Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Кругом вода
[ Скачать с сервера (58.9 Kb) ] 2011-05-23, 4:30 PM
Кругом вода
Познавательная игра
Цель: Расширить знания учащихся об особенностях и значении воды в жиз¬ни человека, заложить в детские души основы экологических знаний, кото¬рые с возрастом перерастут в твердые убеждения.
Пособия: Кассета с записью: « Шум прибоя», карта мира, фломастеры, бума¬га с изображением капли, чистый лист бумаги, клей, компоненты круговоро¬та воды в природе, карточки с заданиями, карточки с текстом по ролям, кроссворд.
Ход игры.
Прослушивание записи «Шум прибоя». Эмоциональный настрой. Беседа о воздействии плеска воды, крика чаек на настроение, спокойствие и умиротво¬рение после прослушивания звуков природы.
Ученик.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
— Откуда ты? Вода в ответ:
— Издалека, из океана!
— Потом малыш гулял в лесу. Росою искрилась поляна.
— Откуда ты? — спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
— Ты, газировка, что шипишь?
— И из бурлящего стакана донесся шепот:
— Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда океанская вода!
Взгляните на карту мира Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Вода — одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых рас¬тениях ее еще больше.
При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.
Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Вода побе¬ждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Ее воды богаты разнообразными организ¬мами, которых и Человек использует в пищу.
Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по мо¬рям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно враща¬ет турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги...
Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из ис¬точников горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких ис¬точников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни ме¬талл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без во¬ды! Вот она какая, наша вода!
Конкурс 1 Художественный
— Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. По¬скольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждо¬му участнику раздадут листки бумаги, где изображен контур капли воды, а вы за пять минут попробуете ее так преобразить (дорисовать), чтобы она превра¬тилась в объект (животное, растение либо во что-то из неживой природы), который содержит воду.
Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры.
Завершив работы, участники представляют зрителям свои варианты. У уча¬стников команд конкурса при повторении объектов баллы не засчитываются. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов по пред¬ложенным вариантам. Подведение итогов.

Конкурс 2. Загадочный
Мы часто слышим пословицы и поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лед толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чем в них идет речь? Конечно же, о воде.
На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера. И вы не удивляетесь тому, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разга¬дать.
Загадки попеременно загадываются командам, даются три попытки. Если от¬гадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде.
Примерные загадки:
1. Течет, течет — не вытечет.
Бежит, бежит — не выбежит. (Река)

2. Белая скатерть все поле покрыла. (Снег)
1. Кругом вода, а с питьем — беда. (Море)
2. Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
1. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)
2. Ног нет — а идет, глаз нет — а плачет. (Туча.)
1. Во дворе горой, в избе водой. (Снег)
2. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)
1. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) 2.Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
1. Алена-царевна по городу ходила, ключи обронила.
Месяц видел, солнце взяло. (Роса)
2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)
1. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает — ковром устилает. (Снег)
2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса)

1. Белые барашки на синем лугу... А кто их пасет, понять не могу. (Облака) 2. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)
Конкурс 3. Вода-путешественница.
У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках? В моря впадает множество рек. Поче¬му же моря не переполняются и не заливают сушу?
Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит про¬цесс испарения воды с поверхности всех водоемов земли. В течение года с по-верхности морей и океанов, рек и озер испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя. Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет. Поэтому я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге.
Сейчас вам выдадут чистый лист бумаги, клей и вырезанные из бумаги раз¬личные фигурки. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за пять минут необходимо расположить компоненты круговорота в пра¬вильном порядке и при помощи клея закрепить их, чтобы показать нам. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли все на нашей планете в порядке, или произойдет потоп.

Конкурс 4. Всезнайки.
Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их су¬ществование. Человек использует способность воды растворять различные ве¬щества.
Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации.
Командам-участникам предлагаются карточки с заданиями, которые они об¬суждают в течение трех — пяти минут коллективно и дают свой ответ. Жюри оценивает правильность.

Задание команде 1.
Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и переме¬шалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации?
1) Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать.
2) Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно.
3)Процедить раствор через тряпочку (чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавиться от плавающего мусора и песка.

4)Потом раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль.

Задание команде 2.
Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?
1) Смесь высыпать в посуду с водой.
2) Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать.
3) После этого размешать смесь до полного растворения соли в воде.
4) Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок.
5) Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.
Дополнительные вопросы.

— С этими заданиями вы, ребята, справились хорошо. Поэтому предлагаю вам еще несколько занятных вопросов.
1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? Это отверстие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объеме более чем в 1500 раз. Если в крышке чайника такого отверстия не бу¬дет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнет под-скакивать и греметь.)
2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях кустар¬ников появляются капли воды. Это и есть роса.
1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое белье, развешанное на верев¬ках? В сырую и ненастную погоду воздух сильно насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья будет происходить очень мед¬ленно. Сырое белье лучше всего сохнет в теплую, солнечную и ветреную погоду

2. Поздней осенью стоит холодная и ветреная погода. Пока вода еще не за¬мерзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле? Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду гу¬сям и уткам теплее на воде.

1. Что общего и в чем разница между облаками и туманом? И облака, и ту¬ман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман над поверхностью зем¬ли.)
2. Почему вода в родниках всегда очень чистая? Когда грунтовые воды про¬сачиваются через слои почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей. Происходит фильтрация воды.
Подведение итогов.
Конкурс 5. Театральный.
Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для дейст¬вующих лиц. Им требуется прочитать текст, распределить роли и обыграть их (разрешено текст читать по карточке).
Оценивается артистичность и эмоциональность.

Сценка для команды 1.
Сказка о «нефтяной» рыбке (по мотивам сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке»).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Автор. Старик. Рыбка.
Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.
Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил ста¬рик в море невод. Пришел невод...
Старик (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе). ...с тиной морскою, с ...ржавыми банками, битыми бутылками, рваны¬ми пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришел невод...
Старик (печально). ...с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.
Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришел невод...
Старик (радостно). ...с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою!
Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.
Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в ак¬вариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сде¬латься рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

Сценка для команды 2.
«У острова Буяна» (по мотивам «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина ).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Автор. Князь Гведон. Дядька Черномор.
Автор. Князь Гвидон сидел у моря. Князь Гвидон (сопаткой).
Море вдруг всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Черномора-богатыря,
Нефтью жирною горя.
Стража в мире нет надежней, И храбрее, и прилежней. Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидопу).
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Развелося кораблей —
Кругом мусор на просторе, (Отчаянно.) Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы...
Завтра все может случиться:
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасайте воду!
Итак, мы не просто проиграли с вами сценки, а затронули самый важный во¬прос о чистоте наших водоемов.
Чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погиба¬ет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.
Часто люди оставляют включенными краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь! Разобрать си-туацию. Ученик увидел в туалете открытый кран. Он сказал об этом учителю. Правильно поступил ученик?
Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны ее по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключитель¬ный конкурс.

Конкурс 6. Спаси и сохрани!
Задание в течение пяти минут разработать и записать свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды. Одна группа записывает, что надо делать, а другая, чего нельзя.
Разгадывание кроссворда. Ключевое слово: БЕРЕГИТЕ ВОДУ

Кроссворд
1 Б Е Р Е Г А

2 Р Е К А
3 М О Р Е



4 Л Ё Д




5 С Н Е Г




6 С Н Е Ж И Н К А


7 В О Д О П А Д

8 Б О Л О Т О

9 Д О Ж Д Ь

10 С О С У Л Ь К А

1. Два брата в воду глядятся
Век не сойдутся, (берега)
2. Не конь, а бежит
Не лес, а шумит, (река)
3. Кругом вода,
А с питьем беда, (море)
4. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно, (лед)
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь, (снег)
6. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке, (снежинка)
7. Бежит, ревет, и падает вниз, (водопад)
8. Не вода и не суша -На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь, (болото)
9. Меня часто зовут, дожидаются
А приду - от меня укрываются, (дождь)
10. У нас под крышей
Белый гвоздь, висит
Солнце взойдет - гвоздь упадет, (сосулька)
В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно опи¬сать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь...»
Именно в воде много миллионов лет назад возникли первые живые сущест¬ва, она является колыбелью всего живого.
Подведение итогов заключительного конкурса и итогов

Категория: Начальная школа | Добавил: valentinasokolova | Теги: экология
Просмотров: 3119 | Загрузок: 191 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.2/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-01, 10:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru