Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Образование слов с помощью суффиксов.
[ Скачать с сервера (21.7 Kb) ] 2011-07-17, 8:28 PM
Тема урока: Образование слов с помощью суффиксов.
Класс: 3
Цель урока:
- совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов;
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать устную и письменную речь учеников;
- прививать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: Комбинированный урок + презентация

Xод урока:

1. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!

2. ОСУ.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Положили ручки.

3. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме: « Суффикс».

Минутка чистописания.

- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.

Норка, дочка, книжка (слайд№1)

- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

(все слова имеют суффикс -к- )

- Давайте запишем букву Кк в тетрадях.

- Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?

(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш) – (слайд №2)

- Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.

- Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?

( дети дают определение)

- Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?

( выделить окончание и корень)

Задание №1

- Прочитайте стихотворение и в выделенных словах назовите корень и суффикс:
(слайд №3)

По роще калиновой,
По роще осиновой,
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шёл ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика
Зонтик от дождика,
Шляпа и пара колош.
Божьей коровке,
Цветочной головке,
Ласково кланялся ёж.


Задание №2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд. (слайд №4)

- Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?

( КОТ)

-Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.

к о т
к о т ы
к о т и к
к о т и щ е
к о т я т а
к о т е н о к

- Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?

( КОТЫ, изменение формы слова)

- С помощью чего были образованы остальные слова?

( с помощью суффикса)

4. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».

- Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Задание № 3 (слайд № 5)

а) Подбери к слову подходящий суффикс:


Гитара
Трактор
Двор
Читать

Футбол
Лес
Речь
Писать

Пианино
Охота
Учить
строить


б) Образуйте новые слова с помощью суффиксов -к-, -чик-, -ышк-, -енк- (слайд №6)

Солнце, гнездо, песня, трава, заяц

Выдели суффикс, проверь у соседа.

Задание № 4 (работа в парах)

- Внимательно прочитайте данные слова: (слайд №7)

Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.

- От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.

(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)

- Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.

- Как называется этот способ словообразования?

(суффиксальный)

Физкультминутка:


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.

Задание №4. Индивидуальная работа с учащимися по карточкам.

- Сейчас каждый из вас получил задание. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить ( если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).

Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.

Вариант № 1. Впиши суффиксы.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -
Пирог - …

Петух - …

Друг - …

Луг - …

Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.

Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка

Дорожка в саду - …

Воротник из меха - …

Варенье из вишни - …

- Проверяем задания. (слайды №8,9,10)

6. Рефлексия. (слайд №11)

- Что такое суффикс?

- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?

- Какой способ словообразования называется суффиксальным?

- Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?

7. Подведение итогов и результатов урока.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.

8. Задание на дом. (слайд №12)

- Открыли дневники, записали домашнее задание (дифференцированное):
1) страница № 45, упражнение № 175.
2) Составь и запиши небольшой рассказ на тему: « Осень», используя слова с суффиксами –ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ушк-, -ешк-, -ышк-.

Учитель поясняет домашнее задание.

- Молодцы! Урок окончен.
Категория: Начальная школа | Добавил: Илья
Просмотров: 13843 | Загрузок: 919 | Рейтинг: 2.8/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-21, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru