Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология |
2015-03-13, 2:24 PM | |
Тема: «КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ» Цели: Образовательная: 1) усвоение учащимися свойств щелочноземельных металлов 2) изучение соединения кальция и магния, их значение и применение 3) закрепление умений и навыков по составлению уравнения химических реакций 4) закрепление входе урока раннее изученных знаний по теме, используя межпредметные связи их области химии, географии и биологии 5) совершенствование работы учащихся с различными источниками информации (учебник, дополнительная литература, интернет, энциклопедические словари) Развивающая: 1) развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умения участвовать в общем, диалоге и коммуникативных навыков 2) формирование оперативно контрольных умений, умение пользоваться компьютером и интернетом Воспитательные: 1) Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии, биологии, географии, через его значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний 2) Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда. Креативная: Выявление и развитие творческого потенциала у учащихся в области химии, биологии, географии Методическая: Показать формы, приемы самостоятельной работы на уроке Тип урока: Урок обобщения, систематизации знаний Вид урока: Урок интервью Средства 1. Дидактический материал: Обучения: а) тетрадь, ручка, учебник, дополнительная литература, справочный материал 2. Интерактивная доска 3.Набор реактивов и оборудования для выполнения химического эксперимента Межпредметные связи: 1. неорганическая химия: характеристика, свойства, применение щелочноземельных металлов 2. биология: биологическая роль кальция, магния в живых организмах 3. география: содержание и роль щелочноземельных металлов в земной коре и образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре Методы обучения: 1.Словесные: беседа (фронтальная), информационная, объяснительная, эвристическая, ключевые слова, межпредметные связи, внутрипредметные и связь с жизнью 2.Наглядные: презентации, эксперимент, наблюдение результата в эксперименте 3. Практические: химический эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, самоконтроль, самокоррекция, выполнение заданий 4.Гностические методы: 1. репродуктивные (запоминание учебной информации) 2.частично – поисковые 3.проблемные Формы организации учебной деятельности: 1.Индивидуальная 2.Фронтальная 3.Коллективная 4.Групповая Приемы: 1.Общая характеристика 2.Разъяснение 3.Рассуждение 4.Выполнение тестов с помощью джойстиков Объем основных знаний и умений: Учащиеся должны знать: 1. характеристику историю открытия щелочноземельных элементов 2. содержание кальция, магния в земной коре, образование сталактитов, сталагмитов, строительных материалов в земной коре 2. свойства щелочноземельных металлов 3.основные области применения соединения кальция и магния 4. биологическая роль кальция, магния в живых организмах Учащиеся должны уметь: 1.составлять уравнение реакций, идущие с участием кальция и магния и их соединения 2.записывать уравнения реакций, отображающие свойства щелочноземельныз элементов и их соединений 3.проводить химический эксперимент и наблюдение 4.делать выводы на основании теоретических знаний и проведенного химического эксперимента Ход урока Учитель: Мы много говорим о значении той или иной науки в жизни, но иногда затрудняемся ответить на вопрос: где могут пригодиться в жизни знания по данной теме. Сегодня мы попытаемся решить эту проблему. Химия среди всех наук – председатель, образно говоря она, восседает в центре по одну сторону от неё география, по другую сторону биология Тема нашего урока: «Кальций, магний, и их соединения». Мы поведем разговор о щелочноземельных металлов и их соединений, рассмотрим их с точек зрения разных наук. Урок необычный - урок интервью. Сегодня большинство из вас получат первоначальные навыки профессии корреспондента. Мы будем задавать вопросы, а учёные-специалисты будут на эти вопросы отвечать. Чтобы было меньше газетных «уток», будьте внимательны, ведите строгий учёт полученных сведений в своих блокнотах - тетрадей. Ведь вам необходимо будет написать статью в газету. А достоверность вашей информаций будет отражено в тестовых задания, которые вы выполните с помощью джойстиков. А сопровождать наше интервью будет компьютерное обеспечение. За пультом управления главный специалист - Компьютерщик. (Выступления учёных-специалистов сопровождаются демонстрацией фрагментов при помощи интерактивной доски.) Итак, в эфире передача «Известное об известном» и её постоянный Ведущий: - Уважаемые дамы и господа, сегодня тема нашего разговора будет «Кальций, магний - вчера, сегодня, завтра». В нашей студии присутствуют ведущие специалисты страны, для того, чтобы обсудить все вопросы, которые нам прислали, связанные с химическими элементами кальцием и магнием. Итак, у нас в гостях: Историки, Географы, Биологи, Стоматологи, Химик-практики, Строители, Спелеологи, Врач-диетологи, Косметологи, Поэтесса. Прямую трансляцию осуществляют наши лучшие Операторы. Вопрос к Историкам: «Расскажите об объектах Вашего исследования». Ученые-Историки: - Им является кальций. (Работа у периодической системы.) Это элемент 4 периода, 2 группы, главной подгруппы. На внешнем энергетическом уровне у него 2 спаренных «эс» электрона, валентность 2, степень окисления +2, относительная атомная масса 40 атомных единиц массы. Слово «магнез» с латинского «магнез» в алхимической литературе означает не одно , а много веществ. Минералы содержание магний известны с глубокой древности. Это нефрит, тальк, даламит, асбест и другие. И уже в то время они находили широкое применение. Ведущий: Теперь слово Учёным-географам. Каково распространение этих металлов и их соединений в земной коре? - Содержание в земной коре 3.6%. По содержанию в земной коре кальций занимает 5 место. Соединение кальция имеет широкое распространение, в горных породах, глинистых соединениях, в воде, в морской и речной воде. Название элемента происходит от латинского слова «калькс», которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, где кальций есть, но и многие другие легкообрабатываемые минералы, где кальция могло и не быть. Кальций был открыт в 1808 г. Получил кальций методом электролиза учёный Г.Дэви. Земная кора богата магнием его содержание более 2,1 %. Магний входит в состав около 200 минералов. Но больше всего его содержится даламите и магните. Даламитовые альпы на территроий Италии большей части состоят из минерал даламит. Большие запасы магния присутствуют в водах, океанах и морей и природных рассолов (т. е соединения солей). Магнезиальные соли встречаются самосадочных озерах. Ведущий: Теперь слово предоставляем снова Учёным -географам. Мы изучали нахождение кальция и магния в природе. Природный кальций – смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций – 40 (96.97%). Основные природные соединения – известняк, мрамор, гипс, в гидросфере его содержится 0,4%. Минералы кальция: кальцит, исландский шпат и аргонит СаСО3 , ангидрид Са SO4, гипс, флюорид (плавиковый шпат) – широко распространены. Круговороту способствует выветривание известковых отложений. На территорий Казахстана в Актюбинской области в горах Каратау на полуострове Мангышлак в Шымкентской области в окрестности города Семепалатинска содержится большое количество соединения кальция, в виде фосфоритов, розового ракушечника, цементной глины, селикатного песка, огнеупорной глины, известника. Магний образуется в гидротермальных условий. Имеет широкое распространение в Центральном Казахстане, Аркалыкское месторождение. Большое его содержание оказывает на качество известняка, его твердость. Соединения магния содержится в асбесте месторождение Жеты гора. Ведущий: Теперь слово предоставляем Учёным -биологам. Учёные-биологи. - Мы изучали нахождение кальция и магния в живых организмах и их значение. В живых организмах кальций участвует свертывание крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Входит в состав зубов, тканей и органов. Из извести состоят скелеты большинства групп беспозвоночных: (губки, коралловые полипы, моллюски и др.). В организме человека магния содержится 140 грамма. Или 0,40 грамм. Он регулирует физиологические и биологические процессы. Он поддерживает структуру нуклеиновых кислот, белков и рибосом, участвует в синтезе белка. Для зеленых растений магний и магний содержащий соединения важны в процессе фотосинтеза. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. В живых организмах кальций также играет большую роль. Так, у человека он участвует в процессе свертывания крови, образовании кровяного сгустка – тромба. Имеет много других значений. В организме человека массой 70 кг масса кальция составляет 1 кг 700г. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Биологическая роль Кальция: Ионы кальция необходимо для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотаорно влияют на состояние нервной системы, оказывают противоспалительное действие. Токсическое действие: При избытке кальция в организме возникает цистит.Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора. Биологическая роль Магния: В организме человека соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови. Оказывают успокающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике лечения рака. Особенно толстой и прямой кишок. Он благотворно действует на органы пищеварения, отвечает за защиту организма. От процессов старения и различных заболеваний. Магний аглицинат – это самый усвояемый препарат снижающий содержание холестерина в крови. Всасывается он в стенки желудка и не вызывает раздражения кишечника и понос. Токсическое действие: Повышение содержание ионов магния приводит к нарушению минерального обмена, отравлению организма. А если содержание магния превышает 15-18 % наступает обморок. Нарушения баланса обмена магния, вызывает повышенную смертность от сердечно – сосудистых заболеваний и болезни желудочно – кишечного тракта. Ведущий: Теперь слово предоставляем Стоматологу. Стоматологи. - Зуб состоит из 3-х частей: коронки, шейки, корня. Зуб покрыт эмалью. Зубы под воздействием вредных условий могут портиться, возникает кариес, зубной камень, воспаление. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать меры гигиены: чистка, полоскание. Раньше зубы чистили зубными порошками, содержащими из абразивного материала мела. Но природный мел состоит из раковин моллюсков, поэтому вызывает царапины на эмали. Сейчас применяют зубные пасты. Их состав: абразивные, связывающие, пенообразующие в Ведущий: Какое же значение имеет кальций и магний для химика? Слово предоставляем Химикам-практикам. Химики-практики: - Са – щелочноземельный металл, активно взаимодействует с водой, образуя щёлочь(опыт: вода, фенолфталеиновый, кальций). СаО – оксид кальция или негашеная извасть, получают его разложением известняка: СаСО3=СаО + СО2 – это оксид щелочноземельного металла, поэтому он активно взаимодействует с водой: СаО + Н2О = Са(ОН)2 Са(ОН)2 – гидроксид кальция или гашеная известь, поэтому реакция СаО + Н2О = Са(ОН)2 называется гашением извести. Если раствор профильтровать, получается известковая вода – это раствор щелочи, поэтому он изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет. ещества, загустители. (рисунки) Поэтесса Я буду читать стихотворение о карбонатах (ассистент будет демонстрировать опыт, а вы у себя на столах тоже проделываете опыт: Ведущий: Химик- практик: Козлова Е запишет уравнение реакций дует через трубку в раствор известковой воды, она мутнеет). Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Приливает к образовавшемуся осадку уксусную кислоту, наблюдается вскипание, т.к. выделяется углекислый газ. СаСО3 +2СН3СООН = Са(СН3СОО)2 +Н2О +СО2 СКАЗКА О БРАТЬЯХ КАРБОНАТАХ. На земле живут три брата Из семейства Карбонатов. Старший брат - красавец МРАМОР, Славен именем Карары, Превосходный зодчий. Он Строил Рим и Парфенон. Всем известен ИЗВЕСТНЯК, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Возводя за домом дом. И способен, и умел Младший мягкий братец МЕЛ. Как рисует, посмотри, Этот СаСО3! Любят братья порезвиться, В жаркой печке прокалиться, СаО да СО2 образуются тогда. Это углекислый газ, Каждый с ним знаком из вас, Выдыхаем мы его. Ну, а это СаО - Жарко обожжённая ИЗВЕСТЬ НЕГАШЁНАЯ. Добавляем к ней воды, Тщательно мешая, Чтобы не было беды, Руки защищаем, Круто замешённая ИЗВЕСТЬ, но ГАШЁНАЯ! Известковым молоком Стены белятся легко. Светлый дом повеселел, Превратив извёстку в мел. Фокус-покус для народа: Стоит лишь подуть сквозь воду, Как она легко-легко Превратилась в молоко! А теперь довольно ловко Получаю газировку: Молоко плюс уксус. Ай! Льётся пена через край! Всё в заботах, всё в работе От зари и до зари – Эти братья Карбонаты, Эти СаСО3! Ведущий: Слово Строителю. Строитель: - Я в своей работе применяю гашеную известь. Ее смесь с песком и водой - хороший связывающий материал. Под действием углекислого газа смесь отвердевает Са(ОН)2+ CO2 = СаСОз +Н2О. Одновременно часть песка и смеси превращается в силикат Ca(OH)2+SiO2 = CaSiO3+H2O. Так же я широко применяю в строительстве карбонат кальция СаСОз - это мел, известняк, мрамор. Все вы видели наш железнодорожный вокзал: он отделан белым мрамором, привезенным из-за границы. Спелеолог рассказывает по таблице: - Уравнения Са (ОН)2 + СО2 = СаСО2 +Н2О и СаСО3 +Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 играют большую роль в природе и в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ в образе ваятеля и зодчего создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. Он способен под землей перемещать сотни и тысячи тонн известняка. По трещинам в горных породах вода, содержащая растворенный в ней углекислый газ, попадает в толщу известняка, образуя полости — кастровые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре, испаряя в подходящих условиях воду: Са(НСОз)2 = СаСОз + Н2О + СО2 , так образуются сталактиты и сталагмиты, схема образования которых предложена известным геохимиком А.Е. Ферсманом. Очень много кастровых пещер в Крыму. Их изучением занимается наука спелеология. Врач-диетолог: - Кальция много не только в неживой природе: он входит в состав тканей организма, поэтому необходимо постоянно пополнять его запас. Кальция много в молоке, твороге и других молочных продуктах. Суточная потребность в кальции у человека – 800мкг/сутки или 0,5 литра молока или 100 г. сыра. Детям необходимо 1,5 – 2 г/сутки. При недостатке кальция кости становятся хрупкими, ломкими, может возникнуть заболевание – рахит. Врач-косметолог: - Кальций является компонентом многих парфюмерных изделий (кремов, пудр, паст). Но сегодня мне хочется сказать о средствах ухода за волосами. Соединения кальция придают воде жесткость. Они не только оседают на стенках трубопроводов, образуя накипь, но и мешают воспользоваться мылом для стирки и мытья. Мыло в такой воде плохо пенится, образуются хлопья. Расход мыла при стирке повышается на 25-30%. Мало растворимые соли кальция и магния оседают на ткани, делая ее грубой, с плохой воздухо- и влагопроницаемостью. Она быстрее изнашивается, рвется. А при мытье головы делают волосы липкими и ломкими. Поэтому для стирки в жесткой воде лучше применять синтетические моющие средства, а для мытья гели и шампуни. Учащиеся проделывают опыты по определению жесткости воды, используя таблицу. Задают вопросы «специалистам», дописывают свои «заметки». На классной доске оформляют газету (домашние заготовки по теме урока). Подведение итогов урока. | |
Просмотров: 1460 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|