Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Разработка урока "Алгоритмы и их свойства. Формы записи алгоритмов: словесные, графические. &qu
[ · Скачать удаленно () ] 2011-02-26, 11:12 AM
Разработка урока "Алгоритмы и их свойства. Формы записи алгоритмов: словесные, графические" 8 класс
Студентка 4 курса физико-математического факультета СГПИ г.Семей
Есенгельдинова И.Э.

Урок №15
Дата проведения_____________
Предмет: информатика
Класс: 8
Тема урока: Алгоритмы и их свойства. Формы записи алгоритмов: словесные, графические. Цель урока: разрешить представление об алгоритмах: ознакомить учащихся на примерах со свойствами алгоритмов; объяснить учащимся формального исполнения алгоритма; дать классификацию типов алгоритмов по структуре их построения.
Задачи урока:
1. научить учащихся составлять алгоритм при решении задач.
2. развить у учащихся способность самостоятельно работать за компьютером.
3. воспитать у учащихся умение правильно формулировать определения и правильно излагать, составленные ими задачи.
Тип урока: объяснительно-демонстрационный урок.
Методы обучения: словесный-рассказ с элементами беседы.
Оборудование: приложение 15 (презентация).

Ход урока:
1. организационный момент.
2. Изучение нового теоретического материала.
3. Практическое задание.
4. Подведение итогов: устный опрос
5. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Повторение правил техники безопасности.
Требования безопасности во время работы.
• С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.
• При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения, необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
• Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
• Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается.
• Эксплуатировать неисправную технику.
• При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.
• Работать с открытыми кожухами устройств компьютера.
• Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.
• Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации.
• Во время работы касаться труб, батарей.
• Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
• Передвигать системный блок и дисплей.
• Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
• Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.
• Работать при недостаточном освещении.
Запрещается без разрешения преподавателя.
• Включать и выключать компьютер, дисплей.
• Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.
• Пользоваться преподавательским компьютером.

2. Изучение нового теоретического материала.
Любой человек ежедневно встречается с множеством работ, для выполнения которых существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие, как эту работу осуществить. Примером может служить знакомая нам инструкция по выключению компьютера, состоящая из последовательности действий:
1.Закрыть все открытые окна приложений.
2.Щелкнуть по кнопке «Пуск».
3.В появившемся меню выбрать пункт «Завершение работы».
4.В диалоговом окне выбрать пункт «Выключить компьютер».
Другим примером предписаний могут быть:
- план написания сочинения на уроке литературы;
- последовательность действий при решении квадратного уравнения на уроке математики;
- схема регулирования воды в водопроводе и т.п.
Исполнителями подобного рода предписаний могут быть, как люди, так и технические устройства- автоматы, роботы, компьютеры. Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели, называется алгоритмом.
Каждый алгоритм рассчитан на определенного исполнителя, на понимание исполнителем команд данного алгоритма.
Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.
При разработке алгоритма должны учитываться требования:
1. Алгоритм должен быть разбит на отдельные шаги, представляющие собой четкие, законченные действия. Переход исполнителя к следующему шагу возможен лишь после завершения предыдущего. Свойство алгоритма состоять из отдельных шагов называется дискретностью.
2. Каждое предписание алгоритма или его команда должны быть понятны исполнителю, т.е. однозначно им истолкованы, и при одних и тех же исходных данных приводить к одним и тем же результатам. Это свойство алгоритма называется определенностью.
3. Возможности алгоритма решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач. Например, алгоритм решения квадратного уравнения позволяет находить его корни при любых значениях коэффициентов, а правила дорожного движения едины для всех. Данное свойство алгоритма называется массовостью.
4. Результативность. Не каждый перечень четко определенных действий приводит к результату. Для исполнителя перечень действий, которые не выполняет, будет являться алгоритмом, если они приводят к решению задачи за разумное время.
5. Таким образом, алгоритм обладает следующими свойствами: дискретностью, определенностью, массовостью, результативностью.
Рассмотрим пример на исполнение этих свойств.
Пример 1. Алгоритм кипячения воды:
налить в чашку воду;
поставить чашку на плитку;
зажечь спичку;
поднести спичку к горелке;
открыть кран газовой горелки;
ждать, пока вода не закипит;
выключить газ.
Некий злоумышленник изменил последовательностью действий алгоритма и выдал следующую систему команд за алгоритм кипячения воды:
налить в чашку воду;
поставить чашку на плитку;
ждать, пока вода не закипит;
открыть кран газовой горелки;
поднести спичку к горелке;
зажечь спичку;
выключить газ.
Данное предписание не может быть алгоритмом, так как не приводит к ожидаемому результату. Почему?
Построение алгоритма для решения задач из какой-либо области требует от человека тщательного анализа поставленной задачи, глубоких знаний, сложных рассуждений. На поиск алгоритмов решение некоторых научных и инженерных задач иногда уходят многие годы. Но если алгоритм создан, решение задачи по данному алгоритму не представляет больших сложностей, а требует лишь выполнения отдельных команд алгоритма в той последовательности, В какой они приведены. Это очень важная особенность алгоритма, которая позволяет исполнителю действовать формально, механически исполняя алгоритмы.
Пример2.
Начертите произвольный отрезок АВ;
Поставить ножку циркуля в точку А;
Установите раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
Проведите окружность;
Поставьте ножку циркуля в точку В;
Проведите окружность;
Проведите прямую через точки пересечения окружностей;
Отметьте точку пересечения этой прямой и отрезка АВ.
Определите, для решения какой задачи предназначен приведенный алгоритм?
В нашем примере решения задач состояло из двух этапов:
1) Построение алгоритма;
2) Исполнение алгоритма.
Первый этап является творческим и может выполняться лишь человеком, хорошо знакомым с поставленной задачей и приемами построения алгоритма.
Второй этап- исполнение- требует лишь умения формально, механически выполняить команды алгоритма.
Алгоритм одно из фундаментальных понятий информатики
Если рассматривать структуру построения алгоритмов, то можно выделить три основных типа их построения: линейный, разветвляющийся, циклический. Рис. 1.

Способы представления алгоритмов.
Существует много способов описания, представления алгоритмов: естественный язык, графический язык, алгоритмический язык, язык программирования. На сегодняшнем уроке мы остановимся на первых двух.
• естественный язык (исполнитель-человек) - слова русского, казахского, английского языков;
• графический язык (исполнитель-чселовек) - графические схемы (блок-схемы) с описанием действий.
Словесный (естественный) способ описания алгоритма:
Алгоритм кипячения воды:
налить в чашку воду;
поставить чашку на плитку;
зажечь спичку;
поднести спичку к горелке;
открыть кран газовой горелки;
ждать, пока вода не закипит;
выключить газ.

Наиболее наглядным способом описания алгоритма является графический в виде блок-схем. Алгоритм при этом изображается в виде последовательности блоков, внутри которых помещается информация, поясняющая выполняемые ими действия.
Рассмотрим основные блоки и их начертания: Рис.2

3.Практическое задание:
Сформулируйте и запишите алгоритм построения биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки. Исполните полученный результат.
4.Подведение итогов:
Вопросы:
1)Что такое алгоритм?
2)Приведите примеры алгоритма.
3)Какими свойствами должен обладать алгоритм?
5.Тестирование
6.Домашнее задание: повторение пройденного материала.

ТЕСТЫ ПО УРОКУ
1)Что такое алгоритм?
А) пошаговое выполнений определенных действий; *
В) выполнение запрограммированных действий;
С) нет правильного ответа.

2)Назовите исполнителей алгоритма?
А) Человек
В) техническое устройство
С) все выше перечисленное. *

3)Что называется системой команд исполнителя?
А) объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм;
В) совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем; *
С) свойство алгоритма.

4)Выберите правильный вариант, в котором перечислены свойства алгоритма.
А)дискретность, массовость, определенность, результативность *
В) дискретность, массовость, определенность
С)дискретность, массовость, определенность, результативность, линейность, последовательность.

5)Перечислите способы описания алгоритма.
А) словесный, графический; *
В) алгоритмический, табличный
С) все выше перечисленное.

Категория: Информатика | Добавил: SGK
Просмотров: 7365 | Загрузок: 686 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 5:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru