Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика |
2014-06-02, 2:36 PM | |
Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечить высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики. Исходя из современных реалий и требований нашего общества, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей следует считать формирование и развитие личности учителя, обладающего творческой индивидуальностью. Творчество будущего учителя предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических и практических умений, видение проблемы в педагогических явлениях, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях. Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность. В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования. Согласно Концепции основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Современный учитель информатики должен обладать базовыми качествами учителя-предметника, к которым относится обучение основам научного мировоззрения, а именно, представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных процессов и информационных технологий в развитии общества. Отличительной особенностью уроков информатики является необходимость подготовить школьников к осуществлению учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации. С другой стороны, учителю информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов самопознания, формирование у школьников нового типа мышления – информационного, оперативного, направленного на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений. Все большее значение приобретает потребность описания качеств личности выпускника высшей школы в терминах компетентностного подхода и определение путей формирования этих качеств. Одним из направлений реформирования европейской и национальных систем высшего профессионального образования является Болонский процесс, в рамках которого провозглашен компетентностный подход к подготовке специалистов и отчетливо прослеживается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция». Не останавливаясь на перечислении существующих определений понятий «компетенция» и «компетентность», будем опираться на определения, сформулированные на основе анализа литературы по данной проблеме (А.А.Андреев, В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Д.А.Махотин, О.Г.Смолянинова, В.Д.Шадриков и другие). Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, имеющая процессуальную направленность и мотивационный аспект, базирующаяся на знаниях, умениях и навыках, проявляющихся в деятельности (реальной или смоделированной). Компетенция – открытая система знаний, умений и навыков, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения и решения реальных жизненно и профессионально важных проблем, с которыми сталкивается человек – носитель компетенции. Для дифференциации понятий «компетенция» и «компетентность» следует опираться на тезис о том, что компетенция представляет собой ресурс, а компетентность – это актуальное проявление такого ресурса в деятельности. Преимущества подготовки учителя с позиции формирования соответствующей профессиональной компетентности заключаются: в усилении практической направленности приобретаемых знаний, умений и навыков, в понимании педагогической деятельности шире, чем только в рамках определенной конкретной профессии, в расширении возможности трудоустройства и круга выполняемых задач, в обеспечении возможности дальнейшего самообразования. В последние годы, наряду с традиционной учебной, воспитательной и развивающей деятельностью, характерной для учителя информатики, появляются новые виды деятельности, предъявляющие к подготовке учителя информатики ряд специфических требований из области управления, – деятельность по управлению обучением учащихся с применением различных методов и средств обучения, деятельность по принятию решений о выборе оптимальных форм и методов обучения сообразно поставленным целям и в соответствии с конкретными условиями обучения, определению целесообразности использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в обучении, координации процессов информатизации в образовательном учреждении. Современному учителю не обойтись без анализа результатов своей деятельности и принятия решений о способах ее совершенствования. Специалист, работающий со школьниками, обязан уметь решать проблемные педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций. Основываясь на приведенных требованиях и тенденциях в подготовке учителей можно говорить о необходимости выделения, формирования и развития управленческих качеств личности учителя, которые являются существенным фактором повышения эффективности обучения информатике и образовательного процесса, в целом, так как позволяют наиболее полно использовать профессионализм педагога. Возвращаясь к понятию «компетентность» и учитывая вышесказанное, можно говорить о целесообразности специальной подготовки в области формирования управленческой компетентности, т.е. о необходимости развития управленческих качеств у учителя, которые обеспечат гарантированный уровень образованности ученика. Однозначно сформулированного определения понятия управленческая компетентность учителя не существует. При этом, по мнению многих исследователей, управленческая компетентность учителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса. Под управленческой компетентностью учителя понимается способность к актуальному проявлению в деятельности базовых и специальных компетенций, в числе которых теоретические и практико-ориентированные знания, умения и навыки в области управления, осуществлению опережающего планирования, моделирования и прогнозирования процессов обучения информатике в школе, эффективному владению методикой преподавания информатики, управлению собственной деятельностью, а также деятельностью учащихся в процессе их обучения отбору и адекватному эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий при обучении информатике, управлению отбором и использованием таких технологий в школе; реализации управленческих функций в процессе обучения информатике через совершенствование индивидуальных личностных качеств учителя; самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области управления, совершенствованию профессиональной компетентности на основе осмысления хода и результатов собственной деятельности. Следует отметить, что некоторые основы формирования управленческой компетентности уже сейчас заложены в существующем курсе «Теория и методика обучения информатике», читаемом студентам педагогических вузов. Однако в таком курсе лишь частично учитываются управленческие компетенции, которые недостаточно реализуют современные требования к деятельности учителя информатики. На формирование и развитие управленческой компетентности будущего учителя информатики большое влияние может оказать специально организованная работа студентов в ходе педагогической практики. Особого внимания требует организация внутришкольного повышения квалификации учителя информатики в области совершенствования методики обучения информатике и эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В условиях системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров необходимо обратить внимание на отсутствие специальных курсов, освещающих вопросы управления информатизацией образования, нацеленных на повышение квалификации учителей и других педагогов, использующих информационные и телекоммуникационные технологии в своей практике. Таким образом, система подготовки учителей информатики в области методики обучения складывается из нескольких значимых взаимосвязанных и взаимозависимых этапов. Это позволяет говорить о необходимости непрерывной и многоуровневой системы подготовки учителей, в рамках которой у учителя информатики может быть сформирована или развита управленческая компетентность. Инновация – это новшество, нововведение, способствующее прогрессирующему движению в развитии учебного заведения в сравнении со сложившимися традициями и массовой практикой. Цель инновационного обучения в достижении высокого уровня интеллектуального, профессионального, личностного и морально – нравственного развития школьника. Основным критерием инновации выступает новизна в осуществлении педагогического процесса. Однако для каждого преподавателя, включающегося в инновационный процесс, важно определить, действительно ли имеет место новизна. Ведь инновационная методика для одного преподавателя может быть действительно новой, в то время как для другого она таковой не является. Одним из важнейших критериев эффективности инноваций в педагогическом процессе является оптимальность. Внедрение инноваций не должно становиться самоцелью, когда есть только одна задача – внедрить какую – либо методику в педагогический процесс. Внедрение любой инновации в педагогический процесс имеет как объективные, так и субъективные ограничения. Объективные ограничения чаще всего связаны с материальными затратами и материальными ресурсами. Субъективные барьеры теснейшим образом связаны с личностью педагога и школьника, с их желанием принять новое, с их интеллектуальным потенциалом. Имеет значение и преподаваемая дисциплина, ее объем, ее место и интерес к ней как у нас в стране, так и в мире.__ Пройдя первый этап курса «Лицом к лицу», я открыла для себя очень многое, прослушав курс лекций по семи модулям, общаясь с коллегами из разных уголков нашей области. Мне стало ясно, что мы должны развивать и воспитывать в наших учениках, творческую, конкурентноспособную личность. Умеющую думать, говорить и принимать самостоятельно решения. Чтобы наши ученики могли сами находить пути решения, проблем, не бояться их решать. В проведенных сериях уроков на практике я старалась применить интегрировано практически все модули, или хотя бы некоторые из них. Но и в тоже время невозможно применять эти модули по отдельности, т.к. они межу собой взаимосвязаны. На мой взгляд, основой урока, являются новые модульные подходы в преподавании и обучении. Если раньше на уроках всегда говорил учитель, то теперь нужно научить детей выходить на диалог не только с одноклассниками, но и на диалог с учителем. Я преподаю в начальных классах и учитель информатики. Если смотреть с точки зрения учителя начальных классов, то этот модуль мы используем всегда на своих уроках. Если же смотреть с точки зрения учителя информатики, то здесь этот модуль использовался частично, не в полной мере. Но, тем не менее, есть такие приемы, которые я открыла для себя - работа в мини группах на уроках математики и русского языка. Ведь это предметы письменные, и готовясь к этим урокам нужно продумывать, как правильно применить диалогическое обучение. Важно правильно подготовить вопросы открытого и закрытого типа, что бы получить ожидаемый результат данного урока. Раньше я слышала о стратегии критического мышления, но в своей работе не применяла. Материал, предоставленный нам на курсах программы «Лицом к лицу» очень заинтересовал меня. Заставил более углубленно подойти к изучению этого модуля. Критическое мышление дает хороший толчок развития мыслительной деятельности учащихся. Передо мной вставали вопросы как правильно его использовать. И тогда я стала дополнительно искать и изучать литературу по критическому мышлению. Для меня открылись различные приемы данной стратеги. В дальнейшем я стала применять критическое мышление на своих уроках, уже независимо от специфики предмета. Это очень интересно. Стал интересен процесс подготовки к урокам, интересно и наблюдение за детьми. Как же они находят пути решения проблемных ситуаций? Отслеживать ход их мыслей. Я не задумывалась, насколько важным на уроке является оценивание. Изучив этот модуль я, конечно же, стала работать над тем, как нужно оценивать детей правильно, оценивать для обучения, а уже потом оценивать обучение. Если у ребенка будет мотивация и стремление учиться, то тогда мы сможем оценить ребенка по его работе. Ведь любое наше формативное обучение очень ценно для наших ребят. Так же к формативному оцениванию нужно привлекать и самих учеников, для того что бы они могли правильно оценивать работу своих сверстников. При оценивании работы детей на уроке, я использовала следующие таблицы для заполнения. С их помощью ученики проводили само и взаимооценку. На уроке информатики я использовала следующий оценочный лист, позволяющий отследить этапы урока: № Вид задания Задание мне уда-лось выполнить Моя цель сегодня на уроке 1 2 3 4 5 6 Так же я использовала таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Очень интересный и не обычный из всех модулей это использование ИКТ. Раньше на своих уроках учителя использовали проигрыватели, лингафонные кабинеты и т.п. Сейчас в эпоху новейших технологий, возможности учителей значительно расширились. Не предполагала, что на уроке можно рационально использовать обычный цифровой фотоаппарат. Сбор фото и видео материала, что значительно облегчает анализ урока. Просмотрев ролик можно увидеть свои ошибки, правильно оценить детей, увидеть то, что ускользнуло от внимания на уроке. Важно обнаружить таланты и способности учащихся и развивать их в процессе обучения . Несмотря на то, что в настоящее время проводится очень много различных региональных, национальных , международных конкурсов и олимпиад. Как указывается в программе «Лицом к лицу» то, что именно «учителя начальных классов должны рассматривать себя в качестве «талантливого наблюдателя», постоянно выявляя проявления способностей или таланта» [1]. В течении своей практики, мне не пришлось столкнуться с талантливыми и одаренными, есть только способные дети и те кто учиться на отлично. Такие ученики как Валерия, Владислав и Адиль, которых я отнесла бы скорее всего к способным ученика. Они же являются лидерами класса, но Владислав авторитетом у своих одноклассников не пользуется. Разбивая класс на группы, получалось так, что в каждой группе был лидер. Работая в группе дети прислушивались к Валерии, Адилю как лидерам, а вот к Владиславу и Татьяне группа относилась отрицательно и негативно. Но в то же время они принимают активное участие в работе. В завершении хотелось бы отметить следующее. Мне понравилось работать по этим модулям. Они настолько взаимосвязаны между собой, постоянно перекликаются. Но для своей работы необходимо определить основной модуль, Для себя я определила основным модулем «Обучение критическому мышлению», так как нужно учить наших малышей говорить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Конечно, будут и трудности, такие, как нехватка времени, боязнь и неумение наших детей говорить, большая и кропотливая подготовка к урокам. Но при желании все трудности могут быть решены. И в первую очередь это зависит от личности учителя, от его желания сделать этот мир хоть чуточку лучше. Список используемой литературы 1. Руководство для учителя, стр. 190 2. .Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: Монография. – Воронеж: Научная книга, 2007. – 215 с. | |
Просмотров: 1356 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|