Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Разработки уроков.
2014-11-05, 12:27 PM
План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
Класс: 8
Предмет: информатика
Тема: Программирование условий. Условный оператор
Цели:
1. дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;
2. способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
3. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность
Тип урока: Урок новых знаний
Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.
План урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация + целеполагание
III. Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»
IV. Итоги занятия
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.
2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу

Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.

• Математическая модель:
Данные: x, y

Результат:

• Варианты:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то max=5

Блок-схема:

Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:
• 1 строка заголовка Program IMYA;
• 2 раздел описания переменных Var x, y: integer;
• 3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.
Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных? Var
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания? :=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln)

Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:
Программа:
• Program maximalnoe;
• Var x, y, max: integer;
• Begin
• Writeln (‘Введите два числа’);
• Readln (x, y);
• if x>=y then max:=x else max:=y;
• Writeln (‘наибольшее = ’,max);
• End.
3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :
- Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.
- В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else

На алгоритмическом языке На языке программирования
нач
если условие
то серия 1
иначе серия 2
кон If <условие>
then <оператор 1>
else <оператор 2> If <условие выражения>
then <оператор>

- Если значение условия true, то есть условие выполняется,
тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется
- Если значение условия false, то есть условие не
соблюдается, то выполняется оператор 2,
а оператор 1 не выполняется.
Логическое выражение:

• Простой формой логического выражения является операция отношения:
– < меньше,
– > больше,
– <= меньше или равно,
– >= больше или равно,
– = равно,
– <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
– not логическое отрицание (НЕ),
– and логическое умножение (И),
– or логическое сложение (ИЛИ),
– xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:
• Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end

• Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.

• Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:

Y= x+2, x<0
x2 , x>0



Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
If x>0 then y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘x’);
Read (x);
If x<0 then y:=x+2;
Else y:=sqr (x);
Write (‘y=’,y);
End.
Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.
Program zadacha;
Var a,b: real;
Begin
Write (‘введите возраст’);
Read (a);
If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else
If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);
End.
Составление программ на ПК (самостоятельно)
Задача 1:

x2 , x>2
Y=
4, x<2

Задача 2: Написать программу деления 2-х чисел ( с проверкой деление на 0 ).
Решение:
Задача 3: Написать программу определения четности числа.
Решение:
Задача 4: Написать программу определения является ли пользователь совершеннолетним.
Решение:
Закрепляющее тестирование (см. приложение)
1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется...
A. разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;
B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>
6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;
B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>;
E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>

4. Итог урока. Выставление оценок.
5. Рефлексия
- Какая тема была Вам предложена для изучения?
- Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?
6. Домашнее задание
Задачи для домашнего решения:
Уровень А

1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень В
1. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

2. Является ли число делителем числа А
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Уровень С
1. Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

2. Поместится ли круг в квадрат
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Категория: Информатика | Добавил: Tatyana67
Просмотров: 996 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 7:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru