План урока по информатике для 7 класса по теме: « Кодирование информации». Разработал: учитель информатики Кушмурунской СШ №121 Теличко Е.Б. Цели урока: Образовательные: - Обеспечить усвоение учащимися понятий код, кодирование и декодирование информации; организовать деятельность учащихся по первичному закреплению данных понятий. Развивающие: - Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала; - Содействовать развитию у учащихся умений кодировать и декодировать текстовую информацию; - Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом материале; - Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; - Содействовать развитию творческой активности. Воспитательные: - Способствовать формированию познавательного интереса к предмету; - Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности в игровой форме. Дидактический материал: карточки с заданиями, кодовые таблицы. План урока: I Организационный этап. II Подготовка учащихся к работе на основном этапе. III Постановка задачи. IV Этап усвоения новых знаний и способов действий. V Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий. VI Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий VII Этап коррекции знаний и способов действий VIII Этап информации о домашнем задании IХ Подведение итогов урока. Ход урока: I Организационный этап. - приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. II Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация опорных знаний). (Флипчарт, страница 2). 1. Что такое информация? 2. Какие действия человек совершает с информацией? 3. Как человек хранит информацию? 4. Какие современные носители информации вы знаете? III Постановка задачи. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, что все мы являемся секретными агентами. Представьте, что вы – молодые разведчики. Агенты секретных служб должны добывать информацию и передавать ее своему руководству. Практически всегда эта информация бывает очень ценной и секретной. На доске записана следующая информация: (Флипчарт, страница 3). Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Учащиеся: Набор букв. Учитель: На самом деле на доске записано некоторое закодированное послание, которое мы должны расшифровать. Для этого необходимо постичь искусство кодирования информации. Целью нашего урока является изучение способов кодирования и декодирования информации. IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Информация передается в виде сигналов. Когда мы разговариваем с другими людьми, то улавливаем звуковые сигналы. Если мы смотрим в окно, наш глаз принимает световые потоки. Световой поток – это тоже сигнал. А как же информация хранится? Для того чтобы информацию сохранить, ее необходимо закодировать. Любая информация всегда хранится в виде кодов. Код – это система условных знаков для представления информации. Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов. Эти символы всем знакомы – они называются буквами. И система такого кодирования тоже известна всем – это азбука (Флипчарт, страница 4). Жители других стран те же самые слова пишут по-другому – у них своя азбука. В некоторых странах вместо букв используют иероглифы (Флипчарт, страница 5). Можно кодировать и звуки. С такой системой кодирования мы тоже знакомы – это ноты (Флипчарт, страница 6). С целью засекречивания информации применяется ее кодирование. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации. Существуют три основных способа кодирования информации (Флипчарт, страница 7): - графический – с помощью специальных рисунков или значков; - числовой – с помощью чисел; - символьный – с помощью символов того же алфавита. Давайте рассмотрим наиболее известные системы кодирования (Флипчарт, страница 8-11). V. Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления новых знаний и способов действий. Учитель: А сейчас, мы переходим к нашему соревнованию. Давайте разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана. За каждое задание команда получает определенные баллы. В соревновании победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Задание 1. (Флипчарт, страница 13) Дана кодовая таблица флажковой азбуки. Старший помощник сдает экзамен капитану. Помогите ему прочитать следующий текст. Задание 2. (Флипчарт, страница 14). Дана кодовая таблица азбуки Морзе. Расшифруйте следующий текст: ••- ---• • -• -••- • -•• •- - •-• ••- -•• -•- ••• ••-• •- •-- • •-- • -•• ••- - Задание 3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: 1 команда – ИНФОРМАТИКА. 2 команда – КЛАВИАТУРА. После выполнения задания команды обмениваются полученным результатам и расшифровывают слова. Задание 4. (Флипчарт, страница 15) Декодирование слов по номерам букв. 1 команда: Слово, Принтер, Мышь. 2 команда: Буква, Сканер, Текст. Задание для капитанов. Настало время проявить себя капитанам команды команд. За 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты сообщений и способы их кодирования. 1 команда: КМХПСНБЧКА (Информация). 2 команда: ЛПНРЫЯУЁС (Компьютер). VI Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности; рецензирование ответов учащихся. VII Этап коррекции знаний и способов действий Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действий в рамках изученной темы. VIII Этап информации о домашнем задании Закодируйте любимое стихотворение в наиболее понравившейся вам системе кодирования VI Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Учитель: Необходимо определить, какая же команда агентов стала лучшей в своем деле. По подсчетам баллов стала лучшей команда________________! Молодцы, ребята! Приложения. Карточка 1. Флажковая азбука. Карточка 2. Азбука Морзе. Задание: ••- ---• • -• -••- • -•• •- - •-• ••- -•• -•- ••• ••-• •- •-- • •-- • -•• ••- - Карточка 3. 1 команда – ИНФОРМАТИКА. Карточка 3. 2 команда – КЛАВИАТУРА. Карточка 4. «Буква алфавита и её порядковый номер» А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Щ-26 Ш-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 Название команды №1: ___________________________________________________ Капитан:__________________________________________ Участники команды: ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Задание №1 ___________________________________________________ БАЛЛЫ _____________________ Задание №2 БАЛЛЫ _____________________ Задание №3 ___________________________________________________ БАЛЛЫ _____________________ Задание №4 ___________________________________________________ БАЛЛЫ _____________________ Конкурс капитанов ___________________________________________________ БАЛЛЫ _____________________ ИТОГО: ___________________________________________________
|