Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Для учителя информатики - Тематическое (поурочное) планирование курса Информатика 6 класс
[ Скачать с сервера (480.0Kb) ] 2014-01-27, 11:08 AM
Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации.
Цели урока:
• образовательные – сформировать представление о действиях с информацией (об информационных процессах), дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;
• развивающие – формирование интереса к предмету; развитие познавательных интересов; формировать потребность в обучении и саморазвитии;
• воспитательные – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: объяснение нового материала, беседа, рассказ.
Форма работы учащихся: индивидуальная работа.
Оборудование :
• ПК,
• проектор,
• компьютерная презентация.
Основные понятия:
• действия с информацией (информационные процессы);
• хранение информации,
• носитель информации.
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация изученного материала – 7 мин.
3. Изучение новой темы – 25 мин.
4. Рефлексия – 10 мин.
5. Домашнее задание – 1 мин.
6. Оценки за урок – 1 мин.
Ход урока

I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я очень рад вас всех видеть. Вы пришли получать новые знания. Но сначала я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. И предлагаю это сделать с помощью цветка «Ромашка». Условия цветка такие: на экране будут последовательно появляться вопросы, на которые нужно ответить, а ответы записать на ваших цветочках.
II. Актуализация изученного материала.
Ромашка 5 вопросов
1) Заполнить ромашку «Информация».

III. Изучение нового материала.
Цель урока: иметь представление о действиях с информацией, а также о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации.
- Сегодня на уроке мы должны систематизировать наши знания о том, какие действия можно совершать с информацией. Давайте попробуем их перечислить. (Получать, хранить, обрабатывать, передавать…)
Если учащиеся затрудняются ответить учитель задает вопросы:
- Вы читаете и заучиваете стихотворение наизусть - .. (получение, хранение информации); делитесь впечатлениями о поездке - … (передача информации); решаете задачу - … (обработка информации).
Балалар бүгінгі сабақтың тақырыбы қандай сөзбен байланысты екені ребуста көрсетілген, бірге шешіп көрейік. Аққу, парақ, ат. Иә дұрыс, ақпарат деген сөз,
Откроем тетради, запишем тему сегодняшнего урока: «Ақпаратпен жасалатын әрекеттер. Ақпаратты сақтау. Ақпаратты тасымалдаушылар».
- Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.
Слайд 23. Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.
- Сегодня мы более подробно рассмотрим хранение информации.
Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.
Слайд 24. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.
Слайд 28. Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
- Давайте теперь вместе попробуем ответить на вопрос: «Достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти?»
- А теперь давайте совершим путешествие во времени и узнаем как хранили информацию раньше, и сравним это с тем, как ее хранят теперь.
Носители информации
Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…
Песок, земля, камень – это первые носители информации.
Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?
Слайд 29. Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.
Определение: Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.
В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.
Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов какого-то алфавита (рис.1). Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.
Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и
неудобен для транспортировки.
Камень сменил более легкий носитель- глиняная дощечка (рис.2).
На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки.
Древние носители информации
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.
Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху укладывали второй слой
полосок папируса, но уже в поперечном направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)
Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках( рис.4). Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.
Когда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда данную технологию хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке.
Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:
• во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
• во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
• в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.
Современные носители информации.
Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:
1. легким;
2. долговечным;
3. компактным;
4. удобным для нанесения записей.
В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:
1) бумажный;
2) магнитный;
3) оптический.
1) Бумажные носители информации.
Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д), которые в свою
очередь являются бумажными носителями информации
Вплоть до XV века письма, документы, книги писались вручную. Они хранились в монастырях. Доступ к книгам был ограничен. В качестве инструмента для письма использовались кисточки, перья птиц, позже – металлические перья; изобретались краски, чернила. Книг было очень мало, они считались предметом роскоши.
- Изобретение бумаги явилось ценнейшим открытием. Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны. Давайте, перечислим достоинства бумаги как носителя информации. (Дешевый продукт, прочна и долговечна, очень удобно на ней писать).
- Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации? (Гигантские хранилища крупных библиотек, архивов занимают очень много места; возможность возгорания; нельзя хранить в сыром помещении - подвале). В 1440 г. Немец Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок. С того времени началось книгопечатание.
Первые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7) Перфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде небольших дырочек.



До сегодняшнего дня лист бумаги остается основным носителем информации. Но у него появились «конкуренты». В 1839 г. Была изобретена фотография. Носителями видеоинформации стали фотопленка и фотобумага.
Слайд 25. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
Слайд 26. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.
2) Магнитные носители информации
В 1895 г. Французы братья Люмьер продемонстрировали в Париже первый в мире кинофильм, используя аппарат собственного изобретения. Этот год считается годом рождения кино.
В XX в. В Японии был изобретен магнитофон. Магнитная запись позволяет сохранять звуковую информацию. Видеомагнитофоны позволяют записывать не только звук, но и изображение.
В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой (рис.10), которую называли «Бабина».
Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.
В первых ЭВМ (электронно- вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках (слайд 17- первая ЭВМ)
Слайд 27. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.
В компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :
1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).
(рис.11). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.
2) жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).
3) стриммеры (стрим-картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (рис.13). Внутри данного носителя находится магнитная лента.
3) Оптические носители информации
Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски (рис.20).
Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании -лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.
Различают CD и DVD диски.
Вопросы: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски? (DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).
По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:
• CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д
• CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.
• CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.
Энергонезависимая память - карты flash-памяти и flash-диски. Они не требуют подключения источника электрического напряжения и не имеют движущихся частей, поэтому обеспечивают высокую сохранность данных.
Карта flash-памяти представляет собой большую интегральную схему (БИС), помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для записи и считывания информации с карт памяти используются специальные адаптеры (встроенные в портативные устройства или подключаемые к компьютерам с помощью – USB-разъёма). (слайд 9)
Flash-диск представляет собой БИС памяти, помещённую в миниатюрный корпус и подключается к USB-разъёму компьютера.
Учитель подводит итог урока: «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками».
Слайд 32. Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Елка. Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.
IV. Закрепление изученного материала.
1). Фронтальный опрос теории
Вопросы:
1. Дайте определение носителя информации.
2. Назовите основные виды современных носителей информации
3. Какой информационный процесс рассматривали на уроке?
4. Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)
5. Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)
6. Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.)
7. Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? (Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться)
8. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти. (Достоинство внутренней памяти- быстрота воспроизведения информации, а недостаток- со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти- большие объемы информации хранится долго, а недостаток- для доступа к определенной информации требуется время (например, чтобы подготовить реферат по предмету необходимо найти, проанализировать и выбрать подходящий материал))

2). Практическое задание СИН РУС
3). Практическое задание. Определите вид носителя информации.
На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)
Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.

4). Практическое задание.
Слайд 33. Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).
Слайд 34. А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Если останется время, то можно выполнить дополнительные задания (слайд 38 и 39).

V. Домашнее задание
Творческое задание: «Выскажите свой прогноз о будущем информационных носителей».
VI. Оценки за урок.
Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.
Категория: Информатика | Добавил: Тлеген
Просмотров: 1311 | Загрузок: 187 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru