Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Урок Подпрограммы-процедуры в Pascal.
2014-04-15, 12:51 PM
ИНФОРМАТИКА. УРОК ПО ТЕМЕ «ПОДПРОГРАММЫ В PASCAL»

Бексеитова Бакыт Алтеновна, учитель информатики,
школа-гимназия №17, г.Астана

Тема: Подпрограммы-процедуры
Цель:
Обучающая: дать понятие подпрограммы, рассказать о видах подпрограмм, обучение умению организации подпрограмм процедур
Развивающая: расширение знаний о структуре программы, методах программирования, развитие логического мышления, умений строить алгоритмы и программировать
Воспитательная: воспитание основных учебных умений, интереса к программированию
Тип урока: урок формирования знаний и умений
Вид урока: стандартный урок
Прогнозируемые результаты: уч-ся должны знать определение подпрограммы, знать преимущества использования подпрограмм, уметь организовать процедуру, знать правила соответствия между фактическими и формальными переменными
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор
Программное обеспечение: Turbo Pascal, activ studio
План урока:
I. Организационный момент, целеполагание.
II. Повторение.
III. Подготовка к объяснению новой темы.
IV. Новая тема.
V. Решение задач
VI. Подведение итогов, комментирование оценок.
VII. Инструктаж домашнего задания.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент, целеполагание.
II. Повторение. Устный опрос с использованием флипчарта (стр 1)
- расставить структуру программы по порядку
- что означает каждый раздел программы
procedure …;
uses …;
end.
var …;
oператоры;
program primer1;
function …;
const …;
begin
III. На компьютере запустите TurboPascal, откройте файл 1.pas, выполните запуск программы (программа заранее подготовлена учителем).
uses graph;
var f,g: integer;
begin f:=detect; initgraph(f,g, ‘’);
setcolor(2);
moveto(300,60); lineto(440,460);
lineto(160,460); lineto(300,60);
setfillstyle(1,10); floodfill(300,200,2);
setcolor(4); circle(300,60,10);
setfillstyle(1,4); floodfill(300,60,4);
readln;
end.
В результате запуска программы на экране - изображение елочки.
Устный опрос по программе: назначение операторов графики, использованных в программе.
Постановка проблемы. Украсить елочку (программы 1.рas), выполнив несколько шаров разного цвета в разных местах елочки.
Рассмотрим решение этой задачи без подпрограммы.
Программа получается громоздкой, чем больше шаров, тем больше программа. (флипчарт стр2)
uses graph;
var f,g: integer;
begin f:=detect; initgraph(f,g, ‘’);
setcolor(2);
moveto(300,60); lineto(440,460);
lineto(160,460); lineto(300,60);
setfillstyle(1,10); floodfill(300,200,2);
setcolor(4); circle(300,60,10);
setfillstyle(1,4); floodfill(300,60,4);
setcolor(5); circle(340,200,10);
setfillstyle(1,5); floodfill(340,200,5);
setcolor(1); circle(240,280,10);
setfillstyle(1,1); floodfill(240,280,1);
setcolor(14); circle(380,360,10);
setfillstyle(1,14); floodfill(380,360,14);
setcolor(3); circle(280,140,10);
setfillstyle(1,3); floodfill(280,140,3);
setcolor(15); circle(280,240,10);
setfillstyle(1,15); floodfill(280,240,15);
setcolor(12); circle(240,420,10);
setfillstyle(1,12); floodfill(240,420,12);
readln;
end.
Последовательность одних и тех же операторов встречается несколько раз. Цикл использовать невозможно, т.к. координаты и цвета не являются параметрами цикла.
IV. Для выхода из такой ситуации существуют подпрограммы.
Оформим повторяющиеся операторы в самостоятельную программку со своим именем и своими переменными. Координаты центров окружностей и цвет шаров сделаем переменными величинами. Такую вспомогательную подпрограмму пишут в начале программы в разделе подпрограмм. (Флипчарт – стр 3)
procedure shar(x,y,c:integer);
begin setcolor( c);
circle(x,y,10); setfillstyle(1,c);
floodfill(x,y,c);
end;
Теперь будем вызывать подпрограмму по имени в основной программе, указав лишь координаты и цвет круга.
Программа готова. (флипчарт стр 4)
uses graph;
var f,g: integer;
procedure shar(x,y,c:integer);
begin setcolor( c);
circle(x,y,10); setfillstyle(1,c);
floodfill(x,y,c); readln; end;
begin f:=detect; initgraph(f,g, ‘’);
setcolor(2);
moveto(300,60); lineto(440,460);
lineto(160,460); lineto(300,60);
setfillstyle(1,10); floodfill(300,200,2);
shar(300,60,4); shar(340,200,5);
shar(240,280,1); shar(380,360,14);
shar(280,140,3); shar(280,240,15);
shar(240,420,12);
readln;
end.
Послушаем хорошую песню. Звучит песня Город-мечта. (на экране презентация с видами Астаны и текст песни)
Слова многих песен напоминают структуру программы с подпрограммой. Подпрограммой является Припев.
Давайте сделаем выводы.
Подпрограмма – специальная часть основной программы, составленная в виде отдельной программы с собственным названием, которую можно вызывать в любом месте основной программы сколько угодно раз.
Устно: Для чего нужны подпрограммы?
Может ли в одной программе использоваться несколько подпрограмм?
Подпрограммы делятся на процедуры и функции. Отличаются тем, что результатом выполнения процедуры могут быть значения нескольких переменных, а функции – только одно значение.
Все подпрограммы делятся на стандартные и нестандартные. Флипчарт 7.
Стандартные
Процедуры:
system
crt
graph
dos
и др.
Функции:
abs(x)
sqr(x)
sqrt(x)
и др
Нестандартные
Определенные пользователем

Оформление подпрограммы-процедуры. (Флипчарт – стр 8.)
procedure имя [(список параметров)];
раздел описаний
begin
операторы
end;
Глобальные и локальные параметры. Флипчарт – стр 9.
Локальные параметры записываются в заголовке процедуры и используются в подпрограмме.
Глобальные параметры – это значения или переменные, которые используются и в основной программе и в подпрограмме.
Соответствие между глобальными и локальными параметрами:
1. по количеству
2. по типу
3. по месту следования
V. Закрепление. Написать программу решения задачи: Найти максимальное из 5 чисел.
1 этап. Построение алгоритма (блок-схемы) с использованием блока подпрограммы. Подпрограммой будет являться процедура нахождения максимального из двух чисел.
2 этап. Написание программы.
Назовем процедуру сравнения sravnenie, введем локальные параметры x, y. Получим подпрограмму.
Procedure sravnenie(x,y:real);
Begin if x> y then max:=x else max:=y;
End;
Полное решение задачи
Var a,b,c,d,e,max:real;
Procedure sravnenie(x,y:real);
Begin if x> y then max:=x else max:=y;
End;
Begin readln(a,b,c,d,e);
Sravnenie(a,b); Sravnenie(max,c);
Sravnenie(max,d); Sravnenie(max,e);
Writeln(max:9:2);
Readln;
End.
VI. Подведение итогов:
Что такое подпрограмма?
Какое количество подпрограмм может присутствовать в основной программе?
Назовите виды подпрограмм
Какие параметры называют глобальными?
Какие параметры называют локальными?
Какое соответствие должно соблюдаться между глобальными и локальными параметрами?
Для чего используют подпрограммы, в чем преимущество их использования?
Ответ: Использование п/п позволяет:
• сократить объем программы;
• улучшить структуру программы с точки зрения ее читаемости и наглядности;
• облегчает процесс отладки.
VII. Инструктаж домашнего задания. 1) читать конспект урока
2) Написать программу решения задачи с использованием подпрограммы-процедуры: Даны стороны двух треугольников. Найти площадь и периметр каждого из них.
Категория: Информатика | Добавил: BakytAltenovna
Просмотров: 1325 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 4:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru