Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика |
2014-11-05, 12:27 PM | |
План – конспект урока по теме: «Условный оператор» Класс: 8 Предмет: информатика Тема: Программирование условий. Условный оператор Цели: 1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом; 2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти 3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность Тип урока: Урок новых знаний Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС. План урока: I. Организационный момент II. Мотивация + целеполагание III. Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор» IV. Итоги занятия V. Рефлексия VI. Домашнее задание Ход урока 1. Организационный момент -Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места. 2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее. • Математическая модель: Данные: x, y Результат: • Варианты: Если x=6, y=9, то max=9 Если x=5, y=1, то max=5 Блок-схема: Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы: • 1 строка заголовка Program IMYA; • 2 раздел описания переменных Var x, y: integer; • 3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End. Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды. 1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name) 2. Как записывается раздел описания переменных? Var 3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? Целые и вещественные 4. Как записывается оператор присваивания? := 5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln) Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу: Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом: Программа: • Program maximalnoe; • Var x, y, max: integer; • Begin • Writeln (‘Введите два числа’); • Readln (x, y); • if x>=y then max:=x else max:=y; • Writeln (‘наибольшее = ’,max); • End. 3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим : - Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется. - В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else На алгоритмическом языке На языке программирования нач если условие то серия 1 иначе серия 2 кон If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> If <условие выражения> then <оператор> - Если значение условия true, то есть условие выполняется, тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется - Если значение условия false, то есть условие не соблюдается, то выполняется оператор 2, а оператор 1 не выполняется. Логическое выражение: • Простой формой логического выражения является операция отношения: – < меньше, – > больше, – <= меньше или равно, – >= больше или равно, – = равно, – <> не равно. • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций: – not логическое отрицание (НЕ), – and логическое умножение (И), – or логическое сложение (ИЛИ), – xor исключающее ИЛИ • Порядок действий: • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений. • Операторные скобки: • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end • Конструкция такого вида: Begin <последовательность операторов> end относится к составным операторам. • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом. В качестве примера рассмотрим следующую задачу: Задача 1: Y= x+2, x<0 x2 , x>0 Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x<0 then y:=x+2; If x>0 then y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End. Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x<0 then y:=x+2; Else y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End. Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать. Program zadacha; Var a,b: real; Begin Write (‘введите возраст’); Read (a); If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’); End. Составление программ на ПК (самостоятельно) Задача 1: x2 , x>2 Y= 4, x<2 Задача 2: Написать программу деления 2-х чисел ( с проверкой деление на 0 ). Решение: Задача 3: Написать программу определения четности числа. Решение: Задача 4: Написать программу определения является ли пользователь совершеннолетним. Решение: Закрепляющее тестирование (см. приложение) 1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется... A. разветвляющимся B. циклическим C. следования D. линейным E. процедурным 2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как... A. если B. тогда C. иначе D. ввод E. условие 3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как... A. если B. тогда C. иначе D. ввод E. условие 4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как... A. если B. тогда C. иначе D. ввод E. условие 5. Укажите правильный вариант использования условного оператора. A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end; B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>; C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end; D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ; E. IF <условие> THEN <серия операторов 1> 6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления. A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end; B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>; C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end; D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>; E. THEN <условие> IF <серия операторов 1> 4. Итог урока. Выставление оценок. 5. Рефлексия - Какая тема была Вам предложена для изучения? - Какие трудности у Вас возникли с написанием программ? 6. Домашнее задание Задачи для домашнего решения: Уровень А 1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ Уровень В 1. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ 2. Является ли число делителем числа А ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ Уровень С 1. Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ 2. Поместится ли круг в квадрат ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ | |
Просмотров: 996 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|