Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Эффективные подходы к использованию инновационных педагогических технологий, направленных на повышен
2014-06-02, 2:36 PM
Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечить высокий социальный и экономический статус педагога, «выращивать» новые формы практики.
Исходя из современных реалий и требований нашего общества, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей следует считать формирование и развитие личности учителя, обладающего творческой индивидуальностью.
Творчество будущего учителя предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических и практических умений, видение проблемы в педагогических явлениях, понимание ребенка, готовность встать на его позицию, способность к педагогической рефлексии, к критической оценке самого себя в различных планируемых и спонтанно возникающих педагогических ситуациях.
Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность.
В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования. Согласно Концепции основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Современный учитель информатики должен обладать базовыми качествами учителя-предметника, к которым относится обучение основам научного мировоззрения, а именно, представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных процессов и информационных технологий в развитии общества. Отличительной особенностью уроков информатики является необходимость подготовить школьников к осуществлению учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации.
С другой стороны, учителю информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов самопознания, формирование у школьников нового типа мышления – информационного, оперативного, направленного на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.
Все большее значение приобретает потребность описания качеств личности выпускника высшей школы в терминах компетентностного подхода и определение путей формирования этих качеств. Одним из направлений реформирования европейской и национальных систем высшего профессионального образования является Болонский процесс, в рамках которого провозглашен компетентностный подход к подготовке специалистов и отчетливо прослеживается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция».
Не останавливаясь на перечислении существующих определений понятий «компетенция» и «компетентность», будем опираться на определения, сформулированные на основе анализа литературы по данной проблеме (А.А.Андреев, В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Д.А.Махотин, О.Г.Смолянинова, В.Д.Шадриков и другие).
Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, имеющая процессуальную направленность и мотивационный аспект, базирующаяся на знаниях, умениях и навыках, проявляющихся в деятельности (реальной или смоделированной). Компетенция – открытая система знаний, умений и навыков, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения и решения реальных жизненно и профессионально важных проблем, с которыми сталкивается человек – носитель компетенции. Для дифференциации понятий «компетенция» и «компетентность» следует опираться на тезис о том, что компетенция представляет собой ресурс, а компетентность – это актуальное проявление такого ресурса в деятельности.
Преимущества подготовки учителя с позиции формирования соответствующей профессиональной компетентности заключаются: в усилении практической направленности приобретаемых знаний, умений и навыков, в понимании педагогической деятельности шире, чем только в рамках определенной конкретной профессии, в расширении возможности трудоустройства и круга выполняемых задач, в обеспечении возможности дальнейшего самообразования.
В последние годы, наряду с традиционной учебной, воспитательной и развивающей деятельностью, характерной для учителя информатики, появляются новые виды деятельности, предъявляющие к подготовке учителя информатики ряд специфических требований из области управления, – деятельность по управлению обучением учащихся с применением различных методов и средств обучения, деятельность по принятию решений о выборе оптимальных форм и методов обучения сообразно поставленным целям и в соответствии с конкретными условиями обучения, определению целесообразности использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в обучении, координации процессов информатизации в образовательном учреждении. Современному учителю не обойтись без анализа результатов своей деятельности и принятия решений о способах ее совершенствования. Специалист, работающий со школьниками, обязан уметь решать проблемные педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций.
Основываясь на приведенных требованиях и тенденциях в подготовке учителей можно говорить о необходимости выделения, формирования и развития управленческих качеств личности учителя, которые являются существенным фактором повышения эффективности обучения информатике и образовательного процесса, в целом, так как позволяют наиболее полно использовать профессионализм педагога. Возвращаясь к понятию «компетентность» и учитывая вышесказанное, можно говорить о целесообразности специальной подготовки в области формирования управленческой компетентности, т.е. о необходимости развития управленческих качеств у учителя, которые обеспечат гарантированный уровень образованности ученика.
Однозначно сформулированного определения понятия управленческая компетентность учителя не существует. При этом, по мнению многих исследователей, управленческая компетентность учителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.
Под управленческой компетентностью учителя понимается способность к актуальному проявлению в деятельности базовых и специальных компетенций, в числе которых теоретические и практико-ориентированные знания, умения и навыки в области управления, осуществлению опережающего планирования, моделирования и прогнозирования процессов обучения информатике в школе, эффективному владению методикой преподавания информатики, управлению собственной деятельностью, а также деятельностью учащихся в процессе их обучения отбору и адекватному эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий при обучении информатике, управлению отбором и использованием таких технологий в школе; реализации управленческих функций в процессе обучения информатике через совершенствование индивидуальных личностных качеств учителя; самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области управления, совершенствованию профессиональной компетентности на основе осмысления хода и результатов собственной деятельности.
Следует отметить, что некоторые основы формирования управленческой компетентности уже сейчас заложены в существующем курсе «Теория и методика обучения информатике», читаемом студентам педагогических вузов. Однако в таком курсе лишь частично учитываются управленческие компетенции, которые недостаточно реализуют современные требования к деятельности учителя информатики. На формирование и развитие управленческой компетентности будущего учителя информатики большое влияние может оказать специально организованная работа студентов в ходе педагогической практики. Особого внимания требует организация внутришкольного повышения квалификации учителя информатики в области совершенствования методики обучения информатике и эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В условиях системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров необходимо обратить внимание на отсутствие специальных курсов, освещающих вопросы управления информатизацией образования, нацеленных на повышение квалификации учителей и других педагогов, использующих информационные и телекоммуникационные технологии в своей практике. Таким образом, система подготовки учителей информатики в области методики обучения складывается из нескольких значимых взаимосвязанных и взаимозависимых этапов. Это позволяет говорить о необходимости непрерывной и многоуровневой системы подготовки учителей, в рамках которой у учителя информатики может быть сформирована или развита управленческая компетентность.
Инновация – это новшество, нововведение, способствующее прогрессирующему движению в развитии учебного заведения в сравнении со сложившимися традициями и массовой практикой. Цель инновационного обучения в достижении высокого уровня интеллектуального, профессионального, личностного и морально – нравственного развития школьника.
Основным критерием инновации выступает новизна в осуществлении педагогического процесса. Однако для каждого преподавателя, включающегося в инновационный процесс, важно определить, действительно ли имеет место новизна. Ведь инновационная методика для одного преподавателя может быть действительно новой, в то время как для другого она таковой не является. Одним из важнейших критериев эффективности инноваций в педагогическом процессе является оптимальность.
Внедрение инноваций не должно становиться самоцелью, когда есть только одна задача – внедрить какую – либо методику в педагогический процесс. Внедрение любой инновации в педагогический процесс имеет как объективные, так и субъективные ограничения. Объективные ограничения чаще всего связаны с материальными затратами и материальными ресурсами. Субъективные барьеры теснейшим образом связаны с личностью педагога и школьника, с их желанием принять новое, с их интеллектуальным потенциалом. Имеет значение и преподаваемая дисциплина, ее объем, ее место и интерес к ней как у нас в стране, так и в мире.__
Пройдя первый этап курса «Лицом к лицу», я открыла для себя очень многое, прослушав курс лекций по семи модулям, общаясь с коллегами из разных уголков нашей области. Мне стало ясно, что мы должны развивать и воспитывать в наших учениках, творческую, конкурентноспособную личность. Умеющую думать, говорить и принимать самостоятельно решения. Чтобы наши ученики могли сами находить пути решения, проблем, не бояться их решать.
В проведенных сериях уроков на практике я старалась применить интегрировано практически все модули, или хотя бы некоторые из них. Но и в тоже время невозможно применять эти модули по отдельности, т.к. они межу собой взаимосвязаны. На мой взгляд, основой урока, являются новые модульные подходы в преподавании и обучении.
Если раньше на уроках всегда говорил учитель, то теперь нужно научить детей выходить на диалог не только с одноклассниками, но и на диалог с учителем. Я преподаю в начальных классах и учитель информатики. Если смотреть с точки зрения учителя начальных классов, то этот модуль мы используем всегда на своих уроках. Если же смотреть с точки зрения учителя информатики, то здесь этот модуль использовался частично, не в полной мере. Но, тем не менее, есть такие приемы, которые я открыла для себя - работа в мини группах на уроках математики и русского языка. Ведь это предметы письменные, и готовясь к этим урокам нужно продумывать, как правильно применить диалогическое обучение. Важно правильно подготовить вопросы открытого и закрытого типа, что бы получить ожидаемый результат данного урока.
Раньше я слышала о стратегии критического мышления, но в своей работе не применяла. Материал, предоставленный нам на курсах программы «Лицом к лицу» очень заинтересовал меня. Заставил более углубленно подойти к изучению этого модуля. Критическое мышление дает хороший толчок развития мыслительной деятельности учащихся. Передо мной вставали вопросы как правильно его использовать. И тогда я стала дополнительно искать и изучать литературу по критическому мышлению. Для меня открылись различные приемы данной стратеги. В дальнейшем я стала применять критическое мышление на своих уроках, уже независимо от специфики предмета. Это очень интересно. Стал интересен процесс подготовки к урокам, интересно и наблюдение за детьми. Как же они находят пути решения проблемных ситуаций? Отслеживать ход их мыслей.
Я не задумывалась, насколько важным на уроке является оценивание. Изучив этот модуль я, конечно же, стала работать над тем, как нужно оценивать детей правильно, оценивать для обучения, а уже потом оценивать обучение. Если у ребенка будет мотивация и стремление учиться, то тогда мы сможем оценить ребенка по его работе. Ведь любое наше формативное обучение очень ценно для наших ребят. Так же к формативному оцениванию нужно привлекать и самих учеников, для того что бы они могли правильно оценивать работу своих сверстников. При оценивании работы детей на уроке, я использовала следующие таблицы для заполнения. С их помощью ученики проводили само и взаимооценку. На уроке информатики я использовала следующий оценочный лист, позволяющий отследить этапы урока:
№ Вид задания Задание мне уда-лось выполнить Моя цель сегодня на уроке
1
2
3
4
5
6
Так же я использовала таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Очень интересный и не обычный из всех модулей это использование ИКТ. Раньше на своих уроках учителя использовали проигрыватели, лингафонные кабинеты и т.п. Сейчас в эпоху новейших технологий, возможности учителей значительно расширились. Не предполагала, что на уроке можно рационально использовать обычный цифровой фотоаппарат. Сбор фото и видео материала, что значительно облегчает анализ урока. Просмотрев ролик можно увидеть свои ошибки, правильно оценить детей, увидеть то, что ускользнуло от внимания на уроке.
Важно обнаружить таланты и способности учащихся и развивать их в процессе обучения . Несмотря на то, что в настоящее время проводится очень много различных региональных, национальных , международных конкурсов и олимпиад. Как указывается в программе «Лицом к лицу» то, что именно «учителя начальных классов должны рассматривать себя в качестве «талантливого наблюдателя», постоянно выявляя проявления способностей или таланта» [1]. В течении своей практики, мне не пришлось столкнуться с талантливыми и одаренными, есть только способные дети и те кто учиться на отлично. Такие ученики как Валерия, Владислав и Адиль, которых я отнесла бы скорее всего к способным ученика.
Они же являются лидерами класса, но Владислав авторитетом у своих одноклассников не пользуется. Разбивая класс на группы, получалось так, что в каждой группе был лидер. Работая в группе дети прислушивались к Валерии, Адилю как лидерам, а вот к Владиславу и Татьяне группа относилась отрицательно и негативно. Но в то же время они принимают активное участие в работе.
В завершении хотелось бы отметить следующее. Мне понравилось работать по этим модулям. Они настолько взаимосвязаны между собой, постоянно перекликаются. Но для своей работы необходимо определить основной модуль, Для себя я определила основным модулем «Обучение критическому мышлению», так как нужно учить наших малышей говорить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Конечно, будут и трудности, такие, как нехватка времени, боязнь и неумение наших детей говорить, большая и кропотливая подготовка к урокам. Но при желании все трудности могут быть решены. И в первую очередь это зависит от личности учителя, от его желания сделать этот мир хоть чуточку лучше.

Список используемой литературы
1. Руководство для учителя, стр. 190
2. .Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: Монография. – Воронеж: Научная книга, 2007. – 215 с.
Категория: Информатика | Добавил: kusionia
Просмотров: 1356 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 11:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru