Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Проблемы и перспективы развития информационного образования в школе.
[ Скачать с сервера (25.5Kb) ] 2015-11-24, 6:29 PM
Проблемы и перспективы развития информационного образования в школе.
В своем послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, поднимает вопрос по поводу качества преподавания предметов, компьютеризации, строительство новых школ и мн. др. Мы ощущаем на себе, как сильно изменяется в лучшую сторону наше образование.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования. Среднее образование функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны.
Процесс обучения на современном этапе развития образования – это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.
Меня как учителя информатики волнуют в первую очередь проблемы и перспективы развития информационного образования в школе.
В последние годы в образовательных учреждениях идет активный поиск путей эффективной организации учебного процесса, одним из которых является использование информационных компьютерных технологий. Сегодня каждое образовательное учреждение имеет компьютерное оборудование, что позволяет вести учебный процесс на современном уровне. ИКТ используются в процессе изучения не только информатики, но и других предметов, как гуманитарного, так и естественно-математического цикла.
Без базовой информатики подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе информатика служит опорным предметом для усвоения смежных дисциплин.
И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением информатики, поэтому расширяется круг школьников, для которых информатика становится профессионально значимым предметом.
Задачи системы образования в современных условиях определены Законом РК «Об образовании» и Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы. Теперь главная задача - наполнение образования новым качеством и содержанием.
В этих условиях меняются цели и ценности образования. Его главной целью становится обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями. Развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных и созидательных способностей — вот главные ценности обновленного образования.
Таким образом, одно из приоритетных направлений обновления современной школы, требующее особого внимания, - создание условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, в том числе на основе углубленного обучения. Это в полной мере касается и такого учебного предмета, как информатика.
В настоящее время в школе учитель информатики одна из трудных и интересных профессий. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. Учитель информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Чему и как учить? Как научить ребенка ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?» Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий и педагогической сфере.
Изучение информатики в школе, способствует освоению учащимися современных информационных технологий. И как показывает практика учащиеся, применяя полученные знания на уроках информатики, при подготовке к другим предметам, например при подготовке сообщения готовят презентации, повышают свою степень облученности не только по информатике, но и по другим предметам. Поэтому учитель информатики должен как никто другой заинтересовать учащихся своими уроками, своим предметом. Особая сложность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает осведомленность преподавателей. Учитель не может следить за всеми достижениями науки и техники и физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он вынужден ограничиться базовым уровнем, в который входят основные навыки по приведению компьютера в эксплуатацию. Многие рассматривают это явление как негативный фактор. На самом деле его не следует оценивать ни положительно, ни отрицательно - это просто особенность предмета. Уроки информатики влияют также на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контролирует работу ученика, но и помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и навыков.
Основные проблемы преподавания информатики:
1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики.
2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер.
3. Продолжительное отсутствие Государственного стандарта, единых программ, общепринятой терминологии.
4. Нечёткость границ школьного и вузовского курсов информатики.
5. Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет
6. Систематическая работа учащихся на персональном компьютере является основой практического усвоения учебного материала. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с компьютером.
7. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с персональным компьютером (устройства, операционная система, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.
8. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
9. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-4 учащихся на один компьютер)
10. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания различных методов обучения.
11. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо это ощутимо именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащихся.
12. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)
13.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель-ученик; ученик – компьютер - учебная книга, учитель-ученик-компьютер.
14. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
Профильный курс в 10-11 классах – продолжение подготовки по информатике и смежным областям, где требуются более специальные знания. Он отмечается значительной широтой, максимальным использованием меж предметных связей информатики. Учащиеся приобщаются к вычислительной технике, у них вырабатываются навыки систематического использования вычислительной техники в повседневной деятельности. Компьютер из объекта познания переходит в раздел инструментов познания, инструмент для самореализации учащихся.
Практическая реализация прикладных курсов углубленного изучения информатики в школах дает возможность учащимся:
- овладеть такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент, формирующих новый тип мышления – операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
- овладеть информационной компонентой образования, которая становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современной жизни, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем;
- обеспечить творческую и исследовательскую деятельность учащихся при выполнении научных проектов по школьным предметам, разработке программного обеспечения учебного назначения, целенаправленно проводить исследования и моделирование явлений и объектов;
- подготовить конкурентно-способных участников и победителей олимпиад всех уровней за счет значительного углубления курса алгоритмизации и программирования;
- приобрести ряд современных специальностей, связанных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
В целом прикладные курсы в 10—11-х классах согласно нормативным и информационным документам, «должны выполнять следующие основные функции:
• дополнять содержание профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его «надстройки»);
• удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля;
• способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
• предоставлять возможность приобретать знания и умения, востребованные на рынке труда».
Я вижу перспективу развития преподавания информатики в школах прежде всего в активизации профильного обучения.
Переход школы к многопрофильному обучению позволяет более полно реализовать личностно-ориентированную модель образования. При этом важное значение занимает дифференциация обучения.
Дифференциация обучения – дидактический принцип построения учебного процесса, основанный на учете индивидуально-типологических особенностей учащихся, их успеваемости, интересов и целей, обусловливающий их деление на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах.
В условиях многообразия образовательных систем решение проблемы дифференциации содержания обучения во многом сопутствует развитию системы образования, переходу ее на качественно новый уровень.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование на этой ступени должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, этого можно достичь с помощью введения профильного обучения.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Общеобразовательные школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включить в себя несколько типов учебных курсов.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
Профильные курсы – курсы повышения уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Следовательно, целью профильного обучения:
Ø выявление интересов;
Ø проверка возможностей учащихся на основе небольших курсов, охватывающих основные области знания;
Ø отношения к ученику, как индивидуальной личности;
Ø своевременное комплексное ознакомление учеников со своей будущей профессией и условиями труда;
Ø ориентация учеников на перспективные профессии.
В процессе реализации профильного обучение, были выявлены типичные затруднения педагогов такие как:
- незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения;
- непонимание отличий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения;
- невладение проектировочными умениями, учителя затрудняются спроектировать прикладной профильный курс, поставить адекватные цели к указанным курсам, разработать его содержание;
- недостаточность психологических знаний, что не позволяет грамотно организовать процессы самоопределения, самореализации и самоактуализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию;
- невладение передовыми педагогическими технологиями на уровне использования в образовательном процессе;
- отсутствие достаточного арсенала методов активного обучения, включающий обозначенные на уровне базисного учебного плана метод проектов, исследовательскую деятельность, учебные практики;
Трудности внедрения профильного обучения не обошли и самих учащихся, а особенно с позиции психологического сопровождения учебного процесса.
Приступая к обучению на профильном уровне, учащиеся погружаются в новые для них условия: изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий, новые формы работы, новая система занятий. Совокупность данных факторов вызывает у многих подростков эмоциональный дискомфорт, и как следствие, состояние внутренней настороженности, напряженности, которые затрудняют принятие верных решений. Длительное психологическое напряжение, может привести к невнимательности, недисциплинированности, отставанию в учебе, безответственности, быстром утомлении и отсутствию желания идти в школу. Все перечисленные последствия дезадаптации усложняют процесс обучения, и продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Таким образом, реализация углубленного обучения информатике связанно с многочисленными проблемами, как с организующей стороны, так и со стороны учащихся. Но мне бы хотелось закончить свое выступление пожелание педагогам: “ Ничего не бойтесь, экспериментируйте, и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работами, может заинтересовать учащихся своим предметом»
В своем Послании Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев отметил:
«Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общеполитической модернизации».
Среди ведущих направлений Программы развития образования в республике является переход на 12-ти летнее образование, которое предусматривает создание профильного обучения школьников старшей ступени. Введение в Республике Казахстан общепринятого в мировом сообществе 12-ти летнего школьного образования позволит обеспечить конкурентоспособную подготовку выпускников, признание за рубежом наших аттестатов. Оно является одним из важных условий вхождения системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
Особенно актуально для новой 12-ти летней школы «личностно ориентированное обучение», одной из задач которого будет профильная подготовка школьников основной ступени и профильное обучение на старшей ступени.
Личностно-ориентированный подход интенсивно развивается в последние годы. Однако в массовой школе личностно-ориентированное образование, не смотря на вариативный компонент содержания образования, все еще недостаточно учитывает потребности каждого школьника.
Чего мы ждем от завтрашней школы? Мы – это и учителя, и ученики. Наверное, того, о чем мечтал каждый в период школьного детства. Хотелось заниматься больше любимыми предметами. Ходить в школу без страха и принуждения. Хотелось свободно выражать свои мысли без опасения быть осмеянным учителем или одноклассниками. Хотелось, чтобы оставалось время не только на подготовку домашнего задания, но и на чтение любимых книг, на любимые занятия.
Все эти проблемы школы, призвано решить 12-летнее образование. Будет введен новый Национальный стандарт среднего образования. В соответствии с Государственной программой развития образования структурой 12-летнего среднего общего образования определено 4+6+2. Уже на первой ступени вводятся элементы дифференциации и индивидуализации обучения, с учетом склонностей и способностей детей. На второй ступени при получении основного общего образования развития склонностей и способностей обеспечивается организацией курсов по выбору. На старшей ступени учащимся предоставляется возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Школа завтрашнего дня признает уникальность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Школа будущего ставит своей целью воспитание образованного человека, успешного, то есть творческого, продуктивного, приспособленного к реалиям постоянно обновляющегося общества. Воспитательная система школы завтрашнего дня рассматривает ценности для человека, а не человека для ценностей.
Переориентировка на ценности, а не на цели, индивидуализация в обучении, создание условий для развития природных способностей и углубления знаний по предметам в соответствии с избранной целью в жизни покончат с негативным отношением к обучению.
Школа будущего станет школой радости, творчества, школой демократия, гуманизма, школой будущих специалистов в экономике страны. Вот такие прекрасные перспективы ждут нас впереди.
Литература:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан
2. Агапова О.И., Швец ВМ., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход // Вести, высшей школы. 1987. N 12.
3. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. N 5.
4. Иванов М. «Пути совершенствования методов преподавания в школе» // Современная высшая школа. 1982. N 3.
5. Петровский А.В., Н.Н.Нечаева «Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в обучении" 1987.
6. Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //Информатика и образование, 1990, №4.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Юрист, 1997.
Категория: Информатика | Добавил: (-((_))
Просмотров: 335 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru