Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературы во 2-м кл.«Хлопот полон рот у природы» (по произв.М.Зверева).Учитель: Хайдарова Г.Т.
[ Скачать с сервера (39.5 Kb) ] 2011-08-22, 3:04 PM
«Акын живой природы Максим Зверев».
школа-гимназия №17 г.Астаны
Хайдарова Гульчехра Тагайкильдиевна
учитель начальных классов
В этом году 29 ноября талантливому писателю-натуралисту Максиму Дмитриевичу Звереву (29.11.1896 - 23.01.1996) исполнится 115 лет. Его творчество было тесно связано с природой Казахстана. «Наш родной дом – это природа. Рассказать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию – это для меня дело всей жизни». Максим Зверев был не только писателем, но и ученым. Более четверти века жизни он посвятил науке: открывал станции юных натуралистов, заведовал научной частью Алматинского зоопарка, позже – Алматинского заповедника. Ему приходилось бороться с бездумными разрушителями природы, которых называл «людьми с камнем вместо сердца». Писатель Виталий Бианки утверждал: «Максим Дмитриевич редкостный наблюдатель, видел то, чего не увидели до него тысячи ученых, понимал то, что никто не понял и не объяснил». А писатель Николай Сладков считал, что Максим Зверев всё видел сам. «Вот тем и хороши рассказы Максима Зверева, что читаются они легко, с интересом и в то же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отношении, - отмечал Михаил Пришвин. - И трудно сказать, для кого больше написаны правдивые и занимательные книги Максима Зверева - для детей или взрослых. И те и другие читают их с удовольствием». Максим Зверев всегда жил в единении с природой, а затем он не ушел из жизни, просто растворился в природе, оставив нам память о себе и свои светлые и мудрые книги, свыше 160 художественных изданий и более 100 научных трудов.

Урок литературы во 2-м классе
«Хлопот полон рот у природы» (по произведению М.Зверева)
Цели:
1)познакомить детей с творчеством М.Зверева, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству;
2) дать понятие «олицетворение», развивать навык правильного выразительного чтения, учить литературному анализу;
3)развивать мышление, память, восприятие, речь;
4) воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет и книги писателя, картинки с изображениями животных, учебник «Литературное чтение» Алматыкітап 2009г.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Приветствие.
Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
II.Постановка цели урока.
-Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
- Скажите, какие признаки осени вам известны?
-Расшифруйте слово, сложив первые буквы в названиях осенних месяцев? (сон)
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
Георгий Граубин
-Во все времена поэты и писатели восхваляли красоту осенней природы.
Писатель Максим Зверев в своем произведении «Хлопот полон рот у природы» изобразил осень в лесу, но сделал это совершенно по-особенному.
III.Изучение нового материала.
1.Слово учителя о биографии писателя:
Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году. Первые литературные пробы были сделаны в 6-летнем возрасте: детские впечатления от охоты с отцом, прогулок по лесу с друзьями Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов. Герои его рассказов самые разные звери и птицы: гордый хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Писатель рассказывал не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергией и стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле. Охрана природы, животного мира с детских лет стала делом всей жизни писателя-натуралиста.

-Прочитайте название произведения. Как вы понимаете это название?
2.Учитель читает текст.
3.Вопросы в ходе анализа:
- Понравилось вам произведения? Чем?
- О каком периоде осени говорит М.Зверев?
- Что в этом произведении необычно?
Реалистичная или сказочная картина нарисована писателем?
(Картина реалистичная, а образы сказочные.)
- Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа)
4.Работа над литературным понятием.
-В литературе такой прием называется олицетворением.
Прочтите определение в учебнике.
- Какой вы представляете Осень? Опишите её.
- Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Осень идет по лесу и покрикивает на лесных жителей, следит за их подготовкой к зиме.)
5.Творческая работа:
Напишите письмо-благодарность Осени за её заботу.
IV.Итог урока:
-Какое произведение читали? Кто его автор?
-В чем проявилось мастерство писателя?
-Тонко знать и любить природу, животный мир дано не каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства и определенные усилия. Все это есть у Максима Дмитриевича Зверева.
-Какой литературный прием использовал писатель в своем произведении?
-Что такое олицетворение?
-Для чего М.Зверев написал это произведение?
(Он хотел показать, как трудно животным в лесу в предзимье, как много у них хлопот, вызвать сочувствие к братьям нашим меньшим, научить быть внимательнее к природе.)
Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Давайте беречь и охранять природу. Не забывайте слова М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять родину…"
Ты, дружок,
Смотри не подкачай.
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птах, ни сверчков,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей. (И. Мазин).
V.Домашнее задание.
Выразительное чтение и пересказ текста «Хлопот полон рот у природы».
Категория: Начальная школа | Добавил: Самал
Просмотров: 10177 | Загрузок: 1251 | Рейтинг: 2.7/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 4:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru