Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Казахская народная сказка "Три друга" урок по литературному чтению во 2 классе
[ Скачать с сервера (81.5 Kb) ] 2011-01-12, 11:06 PM
ТЕМА: «Три друга».
Казахская народная сказка.

Тип урока: предметный урок.

Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой.

Задачи: - отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усо-вершенствованию техники чтения;
- способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению;
- воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

Методические приёмы: - самостоятельная работа учащихся в парах;
- иллюстративно – наглядный;
- работа с книгой;
- словесный;

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», слоговые таблицы,
сюжетные и предметные картинки, карточки с заданиями,
таблицы для работы в парах, картинки с изображением
настроения, аудиозапись.

План.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Работа по теме урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Я рада вам, ребята, я рада видеть гостей в нашем классе, я рада свету, солнцу.
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «Пять»!

2. Актуализация знаний.

- Что такое «Устное народное творчество»? (УНТ – произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом)
- Что такое сказка?
- Какое определение сказки вы нашли в словарях?
- Какими словарями вы пользовались?
- Какие виды сказок вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые)
- С чего начинается сказка? (с присказки, зачина)
- Чем заканчивается? (концовкой)

 Самостоятельная работа.

«Найди пару». (Соединить стрелками)

- Из какой сказки зачин и концовка?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте музыку.
- В исполнении какого инструмента звучит музыка? (домбра)
- Что вы о нём знаете? (Древнейший казахский двухструнный щипковый муз. инструмент; найден в 4 в. нашей эры; похож на разрезанную пополам грушу.)
- Как вы думаете, сказку какого народа мы будем сегодня читать?
- Название сказки вы узнаете, найдя значения выражений.
- Переведите название сказки на казахский язык. (Үш дос, үш жолдас

Р 50 + 6 У 78 – 70 И 90 – 60
Г 87 – 7 Т 10 + 6
Д 99 – 9 А 18 – 8

16 56 30

90 56 8 80 10

4. Работа по теме урока.

 Чтение сказки с элементами инсценировки.

 Первичное восприятие.

- Понравилась ли вам сказка?
- Чем понравилась сказка?
- К какому виду относится сказка? (о животных)

 Чтение с остановками.
Три друга.
Казахская народная сказка.
Подружились как-то козлёнок, ягнёнок и телёнок. Раз козлёнок поглядел на дальнюю гору и говорит:
- Кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за гору?
- Я видел, - сказал ягнёнок.
- Я видел, - сказал телёнок.
- Так давайте, - предложил козлёнок, - разведаем, где же прячется на ночь солнышко.
И в тот же день они убежали из стада. Искали их пас¬тухи, да разве найдёшь в степи? Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не оки¬нуть.

Вопросы:

- Что узнали из прочитанного?
- Какие события происходят? (подружились, убежали)
- Кто мама козлёнка? Ягнёнка? Телёнка?
- Как понимаете слова: разведаем (узнаем), аркан (длинная верёвка с петлёй для ловли
животных), выражение «глазом не окинуть» (большая).

* * * * * * * * *
Вот идут друзья степью. Всё ближе гора. Радуются они. Вдруг, перед ними арык. Как перебраться? Разбежал¬ся козлёнок и вмиг перескочил на другой берег. А за ним ягнёнок с телёнком. Идут дальше, и нашли на дороге ме¬шок. Развязали его, а в нём четыре звериные шкуры барса, медведя, волка и лисицы. Побрели с мешком даль¬ше. Вот уже гора совсем рядом. Видят - у горы стоит бе¬лая юрта. А в юрте шум и гам, песни и звон домбры. Дру¬зья и зашли в юрту. А там дикие звери праздник справ¬ляют. Пёстрый барс кумыс пьёт. Толстый медведь халву сосёт. Серый волк ба-урсаки уплетает. Рыжая лиса на дом¬бре играет.

Вопросы:

- О чём узнали из этой части?
- Какие картины можете нарисовать?
- Что такое «арык», «кумыс»? (оросительный канал, кобылье молоко)
- Как друзья перебрались через него?
- Что по дороге нашли? (мешок)
- Что в нём было?
- Что стояло возле горы?
- Кого увидели в юрте друзья? (пёстрого барса, толстого медведя, серого волка,
рыжую лису)
- Кто такой барс?
- Как лису называют в других сказках?
- Что делали дикие звери?
- Почему их называют дикими?

* * * * * * * *
Застыли на пороге козлёнок, ягнёнок и телёнок. По¬няли, что попали в беду. А у зверей глазищи разгорелись: такая лакомая закуска сама в зубы идёт! Подмигнула лиса своей шайке и ласково заговорила:
- Милости просим, дорогие гости! Сам аллах прислал вас сюда. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А пока сыграйте нам на домбре и спойте.

Вопросы:

- Как повели себя друзья? (застыли на пороге)
- Почему?
- Как понимаете слово «шайка»?

* * * * * * * *
Ягнёнок молчит, слова вымолвить не может. Телёнок только пятится. А козлё-нок тряхнул кудрявой шёрсткой и говорит:
- Давай, лиса, домбру! Только слушайте внимательно.
И запел:
- Трынди-трын, моя домбра! Пусть не ждут враги добра! Пёстрый барс нам нипочём, Толстый мишка нипочём, И волчище нипочём, И лисица нипочём. Как накинемся втроём, Всех злодеев задерём!
- Да вы кто такие? - зарычал барс.
- Мы охотники степные, - отвеча¬ет козлёнок.
- А куда идёте? - взревел медведь.
- Несём товар на базар.
- А какой у вас товар? - спросил волк.
- Звериные шкуры.
- Где же вы их взяли?
- С ваших родичей сняли, - ответил козлёнок и выт¬ряхнул из мешка все че-тыре шкуры.

Вопросы:

- Как повёл себя ягнёнок? Телёнок?
- А козлёнок? (запел песню)
- О чём он пел?
- Кто такие родичи?

* * * * * * * *
Окаменели зубастые разбойники от страха. Потом взвыли да разом в дверь и бежать без оглядки! А три дру¬га остались в юрте. Закусили они с дороги и стали ду¬мать, как быть дальше. Козлёнок говорит:
- Сейчас мы своих врагов напугали. Но они могут опомниться и вер-нуться назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше поскорее домой. В родном краю нам никакой зверь не опасен, джигиты-пастухи нас ни-кому в обиду не дадут.

Вопросы:

- О чём узнали из прочитанного?
- Что произошло? (окаменели, убежали)
- Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»? (быстро
бежать, погибнуть)
- Кто такие джигиты? (сильные, смелые)

* * * * * * * *
И через минуту все трое были уже далеко от белой юрты, ещё дальше - от го-ры. Впереди мчался козлёнок, следом за ним ягнёнок, а сзади - телёнок. К вечеру до-мой добрались. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как славно всё получилось. Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.

Вопросы:

- Когда попали домой друзья?
- Что значит «бранить»?

 Обобщение прочитанного.

- Кто из героев сказки вам понравился?
- На кого из них вы бы хотели быть похожи?
- Почему?
- Что помогло козлёнку спастись самому и спасти друзей от врагов?
- Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, куда солнышко уходит спать?
- А вы знаете, куда уходит солнышко? (за горизонт)
- Вспомните, что такое горизонт?
- Можно ли дойти до горизонта?
- Чему учит сказка?

 Словесное иллюстрирование.

5. Домашнее задание.

пересказ сказки, найти в толковых словарях определение слову «друг»

6. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке?
- Всё ли было понятно на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Категория: Начальная школа | Добавил: Lalika | Теги: урок, литературное чтение, казахская сказка
Просмотров: 12759 | Загрузок: 640 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru