Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Статья на тему: "Электронно-образовательная система формирования исследовательской деятельности
[ Скачать с сервера (58.5Kb) ] 2016-02-12, 10:18 AM
В жизни существуют много историй, в которых один самоучка пытается научить другого самоучку пользоваться компьютером, где «ученик» должен повторять точную последовательность действий, которую ему рассказали. Но стоит, что-нибудь поменять в настройках и данная последовательность не приводит к нужному результату. Можно довести до абсурда образец пользовательского подхода к обучению работы на компьютере, когда не надо ничего понимать, а можно просто запомнить последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Справедливости ради отметим, что бывают исключительные случаи, когда такой подход оправдан, но они не имеют никакого отношения к процессу обучения. Но если в школе «объясняют», что для построения круговой диаграммы надо написать числа там-то, нажать кнопку такую-то, ввести в окошечке название и т.д., то это только имитация обучения, так как ученики не понимают принципов работы и окажутся беспомощными перед аналогичной программой, но с другим интерфейсом пользователя. Цель учителя состоит не в том, чтобы научить ученика повторять ту последовательность действий, которую им показали, а в том чтобы ученик сам смог разобраться с возникшими затруднениями. Обучать – значит давать фундаментальные знания, понимание изучаемых процессов. Что толку, если мы на химии только покажем, как взять вещество А, долить жидкости В, нагреть и т.д.? Без химических формул, таблицы Менделеева и прочих фундаментальных знаний ни о каком образовании в этой области говорить нельзя. То же самое с физикой, математикой и другими предметами. Информатика – исключение.
Хорошо все начиналось, но к чему мы пришли. Рисование
поздравительных открыток начали называть изучением методов обработки графической информации, набор в две колонки статьи в стенгазету –изучением текстовых процессоров, а бесцельное брожение по Интернету –изучением телекоммуникационных технологий. Пользоваться всем этим нужно. Выставки компьютерной графики, красиво оформленные газеты, web-странички школ, общение по электронной почте со сверстниками за рубежом становятся нормой школьной жизни, как только появляется соответствующая техническая база, которая у нас уже есть. Но эти вещи не должны становиться содержанием информатики.
Мы никак не можем осознать, что вместе с внедрением компьютера во все новые области жизни интерфейс пользователя становится интуитивно понятным и доступным для самостоятельного освоения грамотным человеком. Посмотрите на ребят, у которых в школе компьютеров нет, а дома или у папы на работе есть. Без всяких проблем они изучают и Интернет, и редакторы, знают такие тонкости проигрывателей, до которых добираются только они и разработчики. Каким-то немыслимым способом они разбираются в системе команд современных игр, в сравнении с которыми изучаемые в школе программы – пустяк.
Школа должна давать базовые знания по всем предметам, в том числе и по информатике. Логика, устройство процессора и компьютера, сбор, кодирование, обработка и передача информации, программирование, обзор областей применения информационных технологий должны стать содержанием информатики. А тысячи прикладных программ имеют к этому предмету такое же отношение, как электрические приборы к физике. Естественно, дети не хотят учить всего этого, а желают «работать на компьютере». Но я что-то не видел, чтобы ученики радостно бежали на урок математики, потому что там будут решать уравнения с логарифмами.
Изучая программирование, ученики одновременно приобретают навыки работы в операционной системе. Это включает набор и редактирование текста, файловую систему и т.п. А если грамотно подобрать примеры, то
можно даже писать программы управления простейшими базами данных или форматирования текстовых файлов. Но проблема в том, что начинать изучение переменных, условий, циклов, массивов и прочих основных понятий на профессиональных системах программирования практически невозможно вследствие их чрезмерной для школьника сложности. Использование с этой целью старых продуктов вроде алгоритмического языка не только негативно воспринимается учениками, но ведет к неоправданной трате времени на освоение уже никому не нужного интерфейса.
В настоящее время проблема формирования исследовательской деятельности будущих специалистов рассматривалась в рамках традиционной системы образования, тогда как в целом по республике осуществляется широкомасштабный процесс информатизации профессионального образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий обучения. Указанная проблема достаточно сложна и многогранна. До сих пор нет полной ясности относительно специфики механизма взаимодействия информатики и образования, особенностей содержания и структуры процесса информации профессионального образования, а также построения системы образования в информационном обществе.
Проблема заключается в отсутствии научно-обоснованной концепции формирования профессионально-исследовательской деятельности в новом социальном контексте открытого информационного общества, не разработанности педагогических технологий подготовки исследователей в условиях современных информационно-коммуникационных технологий. Большая проблема с учебниками и дополнительной литературой. Настоящие учебники практически не соответствуют программе школьного курса. Все темы разбросаны по разным учебникам и поэтому ученикам приходится использовать различные источники информации. Применение системного подхода для изучения проблемы профессионально-исследовательской деятельности требует уточнения понятий «система» и «электронная профессионально - исследовательская система».
Под профессионально исследовательской системой понимается совокупность социально педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению интегративных качеств, несвойственных входящим компонентам. Цель в педагогической системе выполняет следующие функции:
─ Систематизирующую, то есть функцию главного компонента, объединяющего остальные компоненты, и приводящую к целостности системы,
─ Критерия-ориентира в определении степени достижения конечных результатов, а также критерия в определении эффективности состава применяемых средств и методов,
─ Управленческую, реализуемую через обеспечение целостности и взаимодействия элементов, через развитие системы,
─ Мотивационную, которая предоставляет возможность определения степени необходимости решать конкретную задачу, определить ее место в системе задач, усилить степень заинтересованности обучаемых.
Электронно-образовательная система профессионально-исследовательской деятельности личности разработана на модульной основе и состоит из следующих микромодулей «Методология», «Научно-методические условия формирования исследовательской культуры учителя», «Характеристика методологических подходов». Целью модулей является формирование рефлексивного сознания на основе личностно-ориентированного содержания программы. Модули носят открытый характер и обновление его содержательной характеристики связано со степенью научно-исследовательских знаний.
Модульное обучение создаёт реальные возможности для создания субъектно-субъектных отношений в учебно-познавательной деятельности. Для оптимальной передачи учебной информации в модулях я
придерживаюсь следующих правил:
─ Содержание каждого модуля целесообразно дать в графическом виде
─ Язык модуля должен быть конкретным, выразительным
─ Разработать задания различного характера по модулю
─ Объём информации не должен превышать одного слайда
─ Разработать тесты как элемент оценочно-результативного компонента процесса обучения.
Модули предполагают изучение гипертекста, который выполняет функцию содержательного компонента процесса обучения.
Гипертекст – это важный компонент модульно-педагогической технологии, который обеспечивает индивидуализацию обучения, при которой каждый обучающийся может работать со своей скоростью мышления и своим уровнем знаний, изучать отдельные микромодули с интересующим его уровнем обоснований.
Огромную роль в исследовательской деятельности играют электронные учебники. Работа с электронными учебниками очень полезна для учеников. По любому электронному учебнику ученик сам сможет изучить любую тему в любой области будь то математика, физика, химия и т.д. Это лишний раз подтверждает то, что компьютер тесно связан с любым учебным предметом. Электронные учебники основаны на гипертекстах, в которых находится огромный объём информации, причём перейти из одного гипертекста к другому можно очень быстро. Ученики могут проверить, насколько хорошо владеет данной информацией, выполнив задания по степени сложности трёх уровней, требующие строгой последовательности:
─ Репродуктивный
─ Творческий
─ Исследовательский
Сущность репродуктивного уровня заданий заключается в осознании знания проблемы, предполагающий запись ответов в ячейки, используя клавиатуру. Сущность творческого уровня заключается в овладении способами проблемы, предполагающий запись ответа либо с клавиатуры, либо в звуковой файл.
Исследовательский уровень заданий основан на творческом подходе к проблеме, предполагающий запись мнения на лист.
Бесспорно, огромную роль в исследовательской деятельности играет Internet. В нём собран огромный материал о любой области науки. Необходимо учить учеников пользоваться им. Вся информация собрана в отдельных сайтах. Мои ученики пользуются интернетом и им стало интересно как вся эта информация собирается и выкладывается в интернет. Они не однократно принимали участие и занимали призовые места в районной WEB-олимпиаде и создать свой сайт о нашем селе, о школе и т.д. В процессе работы над сайтом ученики узнали очень много интересного и ранее неизвестного. В начале им казалось, что это так сложно и им этого никогда не понять, затем, что это очень просто, но в процессе изучения оказалось не всё так просто как кажется и ещё многому надо научиться.
Таким образом, радикальное влияние информатизации на экономические, социальные, экологические и культурологические процессы, адаптации людей к условиям жизни в информационном обществе связанно с тем, что профессионально-научная информация становится одним из главных факторов развития профессиональной компетенции, одной из наиболее существенных характеристик «высоких» технологий, является основой качественно новых производительных сил. Это является мощным импульсом модернизации системы профессионального образования на основе её перевода на современные информационно-коммуникационные технологии и важным условием переосмысления профессионально-исследовательской деятельности специалистов.
Категория: Информатика | Добавил: MSV-Poltavka
Просмотров: 274 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-11-22, 2:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [312]
Математика [825]
Физика [264]
История [363]
Классному руководителю [540]
Русский язык и литература [727]
Физическая культура [225]
Английский язык [433]
Искусство [196]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [383]
Начальная школа [1959]
Мой Казахстан [250]
Технология [139]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [512]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [591]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru