Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках Информатики
[ Скачать с сервера (65.5Kb) ] 2015-01-16, 2:41 PM
«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках Информатики»

Подготовил: преподаватель информатики и вычислительной техники Банахович Д.С.

Банахович Денис Сергеевич – преподаватель информатики и вычислительной техники Сарканского гуманитарного колледжа. Педагогический стаж – 5 лет. Образование – высшее, закончил в 2014 году Академию экономики и права им. У.Жолдасбекова по специальности «Информационные системы». Курсы повышения квалификации – 2013 год, тема «Инновации в учебно-воспитательном процессе технического и профессионального образования»; 2014 год, Национальный открытый университет «Интуит», темы: «Microsoft Word 2007», «Microsoft Excel 2007».

Активизация учебной деятельности на уроках относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся колледжа.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.
На своих уроках направляю учебную деятельность на достижение следующих целей:
• РАЗВИТИЕ умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств.
• ФОРМИРОВАНИЕ основных знаний по компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
• ОВЛАДЕНИЕ практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в повседневной жизни
Главная цель педагогической работы – научить каждого учащегося использовать компьютерную технику в его будущей профессиональной деятельности, дать возможность каждому получить необходимые ему образовательные услуги высокого качества. Ведь под понятием грамотный специалист в настоящее время понимается не только теоретические знания и практические умения по своей специальности, но и владение компьютерной техники на уровне пользователя.
Активизация учебно-познавательной деятельностью учащихся достигается с помощью реализации следующих этапов управления:
1. Выбор и определение целей;
2. Изучение индивидуальных способностей учащихся;
3. Годовое и поурочное планирование;
4. Реализация планов через ведение учебной и внеучебной деятельности;
5. Прямые-обратные связи в процессе работы;
6. Корректирование знаний, умений и навыков учащихся;
7. Завершение работы и подведение итогов.
Основные цели реализации методической проблемы – Активизация учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроках, заключаются в следующем:
1. Достижение 100 % успеваемости учащихся по предмету.
2. Реализация целей обучения и воспитания всеми воспитанниками на каждом уроке.
3. Формирование устойчивого интереса к учебе.
4. Формирование самоконтроля, самокоррекции.
5. Обеспечение высокого уровня творческой деятельности учащихся.
6. Создание системы мониторинга развития учащихся.
Для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности необходимо развивать познавательные процессы учащихся на каждом занятии. С этой целью на своих уроках использую личностно-ориентированный подход в обучении, инновационные технологии образования: модульное обучение, деловые игры, метод группового проекта, урок-презентация и другое. Использование метода многоуровневой дифференциации в урочной деятельности позволяет полностью раскрыть потенциал учащихся, дает более полную информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, позволяет ликвидировать пробелы знаний по пройденной теме.
Изучив передовой педагогический опыт по данной проблеме, определил основные принципы организации урока информатики, обеспечивающие высокую степень активности познавательной деятельности учащихся. Главные из них:
• широкое применение инновационных технологий в обучение,
• высокая автономность работы учащегося за компьютером,
• активное использование мультимедийных средств,
• создание одновременно дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Главной своей задачей считаю не только формирование у учащихся определенного набора знаний, но и пробуждение их стремления к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.
При подготовке к урокам придерживаюсь следующих рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
Тщательно продумываю структуру урока, какими видами деятельности займутся учащиеся. Урок информатики в этом смысле имеет свою специфику: учащиеся при работе с компьютером быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.
Основные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке информатике:
• Тестовые задания;
• Уроки – презентации;
• Кроссворды, сканворды;
• Уроки – игры;
• Интерактивные задания;
• Тематические семинары;
Пробуждает интерес к учебной деятельности, учит анализировать свою деятельность рефлексия, которую провожу после изучения определенного блока учебной программы по заранее подготовленным вопросам:
1. Как вы считаете, ваши возможности были реализованы во время проведения уроков по данной теме?
2. Багаж ваших знаний был достаточным для выполнения практических заданий?
3. Какие проблемные ситуации возникали во время выполнения заданий? и другие…
Анализ рефлексивной деятельности выявил, что в большинстве случаев у учащихся повышаются мотивация к изучению дисциплины, интерес к предмету, уровень самоподготовки, формируется критическое мышление и творческая активность.
Чтобы разнообразить уроки информатики, учащиеся самостоятельно готовят проекты – задания на такие темы:
• Из истории вычислительной техники;
• Поисковые информационные системы в Интернете;
• Какие растения нужно выращивать в кабинете информатики;
• Болезни, приобретаемые при работе на компьютере;
• История происхождения символа «@».
Готовя сообщения, учащиеся работают с разными источниками: энциклопедиями, книгами, берут информацию из журналов и газет, то есть учатся самостоятельно добывать нужную информацию.
Одна из главных задач педагога – повысить мотивацию обучения учащихся. Формула «Играя, обучай и воспитывай» основана на методах известных педагогов и не потеряла своей актуальности в современном процессе обучения, а приобрела новые способы и методы реализации. Когда позволяет тема урока, я включаю в план игры, которые помогают не только лучше усвоить материал, но и разрядить обстановку. Используя игровые формы на своих уроках, придаю образовательному процессу особый эмоциональный фон: «Аукцион», «Поле чудес», «Своя игра». Большой интерес вызывает у учащихся проведение интеллектуальных игр: «Лидер 21 века», «Город будущего», «Турнир знатоков», «О, счастливчик!» – вот неполный перечень используемых мною в учебном процессе вариантов проводимых уроков. На таких занятиях присутствует атмосфера раскованности, свободы, творческой деятельности каждого учащегося.
Свойственную учащимся колледжа активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении использую для дополнительной мотивации учебной работы. На обычном уроке затрачивается много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учащихся, с применением инновационных технологий эти процессы для воспитанников естественны. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий играет положительную роль при активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Одним из этапов повышения качества обучения является самостоятельная исследовательская работа учащихся. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся проводятся не только на учебных занятиях, но и во внеучебное время. На первом этапе учащиеся готовят доклады, сообщения, рефераты, подбирают материал. В таких случаях можно использовать такие формы: мини-исследования, презентации, семинары, конференции, конкурсы.
Для обеспечения активной деятельности, развития познавательного интереса к предмету на факультативных занятиях проводим дистанционные конкурсы и олимпиады, в ходе которых раскрывается не только интеллектуальный, но и творческий потенциал каждого учащегося.
Вот определенные результаты участия в дистанционных мероприятиях:
дата Название мероприятия результат
2013 год Международный дистанционный конкурс «Вычислительная техника в картинках», посвященном Дню информатике Диплом победителя (Пищугин А.) – 1 место,
Грамота за подготовку победителя руководителю
2013 год XIV Международный конкурс компьютерной графики и художественного фото Диплом лауреата 2 степени (Жумагазиев К.)
Диплом лауреата 3 степени (Кундузбаева Т.)
2014 год Международный дистанционный конкурс по Информатике проекта «Новый урок» Диплом победителя 1 степени – 5 человек,
Диплом победителя 2 степени – 1 человек
Свидетельство и благодарность руководителю
2014 год Международный интернет проект «Диалог культур», фото конкурс «Мир твоими глазами» Сертификат участника
Благодарственное письмо руководителю
2014 год Международная дистанционная олимпиада по Информатике сайта «Инфоурок» Сертификаты участников 12 человек,
Свидетельство и благодарность руководителю
2014 год Международная дистанционная олимпиада по Информатике и ИКТ сайта «Интеллектум» Дипломы победителей 3 степени (Пищугин А., Галлямов А.), диплом педагога, подготовившего победителя
Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других дисциплин и пробуждает дополнительный интерес к их изучению, укрепляет межпредметные связи, формирует у учащихся системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Приемы, которые я применяю на уроках информатики, помогают мне скорректировать работу учащихся на уроках информатики, создать доброжелательную обстановку, сделать уроки динамичными.
Перечисленные принципы организации уроков позволяют обеспечить для большинства учащихся переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в колледже в будущем даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым учащимися.
На любом занятии происходит не только передача знаний от обучающего к обучающимся, а, прежде всего, организация познавательной деятельности, включая самого преподавателя, а затем учащихся. В своем ежегодном Послании народу Казахстана президент нашей республики отметил, что сейчас очень высокие требования к специалистам, поэтому необходимо много внимания уделять повышению качества образования, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, тем самым повышая конкурентоспособность каждого выпускника колледжа.
Категория: Информатика | Добавил: Касик | Теги: информатика
Просмотров: 921 | Загрузок: 75 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru