Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

конспект урока в 6 классе " Плесневые грибы"
2016-02-23, 2:10 PM
Класс: 6
Дата:
Тема урока: Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи.

Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о плесневых грибах, дрожжах, грибах-паразитах, учить применять полученные знания на практике.
Задачи:
• расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов паразитов, дать представление о способах борьбы с грибами - паразитами,
• развивать умения распознавать плесневые грибы, дрожжи и грибы-паразиты.
• раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
• способствовать развитию умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
• развивать общеучебные навыки, логическое мышление, смысловую память и творческие способности;
• создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
• содействовать развитию универсальных учебных действий: воспринимать речь учителя и одноклассников, сравнивать болезни органов пищеварения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, микроскопы световые, микроскоп электронный, микролаборатории, кусок плесневого хлеба, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор»,

Ход урока
1.Организационный этап

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

1 группа Ответьте на вопросы:

1. Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
2. Какой тип питания характерен для грибов?
3. В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых?
4. Что такое микориза?
5. Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Сделайте пометки на доске.
Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.
Плодовое тело состоит из шляпки и пенька. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах.

Тест
1. Грибы питаются:
А – образуя на свету органические вещества;
Б – готовыми органическими веществами;
В – только органическими веществами живых организмов;
Г – поселяясь на продуктах питания.
2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
А – они живут в почве,
Б – не имеют хлорофилла,
В – паразитируют на других живых организмах,
Г – имеют небольшие размеры.
3. Грибы:
А - размножаются спорами;
Б – семенами;
В – частью корня,
Г – частью стебля.
4. Микориза:
А – плодовое тело гриба,
Б - болезнь растений вызываемая грибами,
В – грибокорень,
Г – часть грибницы.
5. Сапрофиты:
А – мхи,
Б – грибы,
В – бактерии,
Съедобные и ядовитые грибы
Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым ? Работа с муляжами грибов: задание « ПОЛОЖИ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ В КОРЗИНУ»

правила сбора грибов, меры первой помощи при отравлении грибами.

- Что Вам известно из истории открытия грибов?
Ботаники долгое время не могли понять их природу. В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах – микология (от греческого слова микос – гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.
3. Этап подготовки к восприятию нового материалаУчитель. Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов.
. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь?
Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. (
(Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи. Учитель сообщает, что это и есть тема сегодняшнего урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать цели урока.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель в ходе фронтальной беседы рассказывает учащимся о плесневых грибах.
Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания.

. Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб. Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.
Грибница пеницилла в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получить лекарства для лечения многих болезней.
Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом.
Работу над пенициллином продолжили Говард Флори и Эрнст Чейн. А. Флеминг, Г. Флори и Э. Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии. ( слайд 17-18 )
Лабораторная работа.
1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.
2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении 60 Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
3. Рассмотрите микропрепарат при увеличении микроскопа 300 раз. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Ответьте на вопросы:
- Какой цвет имеет мицелий мукора?
-Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?
-Как происходит размножение мукора?
-Как происходит размножение мукора?

ДРОЖЖИ, сборная группа одноклеточных грибов из различных классов . Широко распространены в природе. Размножаются преимущественно почкованием. Многие вызывают спиртовое брожение. Богаты белком, витаминами группы В. Используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве (дрожжи кормовые) и др.; пивные дрожжи — в медицине при гиповитаминозе B1, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и др. Объект генетических исследований.
Дрожжи размножаются в результате почкования. ( слайд 22) Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть

4.Этап закрепления знаний о плесневых грибах и дрожжах
А) (Выполнение тестового задания). (
1. Грибница мукора - это:
А) многоклеточные образования;
Б) одна многоядерная клетка;
В) одна одноядерная клетка;
Г) неклеточное образование.
2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
А) его нити погибают и загнивают;
Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;
В) в его головках образуются споры.
3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:
А) пеницилл;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:
А) дрожжи;
Б) Трутовик;
В) мукор;
Г) фитофтора.
5. Дрожжи размножаются:
А) спорами;
Б) почкованием;
В) мицелием;
Г) гифами.
6. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:
А) спорынья;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
7. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:
А) мукор;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
8. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?
А) спорынья;
Б) головня;
В) трутовик;
Г) фитофтора.
9. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?
А) фитофтора;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) спорынья.

Б) Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты.
Представители Биологические особенности Значение в природе и жизни человека
Мукор Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении
Пеницилл Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин)
Дрожжи Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков
Трутовик Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На поверхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит Сокращают сроки жизни деревьев. Участвуют в разложении растительных остатков. Разрушают деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине
Головня Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дикорастущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его
Спорынья Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами Поражают луговые и хлебные злаки, снижают урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине
Фитофтора Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству
6. Этап подведения итогов урока.
6.Этап информации о домашнем задании.( слайд 26)
заполнить до конца таблицу, подготовить дополнительный материал о плесневых грибах, дрожжах и грибах-паразитах из допол. литературы*
7.Этап рефлексии (Учитель предлагает продолжить предложение: Сегодня на уроке я ….
Категория: Биология | Добавил: oliga_stakh
Просмотров: 322 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru