Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Типы данных в языке программирования Turbo Pascal
[ Скачать с сервера (46.0Kb) ] 2014-01-06, 9:06 PM
Типы данных в языке программирования Turbo Pascal

Цели урока:

Обучающие цели:
1. закрепить навыки использования операторов ввода-вывода и присваивания;
2. ввести понятие константы и переменной;
3. познакомить с различными типами данных;
4. ввести понятие идентификатора;
5. правила записи идентификаторов;
6. научить учащихся работе с меню программы Turbo Pascal.

Воспитательные цели:
1. Воспитывать умение логически мыслить;
2. делать самостоятельные выводы;
3. анализировать новый материал;
4. создавать информационную модель задачи.

Учащиеся должны знать:
1. операторы ввода-вывода и присваивания;
2. понятие константы и переменной;
3. различные типы данных;
4. понятие идентификатора;
5. правила записи идентификаторов;
6. основные пункты меню программы Turbo Pascal.

Учащиеся должны уметь:
1. использовать операторы ввода-вывода и присваивания;
2. отличать константы от переменных;
3. использовать различные типы данных;
4. пользоваться основными пунктами меню программы Turbo Pascal.

План урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Проверочная работа.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление пройденной темы.
5. Лабораторная работа (Проводится при наличии времени. Требует 2 урока. Разработка предлагается далее)
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Постановка целей урока
Учитель (во время раздачи дидактических материалов и листочков для ответов): На этом уроке мы должны проверить то, как вы усвоили материал прежнего урока и изучить новую тему. Сейчас вам раздадут тестs, вы должны на листочках внести свою фамилию и рядом с номером вопроса проставлять букву правильного ответа. На выполнение данной работы вам предоставляется 10 минут.

2. Проверочная работа
Тест по теме «Элементы окна Turbo Pascal »
I вариант

3. Сообщение нового материала
Материал, который мы должны усвоить на этом уроке, очень большой по объему. Стоит обратить внимание учеников на то, что один из типов данных мы уже использовали. Но для того, чтобы производить сложение, вычитание и др. операции, необходимо использовать другие типы данных.
Жирным шрифтом выделены те типы данных, которые мы будем использовать чаще всего.
На объяснение этой части не должно уйти более 5 минут.
Целый тип (основная категория) Целый тип (общая категория)
(не зависит от разрядности процессора и ОС) ( зависит от разрядности процессора и вида ОС)


Вещественный тип (дробные)
ТИП ДИАПАЗОН Количество цифр

real 2,9*10-39…1,7*10+38 11-12
single 1,5*10-45…3,4*10+38 7-8
double 5*10-324…1,7*10+308 15-16
extended 3,4*10-4932…1,1*10+4932 19-20

Логический

ТИП ДИАПАЗОН ЗНАЧЕНИЕ

Boolean true истина
false ложь

Символьный тип

char Ansi – символы (общая категория)
ansichar Ansi - символы
widechar Unicode - символы

Строковый тип

shortstring или string Строка длинною до 255 символов
longstring Строка, ограниченная только объёмом оперативной памяти
widestring Тоже, что и longstring, но кодируется в Unicode - символах

После того, как решение данного примера будет разобрано, учитель показывает ученикам способы сохранения данных на диск, открытия ранее созданного файла и т.д. Рекомендуемый порядок:
1. Повторим, как можно запустить программу: Run -> Run

2. Как можно просмотреть результат выполнения программы: Debug -> User screen
3. Но правильность работы программы можно просто проверить не запуская ее на исполнение: Compile -> Compile
4. Сохраним файл, который только что создали: File -> Save
Компьютер предложил ввести имя. Оно может быть любым (числа, русские буквы и т.д., но воспримет он только первые восемь символов).
5. Если мы внесли изменения, то достаточно нажать на File -> Save и ЭВМ пересохранит файл под тем же именем. Проделаем эту операцию.
6. Если мы хотим сохранить файл под другим именем, то необходимо выбрать File -> Save as.. Проделываем.
7. Закрываем файл: Windows -> Close
8. Откроем файл, который только что создавали: File -> Open
9. Откроем окно для нового документа: File -> New
10. Поместим в это окно любой другой файл: File -> Open
11. Перейдем из одного окна в другое: Windows -> Next

4. Закрепление пройденной темы.

Для учащихся, которые не справляются с заданиями объяснения проводятся на доске, сильные ученики пытаются выполнить задания самостоятельно.

5. Лабораторная работа (Проводится при наличии времени. Требует 2 урока. Разработка предлагается далее)

Задания:
I уровень:
Составить программу, которая вычислит площадь прямоугольника. Примерный вид экрана приведен ниже. Жирным шрифтом выделены данные, которые вводятся во время работы программы.
Программа вычисления площади прямоугольника
Введите 1 сторону:
2
Введите 2 сторону:
3
Площадь равна 6

Program S1;
var
A,B,Proizved:integer;
Begin
Writeln (' Введите 1 сторону:');
Readln(A);
Writeln ('Введите 2 сторону:');
Readln(B);
Proizved:=A*B;
Write('Площадь равна ',Proizved);
end.
II уровень:
2. Составьте программу, вычисляющую сумму трех целых чисел.

Program S2;
var
A,B, С,Summa:integer;
Begin
Write('Введите значение целого числа А>');
Readln(A);
Write('Введите значение целого числа В>');
Readln(B);
Write('Введите значение целого числа В>');
Readln(С);
Summa:=A+B+С;
Write('Сумма равна ',Summa);
end.

III уровень:

Составьте программу подсчета размера оплаты за электроэнергию по введенным значениям расхода электроэнергии и тарифа (тариф — стоимость 1 кВт/ч).
Программа вычисления стоимости электроэнергии
Введите стоимость 1 кВт/ч:
4
введите первоначальные показания счетчика в кВт/ч:
6
введите конечные показания счетчика в кВт/ч:
11
За израсходованные 5 кВт/ч необходимо внести оплату в размере 20 тенге.

Program S3;
var
A,B, С, S, Sh: integer;
Begin
Writeln (' Программа вычисления стоимости электроэнергии ');
Write('Введите стоимость 1 кВт/ч: ');
Readln(A);
Write('Введите первоначальные показания счетчика в кВт/ч:');
Readln(B);
Write('Введите конечные показания счетчика в кВт/ч: ');
Readln(С);
S:=C-B;
Sh:=А*S;
Writeln (' За израсходованные', S 'кВт/ч необходимо внести оплату в размере ', Sh, 'тенге.');
end.

6. Домашняя работа:

Теоретическая часть: прочитать
выучить (меню программы)

Практическая часть: Составьте программу, которая вычислит произведение двух чисел.
Program ооо;
var
A,B, С:integer;
Begin
Write('Введите значение целого числа А>');
Readln(A);
Write('Введите значение целого числа В>');
Readln(B);
С:=А*В;
Write('Произведение равно ',С);
end.
Категория: Информатика | Добавил: aminamalika
Просмотров: 415 | Загрузок: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru