Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Ученический проект "Исследование деревьев г.Сатпаев"
2011-04-29, 8:57 PM
Проект 2 «Б» класса
«Исследование видов деревьев города Сатпаев»

Проект: Научный. Эколого-биологический.

Группа :
1. Нечай Е.
2.Садыков Р.
3.Шульпина М.
4.Куликов И.
5.Ицкович К.
6.Трубникова О.
7.Труфанов Г.

Руководитель проекта : Рыспаева Н.В.

Проблема : озеленение города Сатпаев.
Актуальность : В результате реализации этого проекта, дети научатся сбору информации ,выпуску книги.
Новизна : будет изготовлена «книга – энциклопедия» со всеми видами деревьев города Сатпаев.
Цель: научиться работать с различной литературой. Установление точных названий деревьев нашего города.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с видами деревьев и воспринимать их как живые объекты; раскрыть основные причины сокращения деревьев в нашем городе.
Развивающие: развивать чувство сопереживания к проблеме природы.
Воспитательные: воспитание эмоционального отношения к деревьям.
Объект: природа – типичные виды деревьев нашей местности
Возраст учащихся: 2 класс
Время работы над проектом: II - III четверть 2009-2010 уч. г.
Режим работы: экскурсия в природу с целью наблюдения изменений в природе; практическая работа в библиотеке с книгой; индивидуальные консультации во внеурочное время.
Мотивация в работе: собрать материал о деревьях нашей местности создать свою книгу «Виды деревьев города Сатпаев».

Формы презентации: песня о деревьях, отчет исследовательской экспедиции в слайдах.
Виды продукта:- слайды, книга.

Этапы работы над проектом
«Виды деревьев города Сатпаев»
Учитель Учащиеся
1 – й этап. Погружение в проект (подготовительный)
Формулирует мысль о проекте, которая возникла при проведении урока чтения на лесной поляне, когда учащиеся заинтересовались видами деревьев города Сатпаев. Определяет объект исследования Осуществляют личное присвоение проблемы.
Помогает искать причины исчезновения растений: загрязнение окружающей среды, мало информации о растениях. Разыгрывает ситуацию, в которой учащиеся формулируют причины исчезновения растений. Вывод: необходимо знать растения, чтобы научиться их беречь. Предлагает создать книгу «Виды деревьев города Сатпаев». Вживаются в ситуацию. Урок-экскурсия с целью наблюдения за видами растений нашей области.
С предложениями учителя соглашаются. Выбирают деревья, которые им нравятся.
Цель: повысить уровень информации о растениях нашего города через создание книги. Принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи: подобрать нужную информацию в литературе.


2- й этап. Работа над проектом (исследовательская и практическая деятельность)
Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Предлагает каждому готовить информацию о любимом дереве. Распределяют роли: эколог,
ботаник, краевед, журналист
Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор представителей, которые встречаются в нашем городе. (знакомство с деревом, изучение кроны, листьев, коры, плодов, семян, изучение животных связанных с деревом, определить «настроение» дерева, портреты и т. д.); практическая деятельность по уходу за своим деревом. Планируют работу: выбрать представителей растений, составить план оформления работы; оформить работу.
Предлагает выбрать форму презентации (предлагает карточки) Выбирают формы и способы презентации. Высказывают мнения о своих результатах
Консультирует по мере необходимости:
- каких представителей лучше выбрать;
- какую информацию исключить или, наоборот, добавить;
- показывает образец реферата;
- оформляет библиотечку (книги о растениях) Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.


Ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует) Консультируются по необходимости
Подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу, какую иллюстрацию лучше использовать. Добываю недостающие знания. Добываю недостающие знания.

Оказывает помощь при подготовке презентации работы. Во внеурочное время готовятся к презентации
3– й этап. Обобщение материалов (отчет)
Принимает отчет. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности учащихся). Оценивает работу каждой группы. Показывают умения планировать и осуществлять работу. Задают вопросы о деятельности другой группе. Составляют рекомендации «Что я могу сделать для своего дерева и для всех деревьев» с целью: воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах-призывах, а на собственных наблюдениях, на экологических знаниях.

За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.


Программа действий учащихся

Намеченная цель проекта – познакомиться с видами деревьев; раскрыть основные причины сокращения видового состава и меры, необходимые для их охраны.
Необходимо установить точные названия растений нашей местности и составить краткое описание их признаков.
№ действия сроки Ответствен-ный Результат
1 Познакомится с видами деревьев нашего города ноябрь Кл рук. Сформулировали мысль о проекте
2 Исследовать причины исчезновения растений: загрязнение среды и мало информации о растениях Декабрь

Апрель Участники проекта Выбрали деревья, которые нам нравятся.Экскурсия в ботанический сад

3 Подобрать нужную информацию в литературе январь Участники проекта Подобрали книги.
4 Планируем работу: выбрать представителей растений, составить план оформления работы февраль Участники проекта Завели тетради, в которых заносим результаты своих наблюдений в виде записей и рисунков.
5 Оформление проекта март Участники проекта Выбрали форму презентации - книга «Деревья города Сатпаев»
6 Получить консультацию, у классного руководителя: какую информацию исключить или, наоборот, добавить. Посмотреть образец реферата. Март-апрель Участники проекта Консультироваться 6 по необходимости и готовиться к презентации
7 Оформление своей странички для общей книги. апрель Участники проекта Оформление страницы
8 Защита проекта Конец апреля Участники проекта Презентация книги

Результат

В ходе реализации проекта с нами сотрудничали: классный руководитель родители, экскурсавод ботанического сада, библиотекарь школы.
В результате работы над проектом изучили виды растений городов Сатпаев и Жезказган, раскрыли основные причины сокращения видового состава и меры, необходимые для их охраны. Провели наблюдения за своими любимыми деревьями и результаты оформили в виде книги «Виды деревьев города Сатпаев». Презентовали книгу.



Клен. Прил.1
Клен, самое распространенное среди деревьев села. Гусеницы и жуки не едят и не портят мои листья. Зато весной мои цветы часто посещают пчелы и бабочки. Люди ценят мою кору и часто используют её в промышленности. В условиях села, мои семена хорошо распространяются ветром, да к тому же я очень быстро расту.
Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Все листья располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, но одинаковой формы, укладываются плотно, не . Листья клена очень красивы и по окраске: желтые, оранжевые, красные. Осенью мои листья красиво окрашены в лимонно-желтые и красно-оранжевые цвета. И созревают плоды – крылатки, пара однобоких крылышек приросла к паре сросшихся семян. Созревая, они распадаются, и каждое крылышко бережно опускает на землю свое семя. Благодаря такому «летательному аппарату» появляется много новых всходов.

Тополь.
Тополь строен и высок! Живёт 150 лет.Листья тополя не всегда красивы, иногда они остаются зелеными до снега, иногда бурыми. Но не в красоте его главная ценность, а в его «газоустойчивости». Он является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что в возрасте от 2 до 25 лет тополь поглощает за 5 летних месяцев столько углекислого газа, сколько за это время успевают поглотить 3 липы, 4 сосны и 7 елей, вместе взятых – это 45 кг. Кроме того, тополь хороший поглотитель пыли, снижает летом температуру на 10 -15 градусов, увеличивает влажность воздуха на 15-30 %. Различные виды и сорта тополей широко используют в озеленении города, высаживаю
преимущественно «мужские» экземпляры (без пуха).
Про меня тоже песня есть: «Тополиный пух, жара, июнь….».


Да только пух доставляет много неприятностей людям. Вызывает аллергию у некоторых людей, пух легко воспламеняется. К тому же тополь имеет хрупкий ствол, который часто ломается во время сильных бурь.
Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим эффектом.

Осина
Это дерево сравнительно неприхотливое к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой и слишком бедной питательными веществами почвы.
Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше имеет красивую серовато-зеленую окраску, особенно яркую у молодых деревьев, когда кора их смочена дождем. Осень очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и желтый, и красный, и чернильный.
Одна из характерных особенностей осины – очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветра. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черенка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листовые пластинки осины.
В народной медицине считают, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.
Берёза
Это стройное дерево высотой до 20-25 м. Жить береза может долго, иногда до 300 лет. Однако дерево такого возраста вряд ли встретишь в нашем лесу. Дело в том, что березы подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100-150 лет. Причиной этому могут быть и ежегодные сборы березового сока: просверливая глубокие отверстия в стволах деревьев, сборщики оставляют входные ворота для возбудителей заболевания древесины.

Одно из самых страшных бедствий для лесов – пожары. Они могут возникнуть от удара молнии, но чаще виновники лесных пожаров – люди. Пожары могут охватить весь древостой, и тогда их называют верховыми, а те, которые губят подрост, кустарники и травы, называются низовыми. Сильно страдают деревья с тонкой корой. Однако природа может залечивать свои раны. Залетевшие на осветленные участки семена березы прорастают, часто образуя довольно густые заросли. Семена березы напоминают бабочку. Кроме плодов, береза может размножаться порослью от пня. Стволы таких деревьев саблевидные и их 2-3. и больше.
Березы нетребовательны к плодородию и влажности почв: они могут расти везде, обходя лишь слишком сухие места. Часто можно видеть молодые березки на развалинах зданий. Группами березки взбираются по крутым склонам оврагов или берегов рек. Непременно встретишь березу и на заброшенных землях.
Цветут березы в мае. Это однодомное растение: на одном растении и мужские и женские цветы. Береза относится к ветроопыляемым растениям.
В конце февраля – начале марта, в зависимости от погоды, у берез начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Сбор березового сока наносит непоправимый вред березнякам.
Ива
Род, в котором древовидными являются ива белая, или ветла, (S. alba) - White willow, произрастающая в средней и южной полосе европейской части России и в Западной Сибири; ива ломкая, или верба (S. fragilis) - Britte willow, заходящая несколько дальше на север, чем ветла, и некоторые другие виды. Ива - быстрорастущая порода, ядровая, с широкой белой заболонью, нерезко отграниченной от буровато-розового ядра. Годичные слои и сердцевинные лучи заметны слабо. Сосуды мелкие. По свойствам древесина ивы близка к древесине липы и используется для изготовления долбленых лодок, посуды и т.д.; ветки применяются для изготовления плетеных изделий. Кора ивы дает дубильные вещества.

Карагач
Относится к лиственным породам деревьев. Произрастает на Юге Туркмении, Северном Кавказе, в Абхазии, Грузии, Казахстане, при Каспии. Твердость древесины 0,7-1,0 по шкале Мосса. Промышленной разработки не представляет, поэтому можно отнести к экзотическим породам. До недавнего времени использовался исключительно для производства мебели и инструмента. Кольцесосудистая порода (ядровая), ядро красновато-бурое, заболонь узкая, желтовато-белая. Сердцевидные лучи узкие на поперечном разрезе слегка различимы. Годичные слои видны на всех разрезах. Древесина плотная, прочная, вязкая, хорошо гнется и сопротивляется, прочная и плотная порода, которая хорошо отделывается и полируется. Благодаря красивой текстуре, его древесина применяется в мозаичных работах и в столярном деле, особенно при изготовлении изящной мебели. На стволах дерева часто образуются капы, которые широко используются в виде шпона в мозаичных наборах.
Сосна
Занимает около 1/6 площади всех лесов России и ближнего зарубежья. У нас тоже хорошо приживается при должном уходе. Наиболее распространена сосна обыкновенная (P. sylvestris) - Common pine. Следует отметить сосну крымскую (P. taurica), древесина которой отличается от сосны обыкновенной высокой смолопродуктивностью. Древесины сосны имеет слегка розоватое ядро, которое со временем становится буровато-красным, широкую заболонь от желтоватого до розового цвета, хорошо видимые годичные слои с четкой границей между ранней и поздней древесиной, довольно крупные и многочисленные смоляные ходы.
Фруктовые деревья
Яблоня
Malus - латинское название яблони, от греческого malon = melon — яблоко. Род объединяет 50 видов, растущих в умеренных и субтропических районах Северного полушария. Яблони появились в Азии около 65 миллионов лет назад. Затем они попали на западное побережье Северной Америки, а также в Европу. Небольшие, до 10 м высотой, плодово-декоративные деревья, часто с неправильной, округлой кроной, реже кустарники. Кора ствола темно-серая. Имеет слаботекстурный с

незначительными отклонениями тона розоватый с краснотой или побурением цвет.

Вишня - Prunus, Cerasus, avium
Семейство розоцветных. Немецкое название - Kirschbaum, английское - Cherry, итальянское - Ciliegio. Произрастает во всей Европе, в Малой Азии, США и некоторых зонах Центральной Америки, а также на юге и в средней полосе нашей страны. Различают также американскую вишню (Prunus serotina, местное название - Black cherry), произрастающую в Канаде и северной части США. Заболонь вишни узкая, желтоватая. Зрелая древесина розово-коричневатая, иногда розово-сероватая. Структура древесины ровноволокнистая с относительно равномерной текстурой. Древесина вишни очень декоративная, имеет красивый теплый оттенок, но с течением времени темнеет.
Лох

Лох, джидда, пшат (Elaeagnus), род листопадных или вечнозелёных деревьев или кустарников семейства лоховых. Цветки обоеполые или однополые, чаще 4-членные, душистые, по 1‒3 в пазухах листьев. Плоды костянковидные, мучнистые, большей частью съедобные. Свыше 50 видов, в Азии, Южной Европе, Северной Америке и Австралии. В СССР 5 видов, дико растут на Кавказе и в Средней Азии. Как декоративные культивируют (иногда дичает) Л. узколистный (Е. angustifolia) ‒ невысокое, колючее дерево с серебристыми эллиптическими листьями, а также наиболее морозоустойчивый североамериканский Л. серебристый (Е. argentea). На юге выращивают местные виды с крупными съедобными плодами. Л. используют в озеленении, полезащитном лесоразведении, как плодовые, лекарственные, камеденосные, дубильные и эфирномасличные растения; они дают хорошую древесину; медоносы.
Листопадные или вечнозелёные кустарники или деревья, часто колючие.
Листья очерёдные, короткочерешчатые,. Серебристые от чешуек или войлочные от звездчатых волосков.
Цветки пазушные, одиночные или в пучках, обоеполые, безлепестковые трубчато-колокольчатой четырехлопастной чашечкой.

Широко используется в озеленении садов и парков наряду с лохом серебристым из Северной Америки. Медонос. Экстракт из съедобных сладковатых плодов лоха — лекарственное (вяжущее) средство при заболеваниях органов пищеварения.
АКАЦИЯ
АКАЦИЯ, род преимущественно древесных растений (семейство бобовые). 750 - 800 видов, в тропиках и субтропиках, большая часть - в Австралии, а также в Америке и Африке. Растут главным образом в саваннах и прериях, придавая им характерный облик. Ценная древесина; ряд видов дают дубильные вещества и камеди. Несколько видов в культуре на Черноморском побережье Кавказа, в том числе акация серебристая (так называемая мимоза) - декоративное растение. Акацией называются также некоторые деревья из родов альбиция (шелковая акация), карагана (желтая акация), робиния (белая акация).
Акация (Acacia) - вечнозеленые и листопадные деревья и кустарники семейства бобовых. Это тропическое и субтропическое растение. Богатый род растений по разным данным включает от 500 до 800 видов, произрастающих в диком виде на территории Австралии, Полинезии, Южной Америки, Южной Африки и Индии. Деревья могут достигать высоты до 25 м и толщины ствола до 1 м. Кора на стволе серо-буроватая, толстая, с продольными трещинами. Для представителей рода характерны крепкие шипы на побегах и сложные двоякоперистые листья, расположенные очередно, зеленые с серебристым оттенком. Одни виды украшены изящными перистыми листьями, у других листовые пластинки полностью редуцировались, зато сильно развиты уплощенные основания черешков (филлодии), похожие на листья. Цветки мелкие, белые или желтые (от медово-желтого до лимонного оттенка) собраны в колосовидные или метельчатые соцветия. У многих видов цветки имеют нежный, дурманящий аромат и привлекают множество пчел и других насекомых, собирающих нектар.
Применение
Многие акации разводят как декоративные. Это растение прекрасно подходит для создания эффектных живых изгородей, подлесков и аллей. Иногда используется в качестве солитера. Основное хозяйственное назначение - озеленение, закрепление склонов, устройство ветрозащитных полос. Цветение начинается с середины зимы и продолжается до ранней весны, что делает акации незаменимым украшением прохладных зимних садов, где температура не опускается ниже 5-10 °С. Летом эти кадочные растения выносят на открытую террасу.



Костры и палы губят природу.
После долгих зимних вечеров каждый из нас ждет солнечных дней. Особенно – дети. Ведь столько интересных и заманчивых событий происходит в это время в оживающей и обновляющейся природе. Неудержимо тянет мальчишек и девчонок на улицу: в знакомый лесок, в рощу, на луга и поля…. Смотреть, любоваться, удивляться!
Однако нередко ребята наносят вред природе, не зная о том, как она хрупка и ранима. Повсеместно распространена такая ребячья забава, как поджигание сухой прошлогодней травы и разжигание костров их сухих веток. Хорошо это или плохо? На первый взгляд хорошо: ведь по-иному будет смотреться поляна, покрытая нежной зеленью.
Но не каждый знает, какой непоправимый вред приносят костры природным обитателям.
Первое. Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы почва лишается перегноя. Кроме того, оголенная земля быстро теряет накопленную за зиму влагу.
Второе. Сжигание травы – большая беда для обитателей: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена так и не попадут в землю.
Третье. Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадают в это время в атмосферу, загрязняя ее. Дым от костра содержит вещества, вредные для здоровья человека.
В народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. А поэтому с палами и кострами, сжигающими природный «мусор», нужно бороться. Для этого важно разъяснить вред сжигание листьев, убеждать, что полезнее закопать их в землю.
Важно знать!
Всегда необходимо помнить и знать, что сила природы не бесконечна и из-за нашего воздействия природа страдает и медленно погибает. Давайте не будем забывать об этом и всегда будем стараться вести себя так, чтобы проявлять уважение и вести себя с природой на Вы. Ведь именно живой мир растений вокруг нас дает нам жизнь на этой планете.

Ход презентации
1. Показ слайдов (прил.№2)
2. Песня «Сатпаев - мой город родной» (прил.№2)
3. Выступление детей.
1-ый ученик
- Мы выбрали тему своего проекта не случайно. Нас заинтересовали деревья нашего города, их названия.
2-ой ученик
- Руководитель нашего проекта, Надежда Васильевна организовала нам экскурсию в ботанический сад. Оттуда мы узнали , что только два дерева росли в нашей местности сами по себе это – карагач , разновидность вяза и лох (жида). Остальные деревья посадили озеленители нашего города. Большое им спасибо, ведь благодаря им наш город стал зелёным и красивым.

1-ый ученик
- Мы решили издать мини книгу с распространенными видами деревьев города Сатпаев. Для того, чтобы все, кто желает могли её посмотреть и прочесть.
2-ой ученик
- Наш город маленький, и если каждый внесёт вклад в озеленение его, то он станет ещё краше. Хотелось бы, чтобы все люди бережно относились к растениям, в последнее время культура поведения намного ухудшилась. Мы с группой хотим посадить на территории нашей школы деревья.
Все вместе
- Присоединяйтесь!
3- ий ученик
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
4-ый ученик
Любите родную природу
Степи. Сады и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
5 –ый ученик
Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земли её богатства-
Эти степи и луга!
Ученики исполняют песню
На мотив «Птица счастья»
1. На планете нашей голубой
Есть то место, где живём с тобой,
Родина моя – Казахстанские края
Будем мы всегда беречь тебя:
Здесь растут и ёлка и сосна,
И берёзка белая моя,
Тополь, осина, клён
Все деревья в нем
Край казахский –
Я в тебя влюблён!!!
ПРИПЕВ: Сатпае-е-е-в – зелёный наш дом
Где птицы летают, и степи кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь его – Богатство своё
2. Будем мы природу охранять
И деревья все приумножать
Чтоб Земля жила, долгие века
И потомкам счастье принесла.
Птица в небо из гнезда летит,
А зайчишка под кустом сидит,
Лес всем дом родной летом и зимой
Здесь живут одной большой семьей!
ПРИПЕВ: Сатпае-е-е-в – зелёный наш дом
Где птицы летают, и степи кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь его – Богатство своё

Категория: Начальная школа | Добавил: Скай
Просмотров: 4688 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru