Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Модели. Моделирование
2017-03-05, 6:07 PM
Предмет: Информатика
Класс: 6
Тема: Модели. Моделирование
Цель урока: сформировать понятие модели, научиться распознавать виды моделей, применять полученные знания для построения различных моделей в повседневной жизни.
Ход урока.

I . Вводно-мотивационный этап (5 мин.)
1. Какое слово вам пришло первым на ум, когда на перемене вы смотрели ролик?
Ответ: мода, платье, модель, менекенщицы и т.д.
Смотрим еще один видеофрагмент. (авиамоделирование)
2. Что вы видели? Какой процесс был показан? Как называется этот вид спорта?
Ответ: модель самолета, моделирование, авиамоделирование и т.п.
3. А кто теперь попробует сформулировать тему нашего урока.
Ответ: «Модели. Моделирование»

Учитель: На нашем уроке мы изучим тему: «Модели. Моделирование». Для чего нам нужно это изучить? (формулировка цели урока с детьми)

Деление на 3 группы любым способом жеребьевки. Выбор спикера, тайм-менеджера. Группы получают тему, которая определяется по соглашению или в результате жеребьевки.

II. Информационно-операциональный этап (25 мин.)
При изучении темы, группа должна заполнить свою часть листа. (10 мин) Выступить с рассказом. (5 мин)

I группа «Модель. Моделирование. Причины создания моделей»
Модели объектов и процессов.
Какие только явления не скрываются за словом модель! И электромобиль на стенде выставки, и телеви-зионная красавица, рекламирующая лучшие товары, и макет моста через Ишим, и теория развития об-щества, и расчеты климатических последствий образования «озоновых дыр»... Как совмещаются в од-ном слове такие разные понятия?
Оказывается, все многообразие моделей отличает нечто общее, а именно — моделью может стать ис-кусственно созданный человеком абстрактный или материальный объект. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего более сложного объекта, процесса или явления, называемого прототипом или оригиналом.
Модель — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Моделирование — построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Может возникнуть вопрос, почему бы не исследовать сам оригинал, зачем создавать его модель?
Во-первых, в реальном времени оригинал (прототип) может уже не существовать, еще не существовать или его не было в действительности. Для моделирования время не помеха. Так родились теории выми-рания динозавров или гибели Атлантиды. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее. Так, ученые-физики построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая начнется в случае атомной войны.
Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то кон-кретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, не учитывая их.
В-третьих, оригиналы могут иметь маленькие или большие размеры. Очень трудно в школе изучать те-му «Строение клетки». Они такие маленькие… Как их увидеть? И в этом нам помогает модель клетки. А на уроках астрономии всегда рассматривают модель солнечной системы. Она дает ясное представле-ние о строении системы, о месте нахождения каждой планеты.
Что же поддается моделированию? Это может быть объект, явление или процесс.
Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, а также наглядные пособия в школьном кабинете и т. д. Модель, демонстрирующая одежду, представляет не какого-то ре-ального человека, а некий обобщенный идеальный образ, стандарт.
Для изучения явлений живой природы, для предотвращения катастрофы, для применения природных сил на благо человечества создаются модели явлений (модель смены дня и ночи на планете). Можно также создавать модели процессов, т. е. моделировать действия над материальными объектами: ход, по-следовательную смену состояний, стадий развития одного объекта или их системы (модель извержения вулкана). И, наконец, любым действиям человека, предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собираетесь ли вы решать задачу, строить дом, переходите дорогу, — вы сначала представляете себе все это в уме. Это главное отличие человека от всех других живых существ на земле.
Для одного и того же объекта (п, я) может быть создано бесчисленное множество моделей.

II группа «Виды моделей»
Классификация моделей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять такую классификацию.
Учебные модели. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Опытные модели — это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характери-стик.
Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений. К ним можно отнести, например, прибор, имитирующий разряд молнии.
Игровые модели — это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Они как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую по-мощь больным либо разрешать конфликтные ситуации.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку.
КЛАССИФИКАЦИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ.
Статическая модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. Пример – классный журнал, где видно успеваемость за длительный период.
Один и тот же объект возможно изучать, применяя и статическую и динамическую модели.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Материальные и информационные модели
Названия этих групп как бы показывают, из чего «сделаны» модели.
Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометри-ческие и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Самые простые примеры — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окру-жающем мире, это и, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схе-мы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии и т. д.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, потому что они строятся только на информации.
Информационная модель — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объек-та, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Информационные модели бывают знаковыми и вербальными.
Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге и вырабатывает свою модель поведения.
Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами лю-бого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду: математическая формула, запись мелодии нотами, модели геометрических фигур, графики, чертежи и т.д.
Для создания информационных знаковых моделей можно использовать либо традиционный набор ин-женера или конструктора (карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компь-ютер.
Компьютерная модель — модель, созданная с использованием аппаратного и программного обеспече-ния.
В зависимости от характеристик исследуемого объекта, процесса, явления ПК должен быть оснащен соответствующим инструментарием. При исследовании математической модели удобно использовать электронные таблицы, для словесных моделей подойдет текстовый процессор. Инструментом для со-здания геометрической модели, передающей внешний облик, может быть графический редактор. С его помощью возможно моделировать как плоское, так и объемное изображение.
Таким образом, при компьютерном моделировании необходимо хорошо разбираться в многообразии программ, технологии работы на компьютере.
III группа «Этапы моделирования» Учебник, стр. 73 – 75, 79 - 80

III. Рефлексивно-оценочный этап (8 мин)
Подведение итогов по всем этапам работы.
Рефлексия
Учащимся предлагается заполнить листы рефлексии.
сегодня я узнал…
было интересно…
я приобрел…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Оценка. Оцените свою работу за урок.
Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, привести примеры из своей жизни, то поставьте себе “5”.
Если материал поняли, можете привести примеры, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то поставьте “4”.
Если материал усвоен слабо и требует еще доработки, то “3”.
Домашнее задание: § 13 – 14, тест на стр. 80
Категория: Информатика | Добавил: oivtsh10
Просмотров: 108 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-10-21, 8:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [309]
Математика [825]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1952]
Мой Казахстан [250]
Технология [139]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [509]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [586]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru