Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

урок русского языка по теме: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
[ Скачать с сервера (155.4 Kb) ] 2011-06-23, 9:28 PM
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цели урока:
Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических компетенций.
Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока
1. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!

2. ОСУ
Словарная работа
На доске словарные слова с пропущенными буквами (флипчарт №1)

огромный магазин аллея голубой волшебный
лагерь иней наурыз Астана

-Учащиеся записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму.
Проверку выполняет учащийся у доски.
- Почему нужно запомнить написание этих слов? (это словарные слова, их нельзя проверить)
-Составьте устно предложения со словом Астана разные по цели высказывания.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.
- Какое получилось слово? (открывается флипчарт №2 со словом малина). Запишите его с комментированием.
- Подумайте над лексическим значением этого слова. Малина – это сладкая ягода.
- Давайте назовем грамматические признаки слова малина. (им. сущ., неодуш., ж.р., ед.ч.)
3.Постановка и решение проблемной ситуации
- Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
- Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски)
- Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски)
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами)
-
- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё) – Флипчарт №3
-
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
-

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?

4.Сообщение темы и постановка целей урока
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
5.Открытие нового.
- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 592 на стр. 184 вашего учебника.
- Проверяем упр.592. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (она). Слово она называет предмет или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.
- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 183. Это определение надо выучить к следующему уроку.

- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- На какой вопрос отвечает слово метель? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка ?МЕСТ = ?СУЩ)
-
Проблемная ситуация.
- Послушайте диалог.
Уч-ся (разыгрывают сценку).

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

- Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)

- Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Юля, а как бы ты назвала себя и Мансура одним словом? (Мы).

("1-е лицо").Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".

- Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Мансура указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).

- Юля, а как бы ты обратилась к Мансуру, Вове, Вике, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").

- А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

- Юля и Мансур говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика - она, Вова - он ("3-е лицо").

- Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Мансура одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

- А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)- флипчарт №4 таблица личные местоимения
-
- Физминутка.
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.
- Если я сорву цветок,
- Если ты сорвёшь цветок,
- Если он, и я, и ты -
- Если мы сорвём цветы,
- То окажутся пусты
- И деревья, и кусты.
- И не будет красоты,
- и не будет доброты,
- Если только я и ты -
- Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
6.Применение новых знаний на практике
Самостоятельная работа.

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Самопроверка.

- 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом. – флипчарты № 5-6

- Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.

7.Контроль
На доске картинки с изображением предметов живой и неживой природы. – флипчарт №7 - 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).
8. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что мы узнали о личных местоимениях?
- Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица?
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Флипчарт №8
9. Оценки. Домашнее задание.
Для всего класса: 1)Выучить определение на странице 183.
2)стр.185 упр.596

Дополнительно для сильных учащихся: 3) стр.185 упр.594
Флипчарт №9
Категория: Начальная школа | Добавил: Илья
Просмотров: 9251 | Загрузок: 772 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 9:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru