Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Методическая разработка "Экологический курс"
[ Скачать с сервера (856.7Kb) ] 2014-01-06, 3:30 PM
«Экология әлемінде» курсының бағдарламасы
Программа курса «В мире экологии»

Автор: Оганджанян С.А.
учитель начальных классов



Есильский район
Амангельдинская средняя школа
2013 год

Календарно-тематическое планирование
№ Тема Теор. Практ. Кол-во Сроки
Введение в экологию
1 Что изучает экология 1 1
2 Проблемы охраны окружающей среды 1 1
3 Цифры в экологии 1 1
4 Решение экологических задач 1 1
5 Причины и источники загрязнения природы 1 1
6 Экскурсия «Здравствуй, лес!» 1 1
Загадки живого мира
7 Цепочка в природе 1 1
8 Травоядные и хищники 1 1
9 История с комарами и кошками 1 1
10 Народные приметы 1 1
11 Взаимосвязь живой и неживой природы 1 1
12 Выпуск листовок «Помоги животному!» 1 1
13 Изготовление кормушек для птиц 1 1
Влияние человека на природу
14 Экологические катастрофы 1 1
15 Влияние космоса на нашу жизнь 1 1
16 Движение «Невада-Семипалатинск» 1 1
17 Животные и растения Казахстана, занесенные в Красную книгу 1 1
18 Оформление альбома «Эта хрупкая планета» 1 1
19 Эрозия почвы 1 1
20 Аральская экологическая катастрофа 1 1
21 Заповедники Казахстана 1 1
22 Изготовление запрещающих знаков 1 1
Экология и здоровье человека
23 Чистая и полезная вода 1 1
24 Чем мы дышим? 1 1
25 Легкие нашей планеты 1 1
26 Экскурсия в школьный краеведческий музей 1 1
27 Просмотр и обсуждение фильма на экологическую тему 1 1
28 Конкурс сочинений «Мы хозяева Земли» 1 1
Экологические проблемы родного края
29 Наблюдение за экологическим состоянием села. Составление правил поведения в природе 1 1
30 Учимся беречь все живое. Оформление «Жалобной книги природы» 1 1
31 Растения и животные нашего края, нуждающиеся в защите 1 1
32 Акция «Чистые берега» 1 1
33 Итоговое тестирование 1 1
34 Выставка работ на экологическую тему 1 1

Программа курса «В мире экологии»
№ Раздел Базовое содержание Требования к уровню подготовки уч-ся
1 Введение в экологию Раздел знакомит детей с тем, что изучает увлекательная и очень нужная наука – экология, которой занимаются сейчас многие ученые во всем мире. Это наука, которая исследует как живые существа связаны со всем, что их окружает. Экология подсказывает, как лучше поступать, чтобы сохранить природу и не повредить человеку. Значение экологии в нашей жизни. Знать значение слова «экология», какое значение для людей имеет окружающая их природа, какие опасности угрожают природе и как нужно ее беречь. Как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
2 Загадки живого мира Изучаются процессы, которые дают возможность всему живому на Земле жить и развиваться. Приводятся примеры попыток уничтожить одно из звеньев, что неизбежно ведет к гибели всей цепочки. Уметь найти связь живого и неживого в природе, знать, как образуется цепь питания, знать о значении отдельного звена в цепи, приводить примеры гибели цепи в результате неразумного поведения человека в отношении одного из звеньев, самостоятельно прослеживать связь в природе
3 Влияние человека на природу Темы раздела показывают, что иногда деятельность человека нарушает равновесие в природе. Пустеют кладовые Земли, реки текут вспять, высыхают водоёмы, загрязняется окружающая среда. Определять факторы, представляющие опасность для планеты, знать меры по охране природы, предлагать свои, иметь понятие о Красной книге, владеть сведениями об исчезнувших животных, птицах и растениях Казахстана, знать заповедники Казахстана, экологически неблагоприятные районы республики
4 Экология и здоровье человека Рассматривается место человека в экосистеме. Влияние загрязнения окружающей среды на его здоровье. Здоровый образ жизни и правильное питание. Знать влияние окружающей среды на здоровье человека, значение чистой воды и чистого воздуха. Уметь предупреждать болезни, закаливать свой организм, правильно питаться, знать лекарственные растения своего края, правила их сбора
5 Экологические проблемы родного края Путем исследований, практической деятельности, учащиеся изучают проблемы экологии своего села. В результате усвоения курса, они предлагают помощь по очистке леса, берега озера, школьной территории, ведут борьбу за чистоту села, примером активных действий увлекают других. Уметь вести наблюдение за состоянием воды в местных водоёмах, состоянием леса. Знать пользу, приносимую животными птицами, насекомыми нашего края. Знать правила посадки деревьев, кустарников, меры по борьбе с оврагами.

Пояснительная записка
Курс имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Острота экологических проблем связана с дефицитом экологической культуры.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально – активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: формирование эмоционально окрашенного образа окружающего мира, ценности жизни, согласия, взаимопонимания, единства природы и общества; формирование в сознании ученика личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности; развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества; воспитание любви к своей Родине, формирование экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Изучение курса предполагает воспитание экологически грамотной, настойчивой и ответственной личности, способной к активной деятельности по охране окружающей среды, к анализу экологических ситуаций.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные знания.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы, игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Используя опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений должен вызывать эмоциональные реакции учащихся, формировать у них личное отношение к проблеме. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, рождение идей о пути ее решения. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения к проблемам. Следует обращаться к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи, сочинения, фотографии, альбомы, поделки). Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала. Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов (озеленение школы и школьной территории, очистка берега водоёма, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, сбор плодов и семян растений). Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Во время экскурсии учитель дает детям экологические знания и прививает нормы экологического поведения. Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии.
Материалы курса возможно интегрировать с предметом «Познание мира», использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях. Знания, полученные при изучении экологии, ученики смогут использовать на интеллектуальных марафонах, олимпиадах.
Предлагаемый мной материал вызывает огромный интерес у учеников. Использую различные игровые и занимательные задания, викторины, кроссворды, конкурсы (сочинений, кормушек, стихотворений, поделок), загадки, ребусы, что активизирует познавательную деятельность детей. На уроках они решают серьезные проблемные вопросы, выполняют исследовательские задачи (рефераты, наблюдения, оформление альбомов) Учащиеся проявляют инициативу, активность в решении экологических проблем села. Большой успех имела акция «Чистые берега», каждый старался собрать мусора больше других, при этом осуждая тех, кто оставляет его после себя. Уверена, что после этого у моих детей не поднимется рука, чтобы бросить фантик. Итогом конкурса кормушек был целый ряд оригинальных по своей архитектуре и оформлению домики, они были развешены в школьном саду и всю зиму пополнялись кормом для птиц. Результативно проходят экскурсии в краеведческий школьный музей, лес, водоем. При выполнении творческого задания по изготовлению экологических знаков учащиеся показали свою фантазию и выдумку, здесь им пригодились знания правил поведения в лесу, на водоеме, которые они сами же и разработали. Наблюдая за экологическим состоянием села, дети пришли к выводу, что человек – часть природы, он существует внутри и неотделим от нее. Эта связь проявляется в многогранной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, как положительном, так и отрицательном. Итогом наблюдений было оформление «Жалобной книги природы».

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУББОТНИК»

«УБОРКА ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ»


«В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ»


«КОРМУШКИ ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМ»

Мониторинг эффективности использования предлагаемого курса
(По результатам анкетирования и тестовой диагностики учащихся)
Направления курса 2012-2013 уч. год % 2013-2014 (1 п) уч. год %
Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению 68 89
Экологическая ответственность 74 95
Стремление оказать помощь природе 83 97
Знание теории курса 57 76
Понимание необходимости продолжить изучение экологического материала 66 90

Список литературы для учителя:
1. Журнал «Начальная школа Казахстана» № 5-6 2010 г., № 5 2005 г., № 2 2006 г.
2. А.П. Васильева «Экологическая зоркость» 2008 г.
3. «Окружающий мир. Экология.» хрестоматия 2008
4. Журнал «Педсовет» № 6 2000 г.
5. А.А. Плешаков «Природоведение» 1994 г.
6. «Экология в начальной школе» 2004 г.
Список литературы для детей
1. «Я познаю мир». Детская энциклопедия: Растения. М., 1995 г.
2. «Все обо всем». Энциклопедия. М., 1998-2000г.
3. «Защищай, береги, умножай». М., 1978 г.
4. «Почемучка». Дитрих А.К., Юрмин Г., Камурникова Р., М., 1988 г.
5. Тарабарина Т.И., И учеба и игра: природоведение. Ярославль, 1997 г.

Приложение А
План подготовки учителя к экскурсии
1. Наметить тему.
2. Определить цели и задачи, составить план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся, выполнение общественно-полезных дел, распределить обязанности.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как их оценить.

Приложение Б
Экологическое тестирование
1.Экология – это…
А) наука о связях между живыми существами и окружающей средой
Б) наука о загрязнении окружающей среды
В) наука, изучающая растения и животных
2. Самая чистая вода
А) в открытом водоеме
Б) дождевая
В) подземная
3. Меры по очистке воздуха
А) закрыть заводы и фабрики
Б) озеленение
В) установка фильтров на предприятиях, озеленение
4. Экологическая катастрофа
А) крушение поезда
Б) авария судна, перевозящего нефть
В) ураган
5. Как бороться с оврагами
А) засаживать деревьями, кустарниками, засыпать
Б) распахивать
В) не нужно с ними бороться
6. Паук плетет паутину к…
А) дождю
Б) сухой погоде
В) поздней осени
7. Инициатор движения «Невада - Семипалатинск»
А) Т. Аубакиров
Б) правительство Казахстана
В) О. Сулейменов
8. Охрана окружающей среды – это дело…
А) президента республики
Б) каждого человека
В) местных акиматов
9. Какое из лекарственных растений принимают при кашле
А) подорожник
Б) одуванчик
В) корень солодки
10. Какое место для костра надо выбрать, чтобы не навредить природе
А) открытую поляну
Б) берег реки
В) березовую рощу
11. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах диких птиц
А) можно повредить яйца
Б) птица бросит гнездо
В) птица испугается
12. Цепи питания заканчиваются
А) хищными животными
Б) растениями
В) растительноядными животными
13. Почему дым при пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?
А) застилает глаза
Б) затрудняет дыхание
В) содержит ядовитые вещества, продукты горения
14. Заповедник, который находится на острове в Аральском море
А) Барсакелмес
Б) Маркаколь
В) Коргалжын

Приложение В
План урока № 23
Тема: Чистая и полезная вода
Цель: формирование начального понятия об экологии воды
Задачи: закреплять знания о возможных источниках загрязнения воды и
мерах по ее охране;
развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: игра
Оборудование: интерактивная доска, жетоны, чистые листы бумаги,
фломастеры.
Ход урока
1. Орг. момент. Слайд 1 с изображением водоема.
Тренинг «Дыхание счастья»
При вдохе мысленно вдохните аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а выдохните печаль, злость, гнев, обиды.
2. Сообщение темы.
-Сегодня мы будем говорить о том, как сохранить воду на Земле чистой и полезной. Наш класс разделен на 2 группы: «Озёра» и «Реки». Каждая команда должна как можно больше набрать очков-капелек, и в конце урока мы подсчитаем и выявим победителя.
3. Актуализация опорных знаний. Слайд 2 с вопросами
Блиц-опрос
1 Как называется начало реки (исток)
2 Какое озеро самое большое? (Каспийское)
3 Самый большой океан Земли (Тихий)
4 Его выделяют растения (кислород)
5 Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство, а в экологии это называется…(среда обитания)
6 В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах (фильтр)
7 Маленькие санитары природы, мы их не видим (микроорганизмы)
8 Это бывает когда нет дождя, жарко, как в пустыне (засуха)
9 Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)
4.Экологическая задача. Слайд 3 (формулировка задания)
-Обходил Лесовичок свои владения, глядь, выскочила рыбка и молвит человеческим голосом: «Не пускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, нет больше сил жить там!» Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там ее дом?
Задание: составить правила охраны воды каждой команде.
(Зря не разливать воду, очищать водоёмы от мусора, не отлавливать раков, моллюсков, строить очистные сооружения на заводах и фабриках)
-Сейчас строят и такие предприятия, у которых нет сточных вод. Грязную воду очищают и снова используют и так далее.
5. Творческое задание. Слайд 4 на экологическую тему.
Рисование экологических знаков на тему «Берегите воду».
Защита работ.
6. Конкурс капитанов.
Составить лозунг, призыв к людям об охране воды (Чистая вода – богатство, которое ничем не заменишь. Вода – источник жизни, берегите её.)
7.Разгадывание кроссворда. Слайд с изображением моря и судна.
- После крушения танкера с нефтью пострадали живые существа в море. Давайте им поможем, разгадаем кроссворд.

По горизонтали:
1. Он похож на мягкий таз, 3. Кто из хищников морских
Зоркий блеск огромных глаз, Так опасен для других,
Восемь длинных гибких ног, Когда в поисках обеда
Под названьем… (осьминог) Мчится быстро, как торпеда?(акула)
По вертикали:
2. Что такое там плывет? 4. Меньше рака, но не рак
Не желе это, не лед Назовем ее мы как?
И не мякоть от арбуза И вареная нередко
В море плавает …(медуза) На столе у нас…(креветка)
Вывод: люди должны более ответственно продумывать свои действия, беречь себя и природу от необдуманных поступков.
8.Подведение итогов, подсчет очков-капелек.
9. Дома: реферат «Берегите воду»
10. Рефлексия.
Ф.И. ученика___________
Сегодня на уроке я:
• Научился__________________
• Было интересно_______________
• Было трудно_________________
Своей работой на уроке я:
• Доволен;
• Не совсем доволен;
• Я не доволен, потому что__________________

Приложение Г
Классный час «Знатоки природы»
(После изучения темы «Здравствуй, лес!»)
Цель: расширение знаний о животных
Задачи: прививать любовь к лесу, ко всему живому;
развивать наблюдательность, интерес к изучению природы;
воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: вращающийся барабан с секторами, призы, интерактивная доска.
Форма проведения: игра «Поле чудес»
Отборочная викторина
(Трое ответивших составляют тройку игроков)
1-й тур
1. Че дышат рыбы? (Жабрами)
2. Кто может пить ногой? (Лягушка)
3. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)
2-й тур
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
2. Кто спит под своими ушами? (Заяц)
3. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
3-й тур
1. Какое животное живет до ста лет? (Черепаха)
2. Место, где звери и птицы живут не боясь людей. (Заповедник)
3. Кто кукует у кукушки? (Самец)
Игра
Задание для 1-го тура
Те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах (Браконьер)
Задание для 2-го тура
Этот заповедник находится в Акмолинской области (Коргалжын)
Задание для 3-го тура
Какая ягода заменяет лимон, потому как содержит лимонную кислоту?
(Клюква)
Задание для супер игры
Самая большая из всех хищных птиц (Гриф)

Приложение Д
Памятка
Как сажать деревья и кустарники
1. Выбирают место для посадки.
2. Выкапывают яму, такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.
3. Для подвязывания дерева в дно ямы забивают кол длиной полтора-два метра.
4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нем расправляют корни дерева или кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, должно быть немного выше поверхности почвы.
5. Один человек держит деревце или кустарник, а другой осторожно закапывает яму. Место, где корни переходят в стебель, засыпают землей. Затем ее уплотняют.
6. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.
7. Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.


П
Категория: Начальная школа | Добавил: СВЕТЛАНАВИП
Просмотров: 940 | Загрузок: 101 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru