Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка интегрированного урока литературы и трудового обучения 4 класс
[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ] 2011-11-24, 8:00 PM
Интегрированный урок литературы и трудового обучения 4 класс
Тема: С. Сейфуллин «Домбра». Изготовление музыкальных инструментов.
Цели: 1. Знакомство и работа над выразительным чтением и идейным содержанием стихотворения.
2. Способствовать развитию критического мышления через анализ произведения; чтение и анализ стихотворения.
3. Закрепление навыков работы с пластилином
4. Расширение знаний учащихся о музыкальных инструментах.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: учебник, портрет писателя, рисунки к произведению, выставка рисунков учащихся, выставка книг, звуко – запись, компьютер, экран, слайды, музыкальные инструменты, запись пословиц, инструменты и материалы для урока трудового обучения.
Методы; репродуктивный, иллюстративный, наглядно – образный, исследовательский,
проблемный.
Формы: фронтальная, групповая, тестовая.
Приёмы: словесная беседа, сопоставление, сравнение, создание проблемной ситуации,
отслеживание результата.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие: каз. яз. русс. яз.
Психологическая установка: Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, хороший настрой принесёт вам успех в уроке. Нам сегодня предстоит поработать как никогда лучше, у нас сегодня гости и урок наш не обычный – интегрированный, т.е. урок литературного чтения и трудового обучения т.к. темы уроков тесно связаны и цели у нас одни.
II. Объявление темы и цели урока.
- Ребята, прочтите, что написано:
Искусством и трудом жив человек.
- Как вы понимаете смысл написанного?
Вывод: Это объединяющая тема двух уроков. Действительно, через слово, художественные образы, мы учимся видеть прекрасное, понимать окружающий нас мир и полученные познания, применять в процессе труда.
III. Проверка домашнего задания: Из домашнего задания мы проверяем выразительное чтение стихотворения “Я стану человеком” С.Торайгыров.
(чтение под тихую музыку)(2 чел.)
Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Торайгырова «Я стану человеком».
- Какие чувства волнуют героя стихотворения?
Дома готовили задание по вариантам сочинение – рассуждение.
1 в- что значит для тебя»стать человеком»
2 –в – какими качествами по твоему должен обладать «настоящий человек? Послушаем ответы. Чтение.
Вывод: прославление знаний, необходимых для служения родному народу, родине. Любовь к родной стране.
4. Подготовка к чтению художественного произведения.
1. Рассказ учителя о жизни и творчестве С. Сейфуллина.
А сегодня, мы познакомимся с произведением Сакена Сейфуллина стихотворение «Домбра». Перед вами портрет писателя. С. Сейфуллин писатель, поэт, живая легенда казахского народа , человек, испытавший трудные и жестокие времена войны и бед. Но в памяти народа он навсегда останется твёрдым и уверенным в себе человеком.
Продолжают рассказывать биографию писателя, учащиеся, которым заранее было дано дополнительное задание.
Итог (учитель): поэт в своих стихах рассказывает о родном крае, о природе, людях, словом о том, чего так зачастую не хватает вам , малышам в человеческом понимании мира.
5. Беседа с учащимися о музыкальных инструментах.
- Ребята, а какие муз.инструменты вы знаете? Домбра, флейта, житиген, кобыз, асатаяк и др.)
…Если бы вам насыпали в ладони протянутых рук жемчуг он бы непременно заиграл, освещённый солнечными лучами, словно радуга. И в этих красках, нет скорее тонах и полутонах вы бы услышали неповторимую музыку: то задумчивую и печальную, берущую за душу, то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх, то звенящую и тревожную, словно предвестие рока, то радостную и ликующую как удаль смелого джигита на состязании. Именно с таким жемчугом и хочется сравнить необычную коллекцию музыкальных инструментов.
Вы знаете, что поэзия в жизни казахского народа неразрывно связана с музыкой. Обратите внимание как выглядят муз инструменты и из чего они изготовлены.(слайды)
6. А сейчас послушайте легенду о домбре. (рассказывапет ученик).
В давние времена на Алтае жили два брата- великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку.. Стал камни собирать, мост строить. А младший брат всё играет, да играет. Так день прошёл, другой, третий. Не спешит младший брат на помощь к старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу . Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет, нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
7. Первичное осмысление, чтение учителем. Старинная домбра ничем не примечательная с виду, эта бесценная реликвия, как магнит, неприменно притянет вас. А когда вы остановитесь возле неё и дотронетесь до струны, произойдёт чудо. Вдруг запоёт струна, и словно раздвинутся стены комнаты, и зазвенит голос удивительно красивый и нежный. Это голос кудесницы – домбры, запевший в руках виртуозных исполнителей. Послушайте музыку и стихотворение «Домбра С Сейфуллина и постарайтесь представить услышанное (звучит стих – домбра)
а) - Ваши впечатления.
- Какие картины вы представили? О каком муз.инстр. идёт речь? Приходилось ли вам слышать как звучит домбра?
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какие чувства вы испытали?
б) Повторное чтение. Прочитать про себя, пользуясь памяткой
8.Работаем над лексическим значением незнакомых, слов над содержанием стихотворения.
а) Называем непонятные слова и записываем в тетрадь.
Бренчал –
Никла –
Томясь –
Порыв –
Исповедь –

Подобрать синонимы к словам:
Гневалась –
Испускала –
Рыдала –
б) Чтение учащимися, пользуясь памяткой (вслух по 2 строфы – 5 чел.)
- Каким представили героя произведения?
- Прочитать строки, в которых объясняется, почему домбра так близка и дорога?
- Опишите внутреннее убранство юры и находящихся в ней людей.
- Что чувствовали люди, слушая музыку? О чём вели разговор? (зачитать).
- Какова тема, стихотворения? (родины, традиций каз. народа)
Учитель: Домбра и по сей день остаётся для казахов самым любимым национальным инструментом. Через игру на домбре лирический герой передаёт свои чувства и переживания, всё богатство своей души.
- Как играет сначала наш герой? (бренчит) небрежно перебирает струны, но посмотрите, что происходит потом? (Он увлекается и вдохновляется музыкой). Затем в какой – то момент, домбра начинает жить сама по себе, а исполнитель становится просто средством, орудием, помогающим извлечь глубинную суть муз. инструмента.
- Каким вы представляете себе героя произведения?
- Какие изобразительные средства языка здесь использованы? С чем сравнивается домбра и извлекаемые из неё звуки? (сравнивается с танцем, мёдом, шёлк, с душой человека, т.е. с самим человеком , как человек стонет, смеётся, сравнение домбры с душой самого героя, а значит с самим героем)
Корригирующее упражнение для глаз.
- Какую картинку к этому стихотворению вы бы нарисовали?
Обратите внимание на выставку картин, которые нарисовали ребята.
- Что здесь изображено?
- Выборочное чтение (соотнесите с текстом)
- А какова идея произведения? Музыка объединяет людей, находившихся в юрте, стёрла все возрастные, социальные, психологические различия. Чтобы показать, какое место занимает домбра, какова её роль.
-- какие ассоциации вызвало слово домбра при чтении этого стихотворения: (на интерактивной доске дети пишут) составление кластера
СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДЫ, ЮРТА, НЕБО, ПЕСНЯ, СТЕПЬ,
СВЕТ, МИР, КОНИ, ПОЛЫНЬ, ЗЕМНОЙ ШАР, ДОМБРА, мир, печаль, стон, радость, страсть, танец
Вывод: Т.е. всё то, что является неотъемлемым атрибутом жизни кочевника. Песня составляет ещё одну отличительную черту бытия казахов.
Таким образом, юрта и звуки музыки неотделимы друг от друга, что также подчёркнуто в стихотворении.
- Чем является домбра и звуки её ? Какие чувства она вызывает?
…..В тебе вся моя душа,
Порыв молодых страстей,
Ты – исповедь нежных чувств.
Ты – буря в груди моей !....
Рефлексия.
- Чему учит это стихотворение? (любить музыку, свой народ, традиции своего народа, т.е свою страну с её степными просторами, запахами полыни, звуками домбры – а это всё искусство слова, которое помогает с любовью смотреть на мир).
Вывод: Значит, чтобы овладеть искусством, надо этому учиться, много знать, читать.
Вы сегодня старались показать своё мастерство в выразительном чтении стихотворения, в мастерстве слова, а теперь покажите своё мастерство и искусство в изготовлении музыкального инструмента.
I. Беседа.
1. Проверка восприятия.
- Из чего изготавливают музыкальные инструменты? (Каз. Муз инструменты готовят из древесины ели, арчи, сосны, карагача и.т.д. Эти материалы способствуют хорошему звучанию инструментов.)
- Какие материалы понадобятся вам для работы? (пластилин, нитки)
- В какой последовательности будете выполнять работу? Из целого куска пластилина, вытягивая, или из 2 кусков, соединяя гриф домбры. Определитесь.
2. Повторить правила (какие правила техники безопасности при работе с пластилином должны соблюдать)
3. Задание: пользуясь инструкционной картой вылепите музыкальный инструмент.
- А сейчас прослушайте последовательность изготовления
Материалы:
Пластилин
Нитки
ТБ
Острые инструменты, используемые при работе хранить в специально отведённом месте.
Во время работы не бери в рот кусочки пластилина.
соблюдай личную гигиену и содержи в порядке рабочее место.
Последовательность изготовления:
Приготовь пластилин, разомни его, чтобы он стал мягким.
Используй целый кусочек пластилина или два кусочка, по желанию
Вылепи форму музыкального инструмента – домбры – грушевидной формы
Натянуть струны (нити).
-Выполнение работы. Руководители групп следят за выполнением техники безопасности и соблюдением порядка на рабочем месте.
Звучит казахская музыка, которая поможет в фантазиях учащихся почувствовать национальный колорит. Самостоятельная работа учащихся по лепке музыкального инструмента.
- Выполнение работы.
- Окончание работы.
- В какой последовательности выполняли работу? (из целого или кусочков)
IV. Итог урока.
Представить свои работы, что вы учитывали выполняя музыкальный инструмент?
Выставка – представление работ ( учащиеся представляют свою работу по два представителя с каждой группы):
Что вы старались показать своей работой? (что вылепил и старался изготовить так, чтобы было похоже на оригинал.
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто его автор?
- О каких музыкальных инструментах узнали?
Вывод. Этим уроком мы завершили тему, которой расширили представление о музыкальных инструментах. И точкой нашего урока могут быть слова: «Искусством и трудом жив человек».
Кто и как проявил себя в искусстве художественного слова и мастерстве – комментирование оценок.
Домашнее задание с. 226 выразительное чтение стихотворения. Подготовить сообщение о музыкальных инструменте. (по желанию).
Урок окончен. Спасибо.

Составила: Янкова Т.М.
Учитель начальных классов ШКНВ №17 г. Петропавловск СКО
Категория: Начальная школа | Добавил: teacher50
Просмотров: 2638 | Загрузок: 768 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 1:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru