».
Ученые-Историки:
- Им является кальций. (Работа у периодической системы.)
Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная атомная масса 40 атомных единиц массы.
Слово «магнез» с латинского «магнез» в алхимической литературе означает не одно , а много веществ. Минералы содержание магний известны с глубокой древности. Это нефрит, тальк, даламит, асбест и другие. И уже в то время они находили широкое применение.
Ведущий: Теперь слово Учёным-географам.
Каково распространение этих металлов и их соединений в земной коре?
- Содержание в земной коре 3.6%. По содержанию в земной коре кальций занимает 5 место. Соединение кальция имеет широкое распространение, в горных породах, глинистых соединениях, в воде, в морской и речной воде.
Название элемента происходит от латинского слова «калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть.
Кальций был открыт в 1808 г.
Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви.
Земная кора богата магнием его содержание более 2,1 %. Магний входит в состав около 200 минералов. Но больше всего его содержится даламите и магните. Даламитовые альпы на территроий Италии большей части состоят из минерал даламит. Большие запасы магния присутствуют в водах, океанах и морей и природных рассолов (т. е соединения солей). Магнезиальные соли встречаются самосадочных озерах.
Ведущий: Теперь слово предоставляем снова Учёным -географам.
Мы изучали нахождение кальция и магния в природе.
Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40 (96.97%).
Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится 0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует выветривание известковых отложений.
На территорий Казахстана в Актюбинской области в горах Каратау на полуострове Мангышлак в Шымкентской области в окрестности города Семепалатинска содержится большое количество соединения кальция, в виде фосфоритов, розового ракушечника, цементной глины, селикатного песка, огнеупорной глины, известника.
Магний образуется в гидротермальных условий. Имеет широкое распространение в Центральном Казахстане, Аркалыкское месторождение. Большое его содержание оказывает на качество известняка, его твердость. Соединения магния содержится в асбесте месторождение Жеты гора.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёным -биологам.
Учёные-биологи.
- Мы изучали нахождение кальция и магния в живых организмах и их значение.
В живых организмах кальций участвует свертывание крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Входит в состав зубов, тканей и органов.
Из извести состоят скелеты большинства групп беспозвоночных: (губки, коралловые полипы, моллюски и др.).
В организме человека магния содержится 140 грамма. Или 0,40 грамм. Он регулирует физиологические и биологические процессы. Он поддерживает структуру нуклеиновых кислот, белков и рибосом, участвует в синтезе белка. Для зеленых растений магний и магний содержащий соединения важны в процессе фотосинтеза.
В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г.
В живых организмах кальций также играет большую роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов.
Биологическая роль Кальция:
Ионы кальция необходимо для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотаорно влияют на состояние нервной системы, оказывают противоспалительное действие.
Токсическое действие:
При избытке кальция в организме возникает цистит.Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.
Биологическая роль Магния:
В организме человека соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови. Оказывают успокающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике лечения рака. Особенно толстой и прямой кишок.
Он благотворно действует на органы пищеварения, отвечает за защиту организма. От процессов старения и различных заболеваний. Магний аглицинат – это самый усвояемый препарат снижающий содержание холестерина в крови. Всасывается он в стенки желудка и не вызывает раздражения кишечника и понос.
Токсическое действие:
Повышение содержание ионов магния приводит к нарушению минерального обмена, отравлению организма. А если содержание магния превышает 15-18 % наступает обморок. Нарушения баланса обмена магния, вызывает повышенную смертность от сердечно – сосудистых заболеваний и болезни желудочно – кишечного тракта.
Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу.
Стоматологи.
- Зуб состоит из 3-х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью.
Зубы под воздействием вредных условий могут портиться, возникает кариес, зубной камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка, полоскание. Раньше зубы чистили зубными порошками, содержащими из абразивного материала мела. Но природный мел состоит из раковин моллюсков, поэтому вызывает царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие, пенообразующие в
Ведущий: Какое же значение имеет кальций и магний для химика? Слово предоставляем Химикам-практикам.
Химики-практики:
- Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт: вода, фенолфталеиновый, кальций).
СаО – оксид кальция или негашеная извасть, получают его разложением известняка: СаСО3=СаО + СО2 – это оксид щелочноземельного металла, поэтому он активно взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2
Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2 называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода – это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет.
ещества, загустители. (рисунки)

Поэтесса Я буду читать стихотворение о карбонатах (ассистент будет демонстрировать опыт, а вы у себя на столах тоже проделываете опыт:
Ведущий: Химик- практик: Козлова Е запишет уравнение реакций
дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет).
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ.
СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2
СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат - красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться,
СаО да СО2 образуются тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну, а это СаО -
Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ.
Добавляем к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем,
Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив извёстку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратилась в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Всё в заботах, всё в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
Ведущий: Слово Строителю.
Строитель:
- Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой - хороший связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2 = СаСОз +Н2О.
Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O.
Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз - это мел, известняк, мрамор. Все вы видели наш железнодорожный вокзал: он отделан белым мрамором, привезенным из-за границы.
Спелеолог рассказывает по таблице:
- Уравнения Са (ОН)2 + СО2 = СаСО2 +Н2О и СаСО3 +Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 играют большую роль в природе и в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ в образе ваятеля и зодчего создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. Он способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах вода, содержащая растворенный в ней углекислый газ, попадает в толщу известняка, образуя полости — кастровые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре, испаряя в подходящих условиях воду: Са(НСОз)2 = СаСОз + Н2О + СО2 , так образуются сталактиты и сталагмиты, схема образования которых предложена известным геохимиком А.Е. Ферсманом. Очень много кастровых пещер в Крыму. Их изучением занимается наука спелеология.
Врач-диетолог: - Кальция много не только в неживой природе: он входит в состав тканей организма, поэтому необходимо постоянно пополнять его запас. Кальция много в молоке, твороге и других молочных продуктах. Суточная потребность в кальции у человека – 800мкг/сутки или 0,5 литра молока или 100 г. сыра. Детям необходимо 1,5 – 2 г/сутки. При недостатке кальция кости становятся хрупкими, ломкими, может возникнуть заболевание – рахит.
Врач-косметолог: - Кальций является компонентом многих парфюмерных изделий (кремов, пудр, паст). Но сегодня мне хочется сказать о средствах ухода за волосами. Соединения кальция придают воде жесткость. Они не только оседают на стенках трубопроводов, образуя накипь, но и мешают воспользоваться мылом для стирки и мытья. Мыло в такой воде плохо пенится, образуются хлопья. Расход мыла при стирке повышается на 25-30%. Мало растворимые соли кальция и магния оседают на ткани, делая ее грубой, с плохой воздухо- и влагопроницаемостью. Она быстрее изнашивается, рвется. А при мытье головы делают волосы липкими и ломкими. Поэтому для стирки в жесткой воде лучше применять синтетические моющие средства, а для мытья гели и шампуни.
Учащиеся проделывают опыты по определению жесткости воды, используя таблицу. Задают вопросы «специалистам», дописывают свои «заметки». На классной доске оформляют газету (домашние заготовки по теме урока).
Подведение итогов урока.
Категория: Биология | Добавил: dzhumadilova2014 | Теги: состав, кальции, магнии, свойства
Просмотров: 611 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru