Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика |
[ Скачать с сервера (42.0 Kb) ] | 2011-12-02, 12:10 PM |
Тема: Операторы управления. [/b] Цель урока: Обучающая: ознакомить обучающихся с правилами оформления операторов управления, научиться использовать их при решении задач; Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память в процессе решения задач; Воспитывающая: воспитывать культуру работы с программами. Тип урока: изучение нового материала. Возраст учащихся: 9 класс. Программное обеспечение: компилятор Free Pascal 2.4.0. Дидактический материал: карточки с заданиями. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Актуализация опорных знаний. Информационный диктант. Выполняется обучающимися в тетради. 1. Запишите структуру программы на языке Паскаль. 2. Запишите оператор присваивания. 3. Запишите оператор вывода данных. 4. Запишите оператор ввода данных. 5. Запишите знак, которым заканчивается ввод оператора. Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Учитель озвучивает правильные ответы. 3. Изучение нового материала. В жизни часто приходится действовать в зависимости от обстоятельств, от каких-то условий. Но если в жизни мы часто ищем выход из ситуации только тогда, когда попали в неё, в программе необходимо предусмотреть все действия которые необходимо выполнить после проверки условия, как в случае его выполнения, так и в случае невыполнения. Чтобы изменять последовательность выполнения различных частей программы, применяют условный оператор. Условный оператор позволяет выполнять или пропускать операторы программы в зависимости от некоторого условия. Условный оператор может иметь две формы: Полная форма оператора IF условие THEN оператор_1 ELSE оператор_2; Неполная форма оператора IF условие THEN оператор; Если перевести на русский язык английские слова то получим: ЕСЛИ условие ТОГДА оператор_1 ИНАЧЕ оператор_2; или ЕСЛИ условие ТО оператор; В качестве условия применяют операции сравнения: =, <>, <=, >=, <, >. Слева и справа от знака сравнения записывают арифметические выражения. Например, оператор If x<>0 then z:=y/x еlse write('Ошибка!'); присвоит переменной Z значение частного y/x, если x<>0, в противном случае высветит на экране слово "Ошибка!". Составной оператор. В некоторых случаях после слов THEN и ELSE надо выполнить не один оператор, а несколько. Тогда эти операторы заключаются в так называемые операторные скобки, где BEGIN - открывающая скобка, END - закрывающая скобка. Все операторы находящиеся внутри операторных скобок называются составным оператором. Перед словом ELSE точка с запятой никогда не ставится. Формат команды: BEGIN оператор; оператор; ... оператор END; Например: If a<b then begin R:=a; A:=b; B:=r; End. После выполнения такого оператора в переменной А будет большее, а в переменной В - меньшее из двух значений, находившихся там ранее. В качестве выполняемого в условном операторе действия может быть другой условный оператор. Например: If sqr(x)+sqr(y)>1 then If x>y then z:=0 Else z:=1; При такой форме записи со сдвигом вправо для каждого внутреннего действия, легко понять, к какому из двух слов IF относится слово ELSE. 4. Закрепление нового материала. Рассмотрим пример программы с использованием условного оператора. Пусть для двух целых чисел надо определить, являются они четными или нет. Для проверки четности используем условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0. Program prim_1; Var a,b:integer; Begin Write('введите два целых числа'); Readln(a,b); If a mod 2 = 0 then Writeln (' а - четное ') Else Writeln (' a - нечетное '); If b mod 2 = 0 then Writeln (' b - четное ') Else Writeln (' b -нечетное '); Readln; End. Задания для работы в группах. Учитель формирует три группы для решения предложенных задач (в каждой группе по одной задаче). Затем осуществляется взаимная работа между группами. 1. Дано число. Написать программу, которая в случае, если число положительное выводит сообщение «положительное», в противном случае «отрицательное» 2. Ввести два числа. Напечатать сначала меньшее, затем большее из них. 3. Даны числа x и y. Вычислите число z= x+y, если x<=y, и z=1 - х + y в противном случае Проблемная задача. Проверить, можно ли построить треугольник по данным сторонам. 5. Домашнее задание. Учебник 9 класс, стр. 86 задание 10, составить блок-схему. Напишите программу нахождения наибольшего из трех чисел. 6. Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше мнение. 7. Итог урока. Используемые источники. 1. http://pascal.proweb.kz/index.php?page=245 2. http://festival.1september.ru/articles/510586/ 3. Бурибаев Б.и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учебник 9 класс. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2009. 4. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.:БХВ-Петербург, 2005.-стр73-78. | |
Просмотров: 1775 | Загрузок: 213 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|