Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Разработки уроков.
2014-11-05, 12:27 PM
План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
Класс: 8
Предмет: информатика
Тема: Программирование условий. Условный оператор
Цели:
1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;
2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность
Тип урока: Урок новых знаний
Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.
План урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация + целеполагание
III. Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»
IV. Итоги занятия
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.
2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу

Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

• Математическая модель:
Данные: x, y

Результат:

• Варианты:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то max=5

Блок-схема:

Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:
• 1 строка заголовка Program IMYA;
• 2 раздел описания переменных Var x, y: integer;
• 3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.
Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных? Var
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания? :=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln)

Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:
Программа:
• Program maximalnoe;
• Var x, y, max: integer;
• Begin
• Writeln (‘Введите два числа’);
• Readln (x, y);
• if x>=y then max:=x else max:=y;
• Writeln (‘наибольшее = ’,max);
• End.
3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :
- Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.
- В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else

На алгоритмическом языке На языке программирования
нач
если условие
то серия 1
иначе серия 2
кон If <условие>
then <оператор 1>
else <оператор 2> If <условие выражения>
then <оператор>

- Если значение условия true, то есть условие выполняется,
тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется
- Если значение условия false, то есть условие не
соблюдается, то выполняется оператор 2,
а оператор 1 не выполняется.
Логическое выражение:

• Простой формой логического выражения является операция отношения:
– < меньше,
– > больше,
– <= меньше или равно,
– >= больше или равно,
– = равно,
– <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
– not логическое отрицание (НЕ),
– and логическое умножение (И),
– or логическое сложение (ИЛИ),
– xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:
• Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

• Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.

• Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:

Y= x+2, x<0
x2 , x>0



Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
If x>0 then y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
Else y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.
Program zadacha;
Var a,b: real;
Begin
Write (‘введите возраст’);
Read (a);
If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else
If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);
End.
Составление программ на ПК (самостоятельно)
Задача 1:

x2 , x>2
Y=
4, x<2

Задача 2: Написать программу деления 2-х чисел ( с проверкой деление на 0 ).
Решение:
Задача 3: Написать программу определения четности числа.
Решение:
Задача 4: Написать программу определения является ли пользователь совершеннолетним.
Решение:
Закрепляющее тестирование (см. приложение)
1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется...
A. разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;
B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>
6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;
B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>;
E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>

4. Итог урока. Выставление оценок.
5. Рефлексия
- Какая тема была Вам предложена для изучения?
- Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?
6. Домашнее задание
Задачи для домашнего решения:
Уровень А

1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень В
1. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

2. Является ли число делителем числа А
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Уровень С
1. Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

2. Поместится ли круг в квадрат
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Категория: Информатика | Добавил: Tatyana67
Просмотров: 373 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru