Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Наречие как часть речи
[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] 2011-05-03, 6:47 PM
Тема: Наречие как часть речи.
Цель урока:
О - Дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие наречия от других частей речи,
Р - расширение словарного запаса, повторить пройденные орфограммы,
В- развивать активность и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, презентация, карточки для оценивания, слова к сказке, короны с обозначением частей речи.
Ход урока:
Слайд 1.
1.Организационный момент. (1 мин.)
2.Введение в тему урока. (2 мин.)
-Чтобы узнать тему урока, сыграем в игру «Спрятанные слова».
«Спрятанные слова»
Слайд 2- 9.
-Заполните клетки и в выделенном столбце сверху вниз прочтите название части речи, о которой сегодня пойдёт речь. Подсказка: все слова начинаются на букву Н.
1.Навыворот (наизнанку).
2.Взглянуть в одну из сторон (направо).
3.Пересекая кому- либо путь (наперерез).
4.Когда сильно чего- то хочется (невтерпёж).
5.С целью, с намерением, с умыслом (нарочно).
6.Вдвоём, без посторонних (наедине).
7.Все животные, которых осталось очень мало, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения, занесены в … (Красную книгу) Казахстана, потому что они могут исчезнуть … (навсегда).
-О какой части речи пойдёт сегодня речь? (О наречии).
Число и классная работа записано в тетрадях.
-Запишем число и тему сегодняшнего урока: «Наречие».
3.Минутка чистописания. (6 мин.)
Слайд 10.
-А сейчас, как обычно в начале урока, у нас минутка чистописания. На доске даны слова, давайте прочитаем их.
Дети читают слова.
-Что нужно сделать с этими словами?
-Для правильного написания этих слов воспользуемся алгоритмом.
1.Вопрос.
2.Часть речи.
3.Правило.
-Сначала зададим вопрос. Определим часть речи. И вспомним, каким правилом нужно воспользоваться для правильного написания данного слова.
-В процессе работы сгруппируйте слова по видам орфограмм. Обозначьте эти орфограммы. Найдите лишнее слово.
-Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу.
Фальш.., несёш.., вскач.., настеж.., доч.., замуж.., стучиш.., мощ.., играеш.., сплош.., лож.., вовлеч…
-Проверяем, что у вас получилось.
Слайд 11.
1.Фальшь, дочь, мощь, ложь (на конце сущ. 3-го скл. пишется Ь)
2.Несёшь, стучишь, играешь, вовлечь (на конце глаголов настоящего и будущего времени во 2- м лице единственного числа и в неопределённой форме глаголов после шипящих пишется Ь)
3.Вскачь, настежь, сплошь, замуж (на конце наречий после шипящих пишется Ь)
-Лишнее слово «замуж» (искл.: уж, замуж, невтерпёж)
-Проверили, правильно ли вы справились с заданием, если правильно, то взяли карточку за правильный ответ.
-Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ь)
-Найдите закономерность и напишите Ь.
Ьь Ььь Ьььь Ььььь
-А так же запишите слова из третьего столбика в строчку, через запятую.
(Убрать слова с доски пока дети пишут.)
Слайд 12.
4.Изучение нового материала. (8 мин.)
Слайд 13.
-А сейчас мы послушаем сказку, которая называется «Проделки наречий».
К доске выходят 6 учеников: автор, прилагательное, существительное, числительное, глагол, наречие. В процессе сказки наречие с помощью волшебной палочки меняет слова.
Грамматическая сказка.
Проделки наречий.
Автор:
-Наречия легко образуются от других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными. Прилагательное:
-Я Прилагательное: «Хороший». А вы кто?
Наречие:
-А я Наречие и сейчас прилагательное я легко превращу тебя в наречие.
Заменю в слове хороший окончание суффиксом –о- и получится замечательное наречие. Как? (Хорошо!) То же самое я сделаю с прилагательным высокий и получу наречие высоко.
Автор:
-Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с другими прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о.
Прилагательное:
-Я Прилагательное новый и со мной такой фокус у тебя не получится.
Наречие:
-Почему же? Добавим приставку за- , а окончание заменим суффиксом –о- и получится наречие заново. Добавим приставку с- и суффикс –а- и получим наречие снова . Добавим приставку в- и получим наречие вновь.
Автор:
-Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось «побольше»: предлог превратился в приставку, окончание, в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.
Существительное:
-Я Существительное верх. Меня ты точно не превратишь в наречие.
Наречие:
-Конечно, превращу! Добавлю приставки и суффиксы и получатся наречия. Вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху, верхом.
-Здорово! Изменю- ка я существительное даль. Добавлю приставки и суффиксы и получу наречия издалека, далеко, вдаль.
Автор:
-Добрались наречия и до числительных.
Числительное:
-Я Числительное двое. Сможешь ли ты превратить меня в наречие?
Наречие:
-Конечно. Прибавлю приставки и получу наречия вдвоём, надвое.
Автор:
-Не миновала эта участь и глаголов.
Наречие:
-А сейчас я примусь за глаголы. Вот глагол скакать. Добавлю приставку и уберу суффиксы и получу наречие вскачь. Добавим предлог и изменим суффиксы и получим наречие на скаку.
-В глаголах догонять, и обнимать добавлю предлог или приставку и изменю суффиксы. Получились наречия и в обнимку, вдогонку.
Автор:
-Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на иена с предлогами. Поди, разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по- особому- через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться. (Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший. Вывешиваются на доске, в процессе сказки)
-Какие наречия встретились в сказке?
Слайд 14.
-Попробуем изменить эти слова по лицам и числам. (схема)
Н- р: Я учусь хорошо. Мы учимся хорошо.
Ты учишься хорошо. Вы учитесь хорошо.
Он учится хорошо. Она учится хорошо. Они учатся хорошо.
-Скажите, изменилось ли наречие? (нет)
-Попробуем изменить эти слова по падежам.
-Можно ли изменить слово хорошо по падежам? (нет, оно отвечает на вопрос Как?, а у падежей нет таких вопросов)
-Какой вывод мы можем сделать?
-Они неизменяемы.
-Давайте соберём всё, что мы узнали или знаем о наречии.
На доске:
1.Наречие- неизменяемая часть речи.
-Задайте вопросы к наречиям. (Как? вверху, вверх, наверху,… Где? высоко, далеко.. Откуда? Издалека.)
На доске:
2.Отвечает на вопросы Как? Где? Откуда? Куда? Когда?
-Наречие не изменяется, значит … (у него нет окончаний)
На доске:
3.Наречие не изменяется, поэтому у него нет окончаний, есть суффиксы. Хорошо, вскоре, издалека.
4.Раньше нам встречались наречия в предложениях. Вспомните, чем могут являться наречия в предложении.
5.Что же обозначают наречия?
Работа по учебнику.
-Прочитаем правило на с. 189- 190.
Слайд 15.
5.Закрепление пройденного. Упражнение. (9 мин.)
Слайд 16.
На интерактивной доске:
Дождь вскоре прекратился. Дождь прекратился.
Вчера был хоккей. Был хоккей.
Вечером начались соревнования. Начались соревнования.
-Ясно ли из предложения правого столбика, когда прекратился дождь? Кода был хоккей? Когда начались соревнования?
-Нет.
-А из левого?
-Ясно.
-А теперь выясним: с какой частью речи связаны по смыслу выделенные слова? Какие слова они поясняют? (на доске и в тетрадях)
гл. х нар.
Прекратился когда? вскоре
-Какой вывод мы можем сделать о связи речи наречий с другими частями речи?
-Наречия поясняют глаголы.
-Дополним наши знания о наречии.
Слайд 17.
Работа по учебнику.
Упражнение 637 с. 189.
-Подбери к глаголам наречия. Запиши, выдели суффиксы наречий.
-Устно читает каждая группа по цепочке.
Писать (как?) аккуратно, красиво, быстро, умело, прилежно, ровно, грамотно.
Читать (как?) выразительно, правильно, чётко, медленно.
Рисовать (как?) обрывисто, размашисто, мелко, крупно.
-А сейчас с каждой группы по одному ученику записывают на доске.
Упражнение 638 с. 190.
Индивидуальная работа.
-Пока мы выполняем упражнение, некоторые ученики будут выполнять индивидуальные задания.
Работа по карточкам.
-Возьмите зелёные карточки. Прочитайте задание вслух.
-К наречиям подберите синонимы.
-Что такое синонимы? (Слова близкие по значению, но разные по написанию)
-Если вы затрудняетесь найти синоним нужно воспользоваться словарём синонимов. (показать словарь)
Работу выполняют по одному сильному ученику с каждой группы.
1 карточка.
Мелко- (неглубоко),
Внезапно- (неожиданно),
Тихо- (неслышно),
Близко- (недалеко).
2 карточка.
Тяжело- (нелегко),
Срочно- (немедленно),
Свободно- (непринуждённо),
Спокойно- (невозмутимо).
Проверка. За правильные ответы возьмите карточки оценивания.
Слайд 18.
-Прочитайте задание в упражнении 638.
-Допишите пословицы. Подчеркните наречия.
-Прочитайте первую пословицу. (Кончил дело, гуляй смело.)
-В каком случае так говорят, поясните.
-Найдите наречие.
Так же разбираются следующие пословицы. (устно)
Одна голова (хорошо), а две- лучше. Журавль летит (высоко), видит (далеко).
-Запишите понравившуюся пословицу. Подчеркните наречие. Как подчёркиваем наречие? (_ . _ . _ ._)
6.Физминутка. (1 мин.)
-Я называю слова, если это наречие хлопаем в ладоши, если другая часть речи приседаем.
Ярко, быстро, воркуют, рано, даль, игриво, сгоняет, настежь, прекраснее, аккуратно.
7.Расширение словарного запаса детей. Закрепление. (12 мин.)
Работа в группах.
-А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки.
-Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.
1- группа.
Черепашьим шагом (медленно),
Кот наплакал (мало),
Как по маслу (хорошо),
Рукой подать (близко).
2- группа.
Конца- края не видно (далеко),
Шутки в сторону (всерьёз),
Между делом (попутно),
Курам на смех (нелепо).
3- группа.
Кошки скребут на душе (тревожно),
Чуть свет (рано),
Яблоку негде упасть (тесно),
В одно мгновение (быстро).
4- группа.
Шаг за шагом (постепенно),
Как попало (плохо),
В поте лица (усердно),
Исчезнуть в два счёта (мгновенно).
-Проверяем, что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы.
Слайд 19- 1 группа.
Слайд 20- 2 группа.
Слайд 21- 3 группа.
Слайд 22- 4 группа.
-Скажите, где можно найти описание фразеологических оборотов? (в словаре) Показать словарь.
-Составьте предложения с фразеологическими оборотами (устно).
-Запишите понравившееся предложение, подчеркните наречие. (на доске) Н- р: Он работал в поте лица.
-Разгадайте ребус.
-На речь ИЕ (Наречие)
8.Итог урока. (2 мин.)
Слайд 23.
-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?
-Что нового узнали на уроке?
-Что интересное узнали на уроке?
9.Выставление оценок за активность на уроке (по карточкам ответов)(1 мин.)
10. Домашнее задание: (1 мин.) выучить правило с. 190, выполнить упражнение с. 642,
с. 191.
-Прочитайте задание.
-Выпишите наречие вместе с глаголами, которые они поясняют.
Н-р: Открыли Как? настежь.
-Укажите стрелочками главное и зависимое слово, задайте вопрос.
-В первом предложении выполнить синтаксический разбор.
11.Песенка про наречие. (2 мин.)
-Для позитивного завершения нашего урока давайте споём песенку о наречии.
Песенка про наречие.
Иногда бывает вам желательно
Действие или признак пояснить
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
П-в:
Наречие- старое слово,
Наречие- от слова «глаголить»,
Наречие- неизменяемое слово,
Наречия- нужно запомнить.

Знали вы или не знали,
Что наречия читали?
Вы запомните их прочно,
Навсегда, надёжно, точно.
П-в: тот же.
Хорошо, красиво, ладно,
Осторожно, аккуратно,
Чисто, ласково и нежно,
Бодро, холодно и снежно,
Тихо, близко, далеко,
Быстро, весело, легко.
Горько, кисло, очень сладко,
Тяжело, печально, гладко.
П-в: тот- же (2 раза). Ла- ла- ла…

Категория: Начальная школа | Добавил: З@йцев@
Просмотров: 12196 | Загрузок: 1605 | Рейтинг: 2.4/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 10:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru