Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Использование ИКТ на уроках биологии
2015-12-16, 6:42 PM
Использование ИКТ на уроках биологии
А. А. Изгуттинова
учитель биологии и географии
КГУ комплекс «Үлкенбөкен школа- детский сад»
ВКО. Кокпектинский район. С. Улкенбокен.
Использование информационно - коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого, а также расширяет возрастные рамки обучения.
Невозможно научить ученика, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока. Компьютер и компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Одним из достоинств использования информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо, потому что урок с использованием информационных технологий – это наглядно, красочно, информативно, экономит время, позволяет каждому ученику работать в своем темпе,формирует навыки самостоятельной деятельности, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Актуальность использования ИКТ в образовании
Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе
Информатизация включает в себя:
-компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
-интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
-медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления
Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
• представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько направлений, где оправдано использование компьютера:
-демонстрация наглядного материала: рисунков, схем, опорных конспектов;
-использование презентаций при изучении нового материала;
-ИКТ в сочетании с другими технологиями , в частности с интерактивной или с технологией развития критического мышления
-система тестового контроля знаний и умений.
Остановимся на этих направлениях более подробно.
1. Наглядность на уроках биологии.
Работая в школе, сталкиваешься с проблемой недостатка наглядности на уроках. Мало наглядности? Это сейчас, когда любую информацию, картинку, фотографию можно найти на просторах Интернета. И здесь на помощь приходят ИКТ, позволяющие включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, опорные конспекты. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом.
2. Использование презентаций на уроках.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На уроках использую как готовые мультимедийные пособия, так и презентации, сделанные мной или учащимися. Преимущество использования своих презентаций заключается в том, что я сама могу подбирать наглядный материал в необходимом объёме, корректировать его, удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации более удачными и т.д.
Возможности учеников:
 самостоятельно изучать новый материал;
 без использования специальных приборов рассматривать и изучать биологические объекты, например: клетки тканей, системы органов и т. д.;
 наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий;
 проводить исследовательскую и аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде мультимедийной презентации;
 развивать свои творческие способности.

3.Информационные технологии в сочетании с другими технологиями.
Совокупность нескольких (например интерактивные технологии, технология сотрудничества,развитие критического мышления)технологий позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы, а также способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в широком спектре. Каждый ученик выбирает тот темп, который ему подходит, а учитель может проконтролировать каждый этап обучения.
4. Система тестового контроля знаний и умений.
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Для контроля знаний, умений и навыков, учащихся я использую компьютерную программу Knowing. Эта программа позволяет создавать и изменять тесты, а также автоматически оценивать результаты тестирования. Учащиеся с удовольствием выполняют тесты на компьютере, а учитель получает не только объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся, но и может своевременно его скорректировать.
Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий на уроках способствует развитию познавательного интереса, делает урок более наглядным, увлекательным, способствует повышению качества знаний учащихся по предмету, а также готовит учащихся к будущей жизни в информационном обществе.
Литература:
1. Биология және салауаттылык негізі 2007-2010ж
2. Биолог анықтамалығы 2011ж.
3.Қазақстан мектебі 2010/3
Категория: Биология | Добавил: izguttinova_aygul
Просмотров: 182 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru